Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологический подход в социальной работе




Изучение социальных взаимодействий невозможно без учета взаимовлияния объективного (структурного) и субъективного (интенциального) миров. С позиции субъективного подхода к миру теория социальной работы опирается на феноменологическую методологию. Феноменологическая ориентация на понимание мира, диалог и посредничество дает возможность анализировать процессы как внутри относительно стабильных сообществ, так и внутри групп, находящихся в процессе развития, и формировать субъект-субъектные отношения в социальной сфере.

Феноменологический способ познания мира делает акцент на безграничных возможностях людей в «социальном конструировании реальности» (П.Бергер, Т.Лукман). Взгляд феноменологии направлен на индивидуальное создание мира в нашем сознании, на субъективные аспекты человеческого поведения. Познавая предметный мир, человек конструирует его в своих мыслях, действиях и коммуникации. Изменение присваиваемых объектам смыслов изменяет внутренний мир человека, его действия и ведет к существенным социальным переменам.

Упорядочивая в своем сознании смыслы и значения повседневной жизни, индивид формирует образ «Я» как систему представлений и отношений к себе, образ другого человека и образ мира в целом. В результате в рамках жизненной практики реализуется личностное самоосуществление и обретается социальная уверенность.

Понимание поведения конкретного человека зиждется на анализе его взаимосвязей с микро- и макроокружением. При этом источник объективности заключен в порождении смыслов обычными людьми, живущими в феноменальном жизненном мире.

Начало теории жизненного мира было положено Э.Гуссерлем. Жизненный мир у Гуссерля – это аналог понятия «социальная практика», живой мир человеческой субъективности, где люди действуют на основе привычных правил и норм. В этом мире задаются цели познания и деятельности, в нем возникает любая форма активности человека.

Создатель феноменологической социологии А.Щюц описывает жизненный мир в качестве мира нашей повседневности, который мы меняем при помощи своих поступков и который меняет наши поступки. Ресурсом созидания действительности и ее познания становится здравый смысл деятеля. Щюцу принадлежит теория интерсубъективности, согласно которой жизненный мир предстает как мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, разделяемый человеком с другими людьми и формируемый в социальных коммуникациях. Природа социального мира, таким образом, выражается в субъект-субъектных отношениях, в социальном диалоге, указывающем на степень организации повседневного знания, преодоления разногласий в понимании объектов.

В феноменологии Щюца главная роль в конструировании и трансформации социальной реальности отводится повседневности. Это необходимая совокупность значений, которую люди интерпретируют, чтобы обрести опору в мире, создавая интерсубъективный, типизированный мир социального действия и коммуникации. Именно в повседневности возникает понимание природы со-циальных явлений, причем обыденное сознание может опережать в этом науку. А.Щюц писал о разнообразных проявлениях понимания: о вероятности понимания через самоинтерпретацию; об истинном понимании путем осознания смысла действия другого; о типизированном понимании, без которого невозможно восприятие повседневности.

В социальной работе понимание выступает одним из основных методов анализа и преобразования социальных ситуаций в практической деятельности специалиста. Жизненный мир, в котором происходит его взаимодействие с клиентом, может быть представлен как единое природное и социокультурное пространство их совместного бытия. Поскольку объект социальной работы – это обыденный деятель со специфическим пониманием мира, важно выявить особенности восприятия и переживания человеком проблемных жизненных ситуаций и помочь ему обрести способность к их преодолению и конструированию иной реальности. При этом социальные смыслы, рождающиеся у клиента в процессе понимания и созидания мира, способны выступать как механизмы его самоорганизации.

Социальный работник должен передать клиенту, желающему обрести гармонию со своим окружением, представление о повседневности как «верховной реальности», связанной с переживанием объективного существования явлений и вещей (у А.Щюца это характеризуется как «телесно-предметное переживание реальности»). Организуя на этой основе повседневное знание, человек приобретает способность к самореализации и самосовершенствованию через социальные взаимодействия, а приобретенный им специфический жизненный опыт позволяет ему сознавать значимость своих действий, понимать себя и других людей и развивать свои отношения с ними.

