Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения в образовательном процессе

Развитие средств аудовизуальных технологий.

 

 

Тенденции, наблюдаемые в конце прошлого века (повышение технического уровня и распространение мобильных вычислительных устройств, расширение географии и качества услуг связи, распространение массового доступа к сети Интернет, «великое цифровое объединение»), продолжают действовать, изменяя окружающую нас техносферу.

За последнее десятилетие цифровые фото, аудио и видео стали нормой. Мы были свидетелями качественного скачка в области мобильной цифровой связи и распространения сети Интернет. Карты памяти вытеснили из употребления традиционные дискеты, а объем памяти цифровых устройств вырос в сотни раз. Переносные компьютеры, мобильные телефоны, MP3-плееры, GPS-навигаторы, игровые станции, электронные книги и т.п. появились сравнительно недавно, однако уже сменилось несколько поколений этих устройств. Они становятся производительнее, компактнее, надежнее и дешевле. Прогресс в области технологий побуждает разрабатывать и выпускать на массовый рынок все новые и новые «умные устройства», которые уже появились и в школе. Еще большие изменения в техносфере школы ожидают нас в ближайшем будущем. Компьютерная революция продолжается. Когда мы задумываемся о будущем аудиовизуальных/информационных технологий, мы естественно предполагаем, что изменения продолжатся и в предстоящем десятилетии. Однако, как показывает анализ, они не просто продолжаются: темп изменений постоянно нарастает.

 

В предстоящем десятилетии нас ожидает продолжающееся по всем направлениям ускоренное развитие средств ИКТ. Его проявления:

• быстрое обновление и распространение всех видов цифровых устройств (в том числе, мобильных);

• расширение спектра привычных сегодня способов общения с компьютером;

• распространение широкополосного Интернета, общедоступных (в любое время и из любого места) центров хранения и обработки данных, «вычислений в облаке».

 

 

Развитие средств ИКТ наиболее зримо воплощается в обновлении представления о том, как должны выглядеть цифровые инструменты учебной работы школьника. В конце ХХ века работники школы мечтали о компьютерных классах с мощными настольными компьютерами (рис. 7). Сегодня педагоги и школьники все чаще подчеркивают преимущества мобильных рабочих мест, которые по своим мультимедийным возможностям, быстродействию, памяти и удобству использования многократно превосходят «конторские» персональные компьютеры десятилетней давности.

Чтобы представить себе, как будет выглядеть автоматизированное рабочее место школьника во втором десятилетии XXI века, достаточно посмотреть на примеры нового поколения мобильных устройств (планшетные компьютеры), которые выпущены на рынок и доступны массовому потребителю. Их отличительная особенность – возможность управлять работой компьютера с помощью сенсорного экрана. Это приводит к революции в человеко-машинном интерфейсе, подобной той, что произошла с появлением компьютерной мыши.

Возрастают многократно:

• производительность серийных компьютеров,

• скорость передачи данных в сетях Интернет,

• объем накопителей для хранения цифровых данных и т.п.

Уменьшаются также в несколько раз:

• стоимость основного элемента интегральных схем, транзистора,

• стоимость хранения информации на машинных носителях.

Средства управления таким интерфейсом уже встроены в операционную систему, что делает массовое распространение нового способа общения с компьютером неизбежным. В качестве примеров можно привести планшетные компьютеры, цифровые «блокноты» (iPad). совмещающих в себе все функции персонального коммуникатора (работа в любых общедоступных сетях) и мультимедиа-центра (прослушивание аудиофайлов, просмотр видео и т.п.).

Массовое распространение высокоточных современных сенсорных экранов – это не только революция в компьютерном интерфейсе, но и возможность использовать компьютер для рисования, выполнения рукописных записей, обучения школьников письму. Об открывающихся здесь возможностях свидетельствует, например, опыт Японии, где педагоги уже много лет используют планшетные компьютеры (Tablet PC) для обучения детей традиционному иероглифическому письму. Компьютеризованная методика формирования иероглифической грамотности позволила существенно сократить сроки обучения, а также обеспечить высокий уровень достижений учащихся при изучении иероглифов в школе.

Сенсорные экраны – не единственное новшество в области человеко-машинного интерфейса, которое в наступающем десятилетии предстоит освоить всем участникам образовательного процесса и пользователям обновляющихся компьютеров. Нельзя не отметить и систему распознавания голоса и речевого общения с компьютером. Она может существенно обогатить практику освоения, например, иностранных языков. Другое новшество – трехмерная графика, которая обещает уже в ближайшие годы стать массовым явлением в компьютерах, кинематографе и на телевидении. Еще одно перспективное новшество в человеко-машинном интерфейсе – распознавание жестов и движений пользователей (включая движения глаз).

Это позволяет не только по-новому использовать компьютер детям с ограниченными возможностями, но также вступать в живой диалог с компьютерными персонажами, превращать компьютер в партнера для обучения танцам, спортивным играм и т.п.

