Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада

Частные случаи нарушений у дошкльников

вербализм, пассивность, демонстративностъ, «уход от деятельности».

Дети, характеризующиеся вербализмом, обла­дают высоким уровнем развития активной речи и низким уровнем развития мышления.

Уровень притязаний и самооценка таких детей достаточно высоки.Возможной причиной формирования вербализма является перенос акцентов с развития детских видов деятельности на речевое развитие. Взрослые, считая высокий уровень развития речи свидетель­ством высокого уровня развития интеллектуаль­ной сферы, уделяют слишком много времени обу­чению ребенка умению гладко говорить.

В работе с родителями важно разъяснить им осо­бенности развития их детей, последствия такого типа развития. Тактика родителей должна включать неподкрепление таких разгово­ров, исключение умиления от них. Необходимо развивать коммуникативные умения детей, их ин­терес к сверстникам.

У детей дошкольного возраста встречается демонстративность. Их главная цель — это при­влечение внимания окружающих к собственной пер­соне.

Демонстративность включает гипертрофирован­ный эгоцентризм. Они любят находиться в центре внимания

В общении с демонстративными детьми необхо­димо адекватно оценивать их успехи и неудачи. Можно включать ребенка в театрализованную де­ятельность для реализации их потребности демон­страции естественным образом.

Пассивные дети часто не вызывают у взрос­лых нареканий, они тихи, незаметны, кажутся не­сколько заторможенными. Они не проявляют яр­ких эмоций, скорее вообще себя никак не прояв­ляют. Если взрослый дает им поручение, они его выполняют, если их не трогать, они могут часами сидеть на одном месте, манипулируя одной и той же игрушкой.

Несмотря на внешнюю холодность, таких детей обуревают разнообразные эмоции, но они держат их в себе, не дают им выхода.

Задача взрослых — помочь ребенку выразить свои эмоции, дать им выход. Первый шаг установле­ние доверительных отношений. Основное направ­ление в работе с тихими детьми — обучение роди­телей навыкам конструктивного общения.

В заключение необходимо сказать, что данные нарушения характерны для детей дошкольного воз­раста, развивающихся в рамках нормы.

Детское общество оказывает многогранное влияние на психи­ческое развитие ребенка. Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоциональ­но-психологического климата группы, когда каждому «легко ды­шится» в ней.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, кото­рые непопулярны среди сверстников. У них, как правило, отсутвуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личност­ные качества низко оцениваются детьми.

В таком случае предметом коррекции становится непопулярность ребенка в группе сверстников, а основными направлениями психокоррекционной работы — переориентация недоброжелатель­ного отношения к нему детей и выработка системы положитель­ных оценок. Корректирующие воздействия должны быть строго дифференцированы относительно каждой причины непопуляр­ности.

Отклонения в формировании личности ребенка могут обна­руживаться в стремлении к уединению, отсутствии длительных контактов с другими детьми, неучастии в игровых объединениях. В таком случае предметом психокоррекционной работы выступает симптом малообщительности. Внимание психолога направляется на внутренние переживания ребенка. Эффективным приемом ра­боты будет использование эмоционального комментария взрос­лым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на воспринимаемое. После этого можно включать ребенка в ус­ловия реального общения, совместной игры с наиболее доброже­лательными детьми, поддерживая все его попытки вступить в кон­такт.

Нарушения в поведении дошкольника могут быть детермини­рованы наличием в группе жесткой фиксации позиционных ро­лей во всех видах деятельности, общения. При этом опасность представляет фиксированная роль не только «подчиненного», но и «руководителя». Предметом психокоррекции становится жест­кая фиксированность этих ролей, основное направление — «рас­шатывание» или снятие симптома фиксации ролей, создание ус­ловий, когда каждый ребенок сможет быть как ведущим, так и ведомым.

Предметом коррекционной работы могут стать и дефекты опе­рациональной стороны игровой деятельности дошкольников: не­развитость игровых умений и навыков, невладение положитель­ными способами сотрудничества, неадекватность способов иг­ровых действий (излишняя медлительность, двигательное бес­покойство, моторная импульсивность и др.). Одним из направ­лений коррекции при этом становится обогащение представле­ний детей о собственно игровой деятельности: привлечение их внимания к сюжетам игр, содержанию игровых действий, по­следовательности, к игровым умениям сверстников, их весело­му, жизнерадостному настроению. Другое направление психоло­гических воздействий — обучение детей реализации игровых за­мыслов, выполнению игровых действий, формирование умений сосредоточи­ваться на своей роли, использовать по назначению игрушки; сти­мулирование ребенка к придумыванию собственной игры.

