Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческая деятельность немыслима вне социокультурного контекста среды

Культура управления демонстрирует качественную сторону такого рода деятельности, обеспечивает ее эффективность и адекватность. В выборе способов разрешения противоречий и улаживания конфликтов система управления также опирается на культурные основания.

Структуру культуры политического управления в таком случае можно представить из двух блоков элементов: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и приоритетах в сфере управления, и функциональные элементы, которые характеризуют различные стороны и аспекты процесса управленческой деятельности в политике.

Субстанциональный блок культуры политического управления включает ценности, нормы права, социально одобряемого поведения руководителя и подчиненных, религии, морали, этикета, устойчивые поведенческие стереотипы. Они формируются в соответствии с геополитическим положением страны, историческими традициями, доминирующими ценностными ориентациями.

Функциональный блок отражает процесс воплощения в политической практике субстанциональных составляющих культуры политического управления. В него входят традиции, обычаи, ритуалы, институты. Они реализуются в стиле управления, методах принятия решений, распределении ресурсов, организационной архитектуре, пространственно-временных характеристиках властного воздействия, степени участия подчиненных в управлении, уровне манипулирования в коммуникативном воздействии.

Основываясь на методологии Г.Хофстеде [7], в рамках которой культура управления исследуются через 5 блоков ценностных ориентаций, субстационарный блок культуры политического управления России можно описать следующим образом.

Поощрение и поддержание иерархических различий в статусе и власти между взаимодействующими индивидами формирует автократический тип принятия политических решений.

Высокая степень избегания неопределенностей говорит о наличии механизмов, правил и ритуалов для преодоления кризисных ситуаций и реализуется в склонности к традиционализму.

Низкий уровень индивидуализма предполагает коллективистский тип взаимоотношений.

Невысокие показатели степени дифференциации между полами в сфере управленческих ценностей характеризуют Россию как «общество равных возможностей» для мужчин и для женщин. [5]

В кризисные периоды наиболее ярко проявляются культурные особенности управления и влияние инокультурных ценностных инноваций. Антикризисное политическое управление является специфическим типом управления в политике. Оно содержит в себе черты политического управления, реализующегося в особых условиях.

Политическая система находится в постоянном развитии, последовательно проходя через фазы жизненного цикла: зарождение, турбулентность, рост, зрелость, упадок. [3] Рассматривая этот процесс с позиций структурно-функционального подхода [1], можно говорить о получении ею определенных импульсов из «окружающей среды» (социокультурной реальности, наполненной аттракторами). Аттрактор – поведенческий паттерн социальной системы, формирующийся под воздействием культуры. Спектр структур-аттракторов не является сплошным, в связи с чем политические системы имеют несколько альтернативных путей развития. Помимо аттракторов, заложенных в среде, можно создавать собственные, «управляемые» аттракторы. На каждой фазе политическая система сталкивается с проблемами адаптации и разрешения кризисов для сохранения собственной целостности. Если кризис выходит за пределы управляемости, происходит катастрофа – качественный скачок системы из одного состояния в структурно новое. Точка бифуркации является базовым моментом приложения антикризисного управления.

Антикризисное управление и самоорганизационные механизмы имеют различную степень сочетаемости на каждой фазе. Доминирующую роль в зарождении системы играют механизмы самоорганизации. Антикризисное управление на фазе турбулентности реализуется посредством выбора наиболее аутентичных ценностям или создания аттракторов, предполагающих вариативность развития политической системы. На фазе роста проявляются кризисы развития, связанные с флуктуациями окружающей среды, которые могут привести как к дальнейшему развитию системы (в случае удачного преодоления), так и к ее деформации и деградации (в случае неудачи). Кризисы в фазе упадка менее подвержены эффективному антикризисному управлению, так как в данном периоде самоорганизующее начало имеет уже больший потенциал, нежели управляющее воздействие. Периоды возрастания флуктуационных возмущений окружающей среды приводят к возрастанию самоорганизационных процессов в обществе.

В истории развития политической системы России можно выделить пять жизненных циклов политических систем:

Московское царство (начало XVI в. – 1700 гг.),

абсолютизм (1700 – 1905 гг),

конституционная монархия (1905 – 1917 гг.),

советская политическая система (1917 – 1991 гг),

постсоветская Россия (1991г. – по настоящее время).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Управление системами в состоянии неравновесия и дисбаланса, требует от руководителей освоения практических навыков предвидения и распознавания кризисов | Их анализ позволяет выделить определенные закономерности, характеризующие отечественную культуру антикризисного политического управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.