КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С последующим акцептом
8 – извещение поставщика о поступлении денежных средств. Следует отметить, что оплата платежного требования, ожидающего акцепта для оплаты, может быть произведена банком и до истечения срока акцепта на основании письменного заявления плательщика. В настоящее время в договорах между плательщиком и его контрагентами может быть предусмотрена оплата платежных требований в день их поступления в банк. В этом случае плательщик должен представить в обслуживающий банк список предприятий, с которыми у него заключены такие договоры, а на соответствующих платежных требованиях делать пометку «Оплата в день поступления». Поставщик представляет платежное требование в банк на инкассо после отгрузки товаров либо в сроки, определенные в договоре, в течение 10 дней со дня его выписки. Платежное требование, выставленное на инкассо, может быть не принято на инкассо либо не оплачено в установленный срок или вообще по следующим причинам: 1) требование не принято на инкассо банком поставщика в связи с неправильным оформлением расчетных документов; 2) требование не принято к оплате банком плательщика, так как не соответствует условиям, установленным действующими нормативно-правовыми актами. В данном случае банк плательщика возвращает поступившее платежное требование, указав на его обороте причину возврата без оплаты; 3) плательщик отказался от акцепта платежного требования. При этом отказ может быть полным или частичным и оформляется заявлением произвольной формы, где указываются мотивы отказа. Следует иметь в виду, что банк не примет отказ от акцепта к исполнению, если такой отказ не мотивирован или его мотив противоречит действующему законодательству или договору между поставщиком и плательщиком.
Полный отказ от акцепта, который банк обязан принять, плательщик имеет право произвести в следующих случаях: - при отсутствии договора; - при отсутствии данной формы расчетов в договоре; - в случае предъявления необоснованного требования (бестоварного требования или требования за ранее оплаченный товар); - при несоответствии наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным и заменяющим их документам. Отказ от акцепта принимается банком без проверки договора, заключенного между контрагентами, участвующими в расчетах, за исключением случаев, когда отказ от акцепта поступил из-за отсутствия данной формы расчетов в договоре или по мотивам, предусмотренным договором; 4) Платежное требование, выставленное на инкассо, может быть не оплачено в установленный срок или вообще, если на счете плательщика отсутствуют необходимые средства для оплаты требования. В этом случае платежное требование может быть оплачено частично, на сумму имеющихся на счете плательщика средств, а на неоплаченную сумму помещено в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» для последующей оплаты. Платежное требование, акцептованное плательщиком, но не оплаченное им в срок полностью или частично, приобретает силу исполнительного документа, по которому осуществляется взыскание средств в бесспорном порядке. Принудительное взыскание может быть приостановлено, если плательщиком предъявлен иск к получателю средств, и суд вынес определение о приостановлении взыскания. Главное преимущество расчетов платежными требованиями является использование системы инкассо, которая обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.
Основным недостатком расчетов платежными требованиями является трудоемкость, связанная с операциями инкассо, отказами от акцепта, а также запросами о судьбе неоплаченных требований.
Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство. К иным обязательствам в соответствии со ст. 254 Банковского Кодекса РБ относятся акцепт, оплата или учет переводного векселя, выставленного бенефициаром. Банк, который принимает поручение клиента, рассматривается как банк-эмитент, клиент, дающий поручение, – как приказодатель. Следует отметить, что обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от основного договора, в котором предусмотрена эта форма. В расчетах по документарному аккредитиву участвуют: - приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива; - банк-эмитент, открывающий аккредитив; - бенефициар, в чью пользу открывается аккредитив, или получатель средств; - авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару; Рассмотрим схему документооборота при аккредитивной форме расчетов (рис. 5).