Если заглянуть еще дальше вперед, то можно ожидать постепенное повышение качества распознавания голоса и речевого общение с компьютером, которое обещает существенно обогатить практику освоения, например, иностранных языков.

Уже сегодня большая часть текстовой информации представлена в цифровой форме. Физические измерения выполняются с помощью цифровых датчиков (в том числе, в школьной лаборатории), что позволяет хранить и использовать результаты в цифровой форме. Аудио- и видеоинформация также все чаще представляется в цифровой форме. Уже сегодня массовые компьютеры (как и мобильные телефоны) оснащают не только средствами для воспроизведения звука и видео, но и устройствами для записи звука и видеосъемки. Стандартное программное обеспечение также включает в себя инструменты для просмотра и редактирования записанных аудио- и видеофайлов. Все это дает возможность каждому пользователю компьютера оперировать мультимедиа-файлами так же просто, как и текстами. И новой задачей общего образования становится формирование у школьников медийной грамотности, а самостоятельная подготовка учащимися аудио- и видеоматериалов обещает стать нормой при оформлении ими результатов проектной работы и при демонстрации своих образовательных достижений (ведение цифрового портфолио). Средства ИКТ, которые становятся общеупотребительными в наступающем десятилетии, делают это возможным.

Информационная революция продолжается. В наступающем десятилетии впервые в истории она дает школам технические устройства и программные средства, чьи характеристики и производительность почти не ограничивают спектр их возможного использования в учебном процессе. Участники этого процесса впервые получат автоматизированные рабочие места, обеспечивающие выполнение любой работы, необходимой для достижения желаемых образовательных результатов. Массовые цифровые устройства обещают стать таким же привычным инструментом работы, каким сегодня является, например, учебная книга: мобильным, надежным и доступным для большинства семей.

Традиционные учебные заведения (школы, университеты) создавались вокруг комплекса образовательных ресурсов: библиотек, учебных лабораторий, преподавателей. Развитие глобальной сетевой цифровой инфраструктуры (киберпространства) обещает изменить этот подход.

Развитая телекоммуникационная инфраструктура создает условия для качественного расширения пространства образовательного процесса. Стандартный мобильный коммуникатор позволит каждому по мере необходимости участвовать в web-семинарах, проводить видеоконференции с преподавателями и одноклассниками, совместно работать с общими документами в сети.

С развитием технологий открываются возможности для перехода к индивидуализированным учебным планам, выполнение которых контролируется с помощью размещенных в сети динамических календарей

(расписаний индивидуальной работы школьника). это создает предпосылки для перехода к новой модели школы с индивидуализированной системой учебной работы на основе использования портальных решений. Заметим, что развивающаяся информационная инфраструктура не только открывает перед педагогами новые возможности, но и ставит перед ними очень непростые вопросы. Как должна быть устроена такая «распределенная школа», чтобы наиболее эффективно обеспечивать обучение и развитие каждого ребенка по индивидуализированным образовательным траекториям, координировать образовательные усилия школ и учреждений дополнительного образования, помогать устанавливать и поддерживать педагогически осмысленное взаимодействие между учащимися, специалистами в отдельных областях, воспитателями, консультантами и родителями?

Например, уже сегодня каждый учащийся может разглядывать на экране компьютера Землю с помощью Google Earth, исследовать звездное небо с помощью Worldwide Telescope в любой точке планеты. Еще больше возможностей появится в ближайшем будущем, когда дорогие сегодня профессиональные инструменты станут доступны каждому.

Реальное моделирование и конструирование до последнего времени были по силам лишь специалистам, имеющим специальную подготовку и доступ к дорогостоящему оборудованию для высокопроизводительных

вычислений (суперкомпьютеры). В наступающем десятилетии вычислительные ресурсы, которыми обладали вчерашние суперкомпьютеры, станут общедоступными. Учащиеся и педагоги смогут снимать видеофильмы

на любительскую технику, монтировать их, переводить в профессиональный формат, используя вычислительные ресурсы и программные средства, доступные в сети. Метод проб и ошибок в ходе экспериментальных исследований на моделях, создание прототипов, коллективная творческая работа, практическая оценка предлагаемых идей – все это становится возможным в стенах массовой российской школы. Каждый школьник получает возможность разрабатывать собственные идеи и проверять их на компьютерных моделях, близких к реальным объектам.

Таким образом, главная проблема педагогов в наступающем десятилетии уже не в том, чтобы найти необходимые вычислительные ресурсы, а в том, чтобы с максимальной эффективностью использовать имеющиеся возможности, развивать творческие способности учащихся и оценивать их.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Операции коммерческих банков. Современные коммерческие банки - банки, непосредственно об­служивающие предприятия и организации, а также население - сво­их клиентов | Стехиометрия реакций и материальные расчеты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.