Неадекватное поведение ребенка может быть вызвано искаже­ниями в мотивационной сфере: отсутствием или невыраженно­стью игровых мотивов, симптомом «дети-нелюдимы». На первых этапах коррекционной работы не следует расширять контакты таких детей. Их общение со сверстниками следует активизиро­вать очень осторожно, выявляя партнеров со схожими интересами. В результате образуется микрообъединение с общими увлече­ниями, к которому постепенно могут подключаться и другие до­школьники, вносящие игровую мотивацию.

Предметом коррекции мотивационной сферы станет и домини­рование авторитарных эгоистических тенденций в поведении детей. Такие дошкольники могут быть активны, инициативны, общи­тельны. Но их стремление к игре мотивируется не столько жела­нием играть, сколько личностной установкой «быть первым, глав­ным; не играть, а выигрывать. Для этого целесообразна тактика включения дошкольни­ков в различные виды социально полезной деятельности при од­новременном формировании положительного отношения к ней и закрепления позитивных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу

Предметом психокоррекции может стать и «комплекс Золуш­ки», который характеризует состояние отверженных в группе де­тей: негативное самовосприятие, отказ себе в достоинствах, без­различие к себе, небрежность внешнего облика, равнодушие в делах, неуверенность в голосе, отрешенность. Стратегическим направлением коррекции будет включение такого ребенка в со­вместную деятельность с наиболее доброжелательными сверстни­ками при обязательной поддержке воспитателя. Важно переори­ентировать самовосприятие ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе и др.), личностным достоин­ствам.

Психолог должен обращать внимание на агрессивное поведе­ние некоторых дошкольников, частые вспышки гнева, озлоблен­ность, разрушительную направленность деятельности. В этом слу­чае предметом коррекции становится симптом открыто конфликтного поведения дошкольника. Первым шагом коррекции будет обес­печение ребенку возможности зрительного восприятия непривле­кательности норм поведения отрицательных персонажей литера­турных произведений, мультфильмов. В дальнейшем полезно уп­ражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоот­ношений, научить его использовать приемлемые в обществе спо­собы разрешения конфликтов. Вся коррекционная работа должна проводиться в единстве с семьей дошкольника.

Симптом антилидерства — еще один возможный предмет коррекционной деятельности. Ребенок-антилидер завоевывает авто­ритет сверстников не благодаря своим достоинствам, а по ряду других причин. Это может быть использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и др. Ребенок-антили­дер ведет себя шумно, гиперактивно, недоброжелательно и не­миролюбиво. Коррекционную работу в этом случае целесообразно направлять на осмысление и переживание негативных форм пове­дения как сверстниками, так и самим ребенком. Эффективным приемом коррекции поведения антилидера будет моделирование им совместной деятельности, где ему предоставляется возмож­ность быть режиссером и строить, например, систему взаимоот­ношений героев сказки. Важным направлением коррекции должно стать изменение социальных установок ребенка: необходимо научить его видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, вос­хищаться личными качествами детей; развивать социально-пер­цептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию.

Симптом усталости также является предметом коррекционной работы. Он может появляться у всех детей как защитная реак­ция и выражаться в приступах усталости, при которых отключа­ются когнитивные механизмы, управляющие поведением. Реальность отражается в его созна­нии искаженно. Единственное, чем ребенок может себе помочь, -это плач. Коррекция такого поведения ребенка однозначна: по­мочь ему успокоиться. Дети крайне нуждаются в утешениях.

В дошкольном детстве наблюдается иногда отклоняющееся полоролевое поведение, т.е. такое поведение ребенка, в котором име­ют место проявления, свойственные противоположному полу.

Коррекция отклоняющегося полоролевого поведения опира­ется на следующие принципы: как можно более раннее участие отца в жизни сына; обращение внимания ребенка на те преиму­щества, которые обеспечивают его участие в активной деятель­ности, свойственной другим мальчикам; при необходимости разъяс­нение ребенку невозможности изменения пола.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа с тревожными и застенчивыми детьми | Дифракция Фраунгофера на одной щели
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.