Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды анкетных вопросов




Методы сбора первичной социальной информации

Опросные методы социального исследования:

· анкетирование;

· интервью (беседа).

Неопросные методы:

· наблюдение;

· анализ документов (в том числе биографический метод);

· эксперимент;

· изучение случая (кейс-стади).

Опросные методы

Анкетные опросы:
экспресс-опрос, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.

Интервью:
свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.

В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин "опрос" подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью. Будем придерживаться расширенной трактовки опроса.

Опрос предусматривает:

1. устное или письменное обращение к определённой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

2. регистрацию и статистическую обработку полученных ответов;

3. теоретическую интерпретацию полученных данных.

a. Существуют две большие разновидности опроса – анкетирование и интервью.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство – вопросник, т. е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов, адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответов.

Анкетирование – это вопросно-ответная форма организации текста.

Все вопросы анкеты обычно разделяют:

1. по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности);

2. форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3. методической функции (основные и неосновные, контактные и контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки и др.);

4. отношению к личности респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5. технике заполнения (трудные, сложные).

Интервью – это беседа, проводимая по заранее разработанному плану и предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом (опрашиваемым).

Методология и технология интервью
Интервью – это обязательно целенаправленное общение. Научное интервью представляет собой метод получения информации в ходе живого диалога, подчинённого определённой исследовательской цели. Термины беседа и интервью имеют близкий смысл. Этому способствует тот факт, что второй термин заимствован из английского языка, где он является полным синонимом нашего слова беседа. Однако в социологии предпочитают термин "интервью", в психологии – "беседа". В социальной работе более уместен термин "беседа".

Интервью по отношению к анкетированию имеет ряд преимуществ: в нём практически не бывает вопросов без ответов; неопределённые и противоречивые вопросы можно уточнить; есть возможность зафиксировать не только вербальную, но и невербальную реакцию респондента; получаемая информация полнее, глубже и достовернее. Следует учитывать особенности российских респондентов: их нетерпеливость, страх перед опросом, степень скрытности, эмоциональность. Кроме того, могут возникнуть семантические трудности, связанные с неадекватным пониманием слов, употребляемых в ходе опроса.

Интервью различаются:

1. по степени стандартизации вопросов;

2. по числу обсуждаемых тем;

3. по количеству опрашиваемых.

Формализованное интервью – это беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов с вариантами ответов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми.

Неформализованное интервью – это длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения ведущего беседу (интервьюера).

По числу обсуждаемых тем различают следующие виды интервью: фокусированное (направленное) и нефокусированное (ненаправленное).

Фокусированное, или направленное, интервью – это подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен. Фокусированное интервью может быть формализованным и неформализованным.

Нефокусированное (ненаправленное) интервью – это свободная беседа исследователя с респондентом, в которой нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла.

По количеству опрашиваемых различают индивидуальное, или личное, интервью и групповое интервью. В последнем случае интервьюер называется модератором. Главные разновидности группового интервью – фокус-группы и мозговая атака. Метод фокус-группы имеет преимущественно разведывательный характер, в нём используются простые по структуре вопросники. Синонимом данному термину может быть групповая дискуссия.

Фокус-группа – это беседа небольшой группы людей по определённому плану на заранее поставленную специалистом – исследователем тему. Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее анкетирования или личного интервью благодаря более глубоким ответам на вопросы модератора; появлению новых идей, возникающих в ходе группового обсуждения проблемы; оперативности и экономичности метода. Фокус-группа позволяет за короткий срок определить причины возникновения проблемы.

Можно различать интервью по месту проведения: по месту жительства, по месту работы или учёбы. По стилю ведения интервью бывают жёсткие и мягкие. По целевой заданности различают интервью диагностическое и клиническое (последнее используется как метод психотерапевтической помощи). Интервью (беседа) в деятельности социального работника играет весьма важную роль. Умение вести беседу входит в круг его профессиональной компетенции. Поэтому главное внимание обратим не столько на технику проведения беседы, сколько на характер информации, получаемой с помощью данного метода исследования.

Беседа – это гибкий метод получения информации. Поэтому она лучше всего соответствует тому типу исследования, которое обозначают как поисковое (пилотажное). Здесь гипотезы не столько проверяются, сколько выдвигаются. Пилотажное исследование носит чисто индуктивный характер – выявление конкретных фактов постепенно переходит к осторожным выводам и обобщениям.

Одна из главных проблем, возникающих при использовании беседы в качестве исследовательского приёма, – проблема фиксации данных. Возможны два крайних варианта: или попытаться всё зафиксировать с помощью технических средств, или целиком положиться на память. На практике используется некий промежуточный вариант: исследователь делает краткие заметки по ходу беседы.

От обычного разговора беседа как исследовательский приём отличается тем, что отношения между собеседниками асимметричны. Ведущий беседу исследователь играет активную роль в определении её темы и характера.

Достоинства метода беседы. Метод беседы позволяет:

1. проводить исследование без заранее сформулированного сценария;

2. общаться с респондентом, используя привычную для него лексику;

3. получать глубоко личную информацию; выявлять субъективное отношение к чему-либо;

4. предоставлять респонденту возможность стать экспертом по обсуждаемой проблеме и сотрудничать со специалистом, что не всегда возможно при традиционном интервью;

5. получать качественную (т. е. не количественную) информацию по широкому кругу вопросов.