Рисунок 5 – документооборот при аккредитивной форме расчетов
1 – представление заявления на выставление аккредитива; 2 – проверка правильности оформления заявления на открытие аккредитива и депонирование средств (выдача ссуды на выставление аккредитива) на балансовом счете «Аккредитивы»; 3 – пересылка в банк бенефициара заявления (сообщения) об открытии аккредитива; 4 – выдача заявления (сообщения) бенефициару об открытие аккредитива; 5 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ, 6 – представление бенефициаром реестра счетов в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных и других документов, подтверждающих факт отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, предусмотренных условиями аккредитива; 7 – проверка выполнения условий, оговоренных в аккредитивной заявлении;
8 – пересылка в банк-эмитент реестра счетов с приложенным к нему комплектом документов, предусмотренных условиями аккредитива; 9 – проверка комплекта документов, приложенных к реестру счетов, их соответствия условиям аккредитива; 10 – перевод средств в банк бенефициара; 11 – извещение приказодателя о выплатах по аккредитиву; 12 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 13 – извещение бенефициара о зачислении средств на его счет. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается безотзывным. Далее рассмотрим порядок отзыва документарного аккредитива. Отзыв отзывного аккредитива предполагает следующие действия его участников: 1) плательщик представляет в банк-эмитент распоряжение на отзыв отзывного аккредитива; 2) банк-эмитент, выполнив распоряжение об отзыве или изменении условий аккредитива, пересылает один экземпляр распоряжения в банк бенефициара для выдачи его бенефициару (не позднее следующего рабочего дня после поступления в банк). Аннулирование или изменение условий безотзывного аккредитива выполняется банком-эмитентом на основании соответствующего распоряжения приказодателя только после получения заявления бенефициара о согласии с этим распоряжением. Открытие аккредитива может производиться за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка. Депонирование средств в сумме аккредитива в банке-эмитенте осуществляется на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». При этом открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается.
Открытый аккредитив применяется плательщиком для расчетов только с одним бенефициаром, его нельзя переадресовать. Но запрет на перевод аккредитива еще не означает запрет на уступку выручки по нему, когда при заявлении первого бенефициара банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное или частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Такой аккредитив называется переводным и может быть исполнен только один раз. В отдельных случаях аккредитивная форма расчетов может предусматривать акцепт, осуществляемый уполномоченным лицом плательщика, которое присутствует при отгрузке товаров поставщиком. Если по истечении срока действия аккредитива остается неиспользованный для расчетов остаток средств, банк-эмитент перечисляет данную сумму на счет плательщика, с которого эти средства были депонированы. Кроме того, за период депонирования средств на отдельном балансовом счете «Аккредитивы» на сумму аккредитива, открытого за счет собственных средств приказодателя, банком-эмитентом могут начисляться проценты, размер которых определяется в договоре между банком и клиентом. Преимущества расчетов документарными аккредитивами: - гарантия платежа; - возложение контроля за выполнением условий аккредитива на банки. Недостаток – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.
Расчеты чеками – расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержатель – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку. Сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку. В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками.
Документооборот при расчете чеками выглядит следующим образом:
Рисунок 6 - Документооборот при расчетах чеками
1 – представление в обслуживающий банк заявления на получение чековой книжки и платежного поручения для депонирования средств для расчетов чеками на отдельном счете; 2 – депонирование денежных средств, на отдельном счете и выдача клиенту чековой книжки с заполненными реквизитами; 3 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ; 4 – выписка чека и передача его поставщику в оплату за приобретенные товары (выполняется одновременно с операцией 3); 5 – предъявление чека (реестров чеков) в банк чекополучателя; 6 – составление банком поручений-реестров и пересылка вместе с чеками в банки чекодателей; 7 – оплата поручений реестров (чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма денежных средств (операция 2); 8 – перевод платежа в банк поставщика; 9 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 – извещение поставщика о поступлении денежных средств. При расчетах чеками из чековой книжки чекодателем может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары, или услуги посредством чека из чековой книжки. При расчетах расчетными чеками в качестве чекодателя выступает физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством расчетного чека или получающее по нему наличные денежные средства в банке чекодателя или в других банках, при условии заключения соответствующих договоров. В последнем случае чекодержатель совпадает в одном лице с чекодателем – физическим лицом, получающим по расчетному чеку наличные средства. Однако по расчетному чеку, выписанному за счет кредита либо компенсационных средств, наличные денежные средства не выдаются. Банк чекодателя – банк, его филиалы, где чекодатель имеет средства, предназначенные в уплату чеков из чековых книжек или расчетных чеков. Срок действия чековой книжки – 1 год. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки. Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа. Основным преимуществом, таким образом, является, гарантия платежа. Основным недостатком является усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика. Порядок проведения операций с использованием чеков регулируется Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утв. постановление Правления НББ от 30.03.2005 № 43. Данная Инструкция регламентирует порядок расчетов в белорусских рублях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами посредством чеков из чековых книжек и расчетных чеков за товары, работы, услуги на территории Республики Беларусь, а также порядок получения физическими лицами по расчетному чеку наличных денежных средств в банке чекодателя.