Выделяют четыре аспекта проблемы понимания, проявляющихся в профессиональной социальной работе: рефлексивно-концептуальный, рефлексивно-профессиональный, актуально-ситуационный, коммуникативно-личностный. Все они позволяют сконцентрироваться на личности по-вседневного деятеля и его представлениях о социальной ситуации, рождающих реальные последствия для его собственной жизни и для жизни окружающих. При этом следует помнить, что определения ситуации со стороны социального работника и клиента могут быть различными, и согласовывать эти представления в ходе решения проблемы. Развитие аспектов понимания требует от специалиста высокой компетентности и возможно лишь на основе формирования рефлексии, способствующей взаимопониманию субъектов и объектов социальной работы.

Рефлексия – деятельность самопознания, свойство психики отражать свое собственное состояние. Одновременно это методология и форма теоретической деятельности, на которой основано понимание себя и другого человека, их взаимные представления друг о друге. Способность к рефлексии делает возможным для личности управление своей активностью на основе формирующихся ценностей и смыслов, а изучение характеристик субъектов с позиций рефлексии позволяет выявить особенности жизненного пути человека, генезиса и осуществления его жизненных сил.

Человек в ситуации социальной работы благодаря самопознанию обретает возможность реализовать свой творческий потенциал. Самопознание рассматривается как особый познавательный процесс, объектом которого является человек, а результатом – его знание о себе. Элементами самопознания выступают самосознание, самоанализ, самонаблюдение, которые объединены в общий процесс творческого саморазвития личности.

Самосознание человека, понимание им себя формируется в ходе социальных взаимодействий, поэтому рефлексия порождает в ситуации социальной работы две взаимосвязанных цели. Во-первых, воспроизвести мир в себе и выразить его; во-вторых, воспроизвести себя в мире и решить социальную проблему.

В социальной сфере в качестве самопознающих систем предстают не только личность, но и общество, где рефлексивные структуры определяют все процессы регулирования взаимодействий субъектов разных типов. Так, общество риска создает необходимость рефлексивного самоопределения как социальной самокритики, опирающейся на анализ последствий его функционирования. В социальной работе рефлексия рассматривается в качестве концепции деятельности, где выделяют следующие составляющие:

социокультурную, связанную с анализом социальных процессов; коммуникативную, ориентированную на оптимизацию взаимодействий специалиста и клиента;

экзистенциальную, связанную с исследованием социально-психологических особенностей группы и личности;

интеллектуальную, ориентированную на проектирование инновационных форм практики;

личностную, связанную с самоанализом и проектированием саморазвития.

Рефлексивно-концептуальный аспект проблемы понимания в социальной работе касается каждого повседневного деятеля: и субъекта, и объекта этого особого вида деятельности. Речь должна идти не только о понимании людьми друг друга, но в первую очередь – о понимании себя самого, своих жизненных смыслов.

Другой, рефлексивно-профессиональный, аспект понимания выступает как способ профессиональной деятельности специалиста, который пытается научить этому клиента.

Следующий, актуально-ситуационный аспект понимания учит исходить из реальной социальной ситуации клиента и способствует индивидуализации понимания его жизненных трудностей.

Наконец, коммуникативно-личностный аспект понимания фокусирует внимание на организации общения специалиста с конкретным клиентом, позволяет в ходе интеракции выявить нужный подход, позволяющий решить его проблему.

Феноменология как способ постижения жизненного мира позволяет конструировать модели социальной работы, которая затрагивает сферу межличностной коммуникации, проблемы человека и малой группы как субъектов и объектов понимания. Тем самым раскрывается значение гуманистических идей для личности и ее обыденной деятельности, открываются новые возможности для социального выбора клиента.

Движущей силой для работника социальной сферы должно являться его нравственное начало, которое призвано соединить рациональность в деятельности специалиста и проявления его духовности в жизненном мире. Воплощенное в социальные действия, оно способствует возникновению отношений социальной помощи и поддержки. Но получить гуманистические идеи специалист мо-жет лишь из повседневного опыта благодаря «напряженно-бодрствующему», по А.Щюцу, состоянию сознания и собственным усилиям. Только таким образом возможно «вживаться» в реальные социальные ситуации людей, исследовать мир их понятий и действий и вовлекать клиентов в процесс позитивных изменений через сходное определение значений символов, обеспечивающих взаимодействие в социальной работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.