Однако этот метод сопряжён со значительными трудностями на этапе обработки полученных данных и при их формализации. Кроме то-го, он предполагает глубокие знания специалистом (интервьюером) обсуждаемых вопросов. Метод опроса в различных вариациях широко используется социальными службами для получения первичной информации о потребностях в услугах, качестве оказываемых услуг, эффективности того или иного метода, содержании методических рекомендаций и т. д.

Неопросные методы

1. Наблюдение – метод сбора первичной информации путём прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. Наблюдение является самым старым методом человеческого познания. Этот метод широко используется во многих сферах социальной практики для изучения реальности. Но не каждое наблюдение может быть использовано в научных целях. Научное наблюдение следует отличать от обыденного. В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения – непосредственного восприятия живой действительности. В отличие от обыденного научное наблюдение отличается тем, что:

1. оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам;

2. наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре;

3. все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения по определённой системе;

4. информация, полученная путём наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

О наблюдении как инструменте познания можно говорить лишь в том случае, когда: сформулированы задачи и гипотезы; определены объект, предмет и категории наблюдения; проведена необходимая подготовительная работа (определены условия наблюдения, подготовлен необходимый инструментарий – дневник наблюдения и др.).

Объект наблюдения в социальной сфере – состояние социальной общности, коллектива, группы, индивида; социальный процесс; тот или иной аспект социальной действительности; элементы деятельности.

2. Эксперимент в социальной работе

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это исследовательская стратегия, в ходе которой осуществляется целенаправленное наблюдение за тем, как ведут себя одни характеристики явления (процесса, ситуации), если последовательно и в определённом порядке изменять другие характеристики явления (процесса, ситуации).

Эксперимент как специфический метод сбора первичной информации и особый тип исследовательской процедуры считается идеальным научным методом, поскольку предполагает строгий контроль всех условий проведения опыта. По характеру экспериментальной ситуации различают эксперименты полевые (естественные) и лабораторные. Строгий учёт всех условий опыта легче всего осуществить в специально оборудованной лаборатории. Естественный эксперимент более труден для проведения, а его результаты почти всегда оставляют простор для альтернативных интерпретаций. Полевой эксперимент – ведущий метод ориентированных на практику оценочных исследований.

В социальной работе эксперимент проводится в естественных условиях. Как правило, целью такого исследования является изучение эффективности новой социальной программы или методики. Именно с этим типом исследований чаще всего имеют дело социальные работники. Эксперимент в социальной работе носит прикладной характер, так как проводится с целью получения объективной информации, необходимой для принятия практических решений.

Исследовательскую деятельность в социальной сфере в форме эксперимента, осуществляемого в реальных условиях, нередко называют опытно-экспериментальной, поскольку она является ещё и преобразовательной (по своим практическим результатам).

Структура эксперимента:

· объект и предмет исследования как зависимая переменная;

· методы и средства преобразования "предмета в объекте" как независимые переменные;

· технология (методика) использования независимых переменных;

· диагностика и методы диагностики результатов влияния независимых переменных на зависимые переменные.

Объект и предмет экспериментирования в социальной работе – это те процессы и явления социальной практики и их качественные свойства, которые предполагается усовершенствовать: качества, свойства, отношения, методы (приёмы, способы), технологии и т. д. Следует иметь в виду, что объект и предмет экспериментирования не является объектом всего исследования.

3. Изучение письменных документов

Слово "документ" произошло от латинского docymentum – свидетельство, доказательство.

В специальных нормативных актах документ – носитель социальной информации – определяется "как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека".

Большая часть информации, необходимая для социального исследования, содержится в документальных источниках.

Социальная информация является результатом определённой социальной деятельности и отражает социально значимые отношения, интересы, потребности, проблемы.

Свидетельство о рождении, больничная карта, письма, дневники, автобиографии, характеристики, фотографии – это способы фиксирования жизни отдельного человека.

Для учреждений, предприятий существуют другие способы документирования их деятельности – положения, уставы, приказы, штатное расписание, должностные инструкции, планы мероприятий, отчёты. Деятельность общественных организаций фиксируется в уставах, программах, протоколах. Конституции, указы, послания, законы, постановления и иные формы фиксируют жизнь общества на государственном уровне. Такая информация, независимо каким способом зафиксированная, может стать для исследователя документом.

В качестве единственного метода анализ документов известен под названием "биографический метод". Основу этих исследований со-тавляют исключительно или преимущественно личные, неофициальные документы.

В качестве биографического материала может рассматриваться любой письменный или устный рассказ субъекта (индивида, группы, организации) о событиях его жизни, т. е. данные опроса и интервью, публичные и частные архивные материалы.

Важным дополнительным источником биографических данных являются также официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния, правительственные документы, данные социальной статистики, архивы общественных организаций и административных органов. В ведомственных архивах могут быть обнаружены важные биографические документы, связанные в первую очередь с профессиональной карьерой (деятельностью).

4. Изучение случая (кейс-стади) как метода исследования в социальной работе.

При изучении случая специалист имеет дело с конкретным явлением, которое представляет интерес для теории или практики социальной работы. Свою задачу он видит в том, чтобы на основе тщательного анализа дать квалифицированное описание, которое будет полезно другим специалистам.

В общем виде "анализ случая" можно определить как углублённое выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте. При описании "случая" упор делается не на анализ, а на синтез – на интеграцию данных различного рода с целью создания о нём целостного представления. Исследователь стремится к охвату всей доступной информации, но при этом старается выявить наиболее значимые моменты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.