Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое учение Бенедикта Спинозы





 

 

 

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ-материалист. За религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины. Создатель геометрического метода в философии и психологии. Целью знания считал завоевание господства человека над природой и достижение совершенства. Показал, как возможна в условиях необходимости человеческая свобода. В основе учения Б. Спинозы – пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями.


Сущность субстанции – существование. Мышление и протяжение – суть атрибуты субстанции, а единичные вещи, как мыслящие существа, так и протяженные предметы – это модусы (видоизменения) субстанции.

Б. Спиноза рассматривал человека как целостное телесно-духовное существо. Человек – не есть “государство в государстве”, скорее, он полностью включен в одно государство – природу; он не есть нарушение в единстве природы, следовательно, нет такой области, в которой человек обладает абсолютной властью или “свободной воли”. Способность человека к глупости или пороку также не выходит за пределы естественной науки. В теории страстей Б. Спиноза выдвигает методологическое требование: аффекты должны рассматриваться посредством рациональной науки таким же образом, как и другие естественные явления. Аффекты и эмоции, по оценке мыслителя, - естественные явления, неразрывно связанные с природой. Весь мировой процесс, согласно Б. Спинозе, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля не в состоянии ничего изменить. Более того, он вообще не признает такой способности, как воля: человеческая душа – явление не самостоятельное (не субстанция, а лишь модус мышления, то есть его проявление). Поэтому “воля и разум – одно и то же”.

Теорию познания Б. Спиноза развивал ради построения этического учения и, в частности, для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости. Ключом к разрешению этой проблемы явилось разграничение между субстанциональным и модальным состояниями, из которого следовало, что “свободна” только природа – Бог. У всего производного от них, в том числе у человека (как особого модуса), свободы быть не может. Человек – это “духовный автомат”, - рассуждает Б. Спиноза: чувствовать себя “свободным” он может подобно “свободно” падающему камню. Единственное, что может сделать человек, - это принять, осмыслить и истолковать внешние воздействия и зависимость как свое добровольное решение. Поэтому зло есть недостаток добра – плод недостаточных знаний, ошибок. Отсюда разбираться в людях следует, опираясь на объективные знания (как математик исследует геометрические структуры).

Формула, предложенная Б. Спинозой: “Свобода человека – это его внутренняя, им познанная и принятая необходимость”, - всей полноты задачи не решает. Поэтому идеал Б. Спинозы не столько в приобщении к природе, сколько в активной свободе, предполагающей познание человека, структуры его ума, связей с окружающим миром. Это предполагает проведение исследований в специальных областях знаний (механике, медицине, психологии и т.д.), постановку экспериментов и их аналитическую обработку.

В главном труде Б. Спинозы – “Этике” – сделана попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе. В нем Спиноза поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Вывод Б. Спинозы об аффектах противостоял декартову разделению чувств на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении – письме к шведской королеве Христине – объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики. Вторую можно только понять и описать. Тем самым полагалось, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшим и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.