Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разграничение бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы

До недавнего времени основной проблемой являлось то обстоятельство, что многие федеральные законы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения либо отношения по вопросам местного значения, указывали по одному и тому же полномочию разные источники его финансового обеспечения. В этих случаях было невозможно определить, чье расходное обязательство возникнет в результате реализации этого полномочия.

Для решения этой проблемы понадобилось принятие специальных федеральных законов, устанавливающих четкое разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К этим федеральным законам относятся:

Федеральный закон от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20.08.04 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

С принятием этих системообразующих федеральных законов стали законодательно определенными расходные обязательства Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации и расходные обязательства муниципального образования, а также принципы принятия этих расходных обязательств соответствующими органами власти и органами местного самоуправления.

Из анализа положений указанных статей БК РФ следует вывод, что законодатель в части предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации разграничил существующие расходные обязательства по принципу установления субъекта (Российская Федерация или субъект Российской Федерации), имеющего полномочия по принятию и исполнению расходных обязательств по соответствующим предметам ведения.

При этом законодатель сделал оговорку, что осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения, не указанным в статье 26.2 и пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04.07.03 № 95-ФЗ), осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (п. 7 статьи 26.3).

В свою очередь, осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации производится за счет субвенций из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации соответственно.

В соответствии с этими документами из федерального бюджета финансируются расходы на:

· обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и их территориальных органов;

· работу федеральной судебной системы;

· международную деятельность в общефедеральных интересах;

· национальную оборону и обеспечение безопасности государства, конверсию оборонных отраслей промышленности;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· государственною поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;

· формирование федеральной собственности;

· обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

· компенсацию государственным внебюджетным фондам выплаты государственных пенсий и пособий, других социальных выплат из федерального бюджета;

· пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

· реализацию федеральной инвестиционной программы;

· обеспече6ние реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· финансовую поддержку субъектов РФ;

· прочие мероприятия, связанные с осуществлением полномочий федеральных органов государственной власти.

 

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:[1]

1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

2) организационного и материально-технического обеспечения проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации;

3) формирования и содержания архивных фондов субъекта Российской Федерации;

4) формирования и использования резервных фондов субъекта Российской Федерации для финансирования непредвиденных расходов;

5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

6) передачи объектов собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность;

7) организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

8) создания и обеспечения охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

9) поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами);

10) планирования использования земель сельскохозяйственного назначения;

11) строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;

12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

13) обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

14) предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

15) охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения;

16) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

17) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

19) поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

20) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

21) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

22) организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

23) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи;

25) предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг;

26) предоставления служебных жилых помещений для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

27) материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях;

28) определения границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов;

29) организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов;

30) организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;

31) организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях);

32) заключения внешнеэкономических соглашений субъекта Российской Федерации;

33) установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

34) привлечения субъектом Российской Федерации заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов субъекта Российской Федерации;

35) наделения городских поселений статусом городского округа;

36) определения границ муниципальных образований в установленном порядке;

37) выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом;

38) учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;

39) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

40) материально-технического обеспечения деятельности мировых судей;

41) предоставления материальной и иной помощи для погребения.

3. Для целей настоящей статьи под межмуниципальными объектами, программами, проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

В общем виде расходная часть местных бюджетов включает:

расходы, связанные с решением вопросов местного значения, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъекта РФ; расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Перечень вопросов местного значения для каждого из типов муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) определен в статьях 14-18 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Более конкретно можно привести следующие функциональные виды расходов, которые финансируются исключительно из местных бюджетов:

o содержание органов местного самоуправления;

o формирование муниципальной собственности и управление ею;

o организация, содержание и развитие учреждений, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собствен-ности или в ведении органов местного самоуправления;

o организация, содержание и развитие муниципального жилищно - коммунального хозяйства;

o муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

o благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

o организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

o содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

o организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

o охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

o реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

o обслуживание и погашение муниципального долга;

o целевое дотирование населения;

o содержание муниципальных архивов;

o проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюджетная политика в области расходов. Разграничение бюджетных полномочий при финансировании расходов | Прекращение юридических лиц при банкротстве. Бюджетная политика в области расходов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.