Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие экономических решений в условиях риска




 

Экономическое решение зависит от способа описания результата.

 

Ниазашвили Александр Гурамович «Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Специальность: 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологи. Москва – 2007

Понятие риска как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха. Предполагается различать принятые в психологии три значения термина риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя альтернативами – менее привлекательной, но более надежной и более привлекательной, но менее надежной.

Вводятся понятия готовности и склонности к риску и варианты их понимания.

Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в нашем понимании обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.

На рис. 1 представлена трехкомпонентная модель склонности личности к риску. В предложенной модели к двум традиционно обсуждаемым компонентам А – ситуационному и Б – диспозициональному добавлен третий компонент В – субъектно-генетический компонент. Ситуационный компонент характеризует виды риска (риск экстремальный – утраты здоровья, жизни; риск нормативно-обыденный – риск неудачного выбора профессии, спутника жизни, материальных потерь и т. д; риск экономический, управленческий, административных и правовых санкций, риск утраты авторитета в субъективно значимой группе и т. д.), отличающиеся предметным содержанием, как внешние детерминанты склонности личности к поведению в условиях риска. Диспозициональный компонент объединяет внутриличностные, относительно устойчивые в онтогенезе индивидуально-личностные свойства, выступающие в роли детерминант склонности личности к риску (импульсивность, смелость, осторожность, тревожность, эмоциональная устойчивость, устойчивые особенности мотивационно-потребностной сферы, например поиск острых ощущений и т. д.). Если ограничиваться традиционно обсуждаемыми ситуационным и диспозициональным компонентами, то склонность личности к риску выступает как относительно устойчивая черта, подверженная изменению лишь под влиянием внешних обстоятельств (видов риска, рискованных действий, ситуаций, событий).

Рис. 1. Структура базовых компонентов, влияющих на склонность личности к риску

Примечание: жирными линиями обозначены операционализированные элементы модели, использованные в эмпирическом исследовании

 

Субъектно-генетический компонент характеризует особенности социальной ситуации развития личности, обусловленные выполняемой человеком социально-профессиональной ролью, его социально-экономическим статусом, содержанием ведущей деятельности, накопленным жизненным и профессиональным опытом. Образ жизни исследуемой личности, ее бытие задают систему смысловых отношений к действиям, ситуациям и их результатам как рискованным процессам и событиям. Именно в системе бытия, жизнедеятельности (в труде, учебе как ведущей деятельности) формируются смысловые отношения мотивов и целей, в их числе такие устойчивые для определенного возрастного периода отношения, как склонность к определенным видам риска. Можно предположить, что в той мере, в какой профессиональная деятельность, социально-профессиональный статус являются субъективно значимыми для личности, формируются специфичные ролевые установки человека к разным видам действий, занятий, к разным видам риска. Самооценка склонности к риску, оцениваемая с помощью опросников, как личностно-смысловое образование может свидетельствовать не только об актуальной готовности человека к рискованному поведению определенного типа, но и отображать желаемый идеал Я, компенсировать тем самым фрустрированные потребности, ограниченные ресурсы личности респондента.

 

Склонность к экстремальному риску в большей мере определяется, видимо, биологически детерминированными индивидуальными диспозициями. Вся группа предпринимателей делится на две сопоставимые части, а именно у 40% лиц представлены высокие оценки, а у 60% – средне-низкие оценки склонности к нормативно-обыденному риску. Рис.3 иллюстрирует факт одинакового распределения лиц с высокими и средне-низкими оценками в трёх группах. Можно сделать вывод о том, что принадлежность к сравниваемым группам и, соответственно, различия социально-профессиональной роли, ведущей деятельности, социальной ситуации развития не сказываются на склонности к экстремальному риску.

 

1. Выводы о проверке гипотезы 1 «О возможных различиях склонности личности к риску в зависимости от вида риска, содержания рискованных ситуаций».

Методика Когана-Уоллаха ориентирует испытуемого на применение рационально-оценочных стратегий и предполагает выполнение операций прогнозирования, учет вероятности будущих событий, преобладают проактивные действия

Методика Шуберта предлагает испытуемому оценить свое поведение в опасных для жизни, экстремальных ситуациях, развертывающихся обычно в условиях дефицита времени и реализующих эмоционально-оценочные стратегии поведения, преобладают реактивные действия

Предполагалось, что склонность к этим двум видам риска может проявляться у одной личности (и группы лиц) по-разному, данное предположение подтвердилось.

Установлено, что высокие оценки склонности к «экстремальному риску» демонстрирует треть любой относительно случайно набранной выборки. Склонность к «экстремальному риску» предположительно связана с биологически обусловленными индивидуальными диспозициями, тогда как склонность к «нормативно-обыденному риску» в бόльшей мере обусловлена личностно-смысловыми образованиями.

Ярко выраженная склонность к предпочтению или избеганию ситуаций риска проявляется относительно редко и составляет от 7 до 10 процентов от выборки. Представители «чрезмерно осторожных», либо «высоко рискованных» типов образуют крайние, пограничные группы в континууме многообразных, вариативных способов поведения личности в ситуации риска, и связанных с этим поведением смысловых установок и отношений.

Между группами предпринимателей, менеджеров и студентов не установлено значимых различий в распределении высоких оценок склонности к экстремальному риску.

Обнаружены различия в частоте встречаемости низких оценок: чаще низкие оценки встречаются в группе менеджеров среднего звена (41%), реже всего – в группе предпринимателей (11%), и вообще не обнаружены в группе студентов. Максимальная склонность к нормативно-обыденному риску проявилась среди студентов, средний уровень характерен для предпринимателей, и минимальный уровень – для менеджеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.