Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социальных изменений




I. Социальные изменения и процессы.

Расчет времени на проведение занятия

 

№ п.п. Учебные вопросы Время (мин) Методика и приемы обучения
1.   Вступительная часть: - проверка готовности студентов к занятию; - проверка наличия студентов; - объявление темы, цели и вопросов занятия; - обоснование актуальности темы и ее связь с предыдущим учебным материалом. 5 мин.   Рассказ, контроль    
2.   Основная часть: 1. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения и процессы. 2. Социальная стратификация и социальная мобильность 3. Социальные конфликты: причины, динамика, последствия. 4. Мировая система. Проблемы глобализации. 5. Социологические исследования. Методология и методика социологического исследования. 6. Основные этапы развития социологической мысли.       15 мин.   15 мин. 15 мин.   15 мин. 10 мин   10 мин   Рассказ, презентация
3. Заключительная часть:
  • ответы на вопросы;
  • подведение итогов занятия;
  • выдача задания на самостоятельную работу;
  • при необходимости, объявление
оценок.
5 мин. Рассказ

 

Понятие «социальные изменения» является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе.

Под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, свя­зей и взаимодействий из одного состояния в другое.

Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.

Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:

структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований — семьи, малой группы, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев, социально-классовых образований и др.);

процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);

функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);

мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).

Три наиболее исследованные: эволюционистская, неоэволюционистская, теория циклических изменений.

Эволюционизм – общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Г. Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании приспособленных.

Неоэволюционизм. В 50 -х годах XX в., социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые, как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.

Основные положения неоэволюционизма:

Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.

Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности.

Русский философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822—1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные «историко - культурные типы» или циви­лизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.

В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880—1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает.

А. Тойнби (1889—1975) считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упа­док относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружаю­щей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.