Банковская пластиковая карточка – это средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, имеющее персонофицированный или неперсонифицированный харктер. Банковская пластиковая карточка – это платежный инструмент, который обращается в рамках определенной платежной системы, с владельцем которой коммерческие банки вправе заключать договоры карт-счета. Платежные системы на основе использования банковских пластиковых карточек включают: - национальную систему "БелКарт"; - международные системы типа VISA и Europay/Mastercard, Union Card, Diners Clab и др.; - международные (АО банк «SNORAS») и внутренние частные системы типа «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», АКБ «МинскКомплексБанк и др. Для получения карточки, дающей право осуществлять операции с ее использованием, клиенту (владельцу счета) необходимо заключить с банком-эмитентом (банком, осуществляющим эмиссию карточек и расчетное и/или кассовое обслуживание держателей этих карточек) договор карт-счета. Карт-счет – банковский счет, открываемый банком-эмитентом клиенту, на котором отражаются операции, произведенные с использованием карточки (карточек). При этом при осуществлении операций по карт-счету возможен овердрафт в пределах лимита, определенного локальными нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, выделяют следующие виды карточек: • личная карточка – карточка, позволяющая проводить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с физическим лицом-клиентом или доверенности физического лица-клиента; • корпоративная карточка – карточка, позволяющая проводить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – клиентом и доверенности клиента при наличии трудового договора между держателем карточки и клиентом; В зависимости от механизма расчетов по операциям, совершаемым с использованием карточек различают следующие их виды: • дебетовая карточка – карточка, операции с использованием которой производятся в пределах остатка средств на карт-счете клиента; • кредитная карточка – карточка, операции с использованием которой производятся за счет кредита, предоставляемого банком клиенту; • предоплаченная карточка – платежный инструмент в Предоплаченная карточка – платежный инструмент, при Основными участниками платежной системы, на основе банковских карточек являются: • банк-эквайер – банк или небанковская кредитно-финансовая организация, осуществляющая эквайринг или деятельность по расчетному обслуживанию предприятий торговли (сервиса), принимающих карточки в качестве платежного средства за товары (услуги), а также деятельность по кассовому обслуживанию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом. Другими словами эквайринг является операцией по обслуживанию карточек; • уполномоченный банк – банк-резидент или небанковская кредитно-финансовая организация, осуществляющая эмиссию карточек, эквайринг по операциям с их использованием, безналичные расчеты по этим операциям на основании соответствующей лицензии Национального банка Республики Беларусь; • клиент (владелец счета) – юридическое лицо (его филиалы и обособленные подразделения с отдельным балансом), физическое лицо, индивидуальный предприниматель, заключившие с банком договор карг-счета; • держатель – физическое лицо, осуществляющее операции с использованием карточки на основании договора карт-счета, заключенного с банком-эмитентом, и/или доверенности клиента (владельца счета). Кроме того, участниками платежной системы, на основе банковских карточек являются предприятия торговли и сервиса (ПТС); пункты выдачи наличньа денежных средств (ПВН); банкомат и платежный терминал, формирующий карт-чек. Карт-чек – документ первичного учета, сформированный устройством регистрации операции (электронным терминалом, импринтером, банкоматом), произведенной с использованием карточки в бумажном и (или) электронном виде, который служит подтверждением совершения такой операции и является основанием для оформления платежных инструкций для осуществления переводов по операциям с использованием карточек. В настоящее время банковские карточки разрешено применять при следующих безналичных расчетных операциях: - платежах в национальной валюте за товары и услуги, связанные с хозяйственной деятельностью данного юридического лица; - расчетах в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами за товары и услуги на территории Республики Беларусь в случаях, разрешенных действующим законодательством; - платежах, связанных с командированием держателей корпоративных карточек в пределах Республики Беларусь (в национальной валюте), а также за ее пределами (в иностранной валюте); - платежах в национальной валюте за расходы представительского характера на территории Республики Беларусь. Следует отметить, что использование корпоративной банковской карточки для выплаты заработной платы и различных выплат социального характера не допускается. Для того чтобы банку создать платежную систему на основе банковских карточек необходимо организовать эмиссию банковских карточек и проведение расчетных операций с их использованием.
Организация расчетов с использованием банковских карточек предполагает: 1) создание системы обращения карточек и развитие необходимой инфраструктуры. Для этого банку необходимо: - во-первых, провести работу по привлечению предприятий торговли и сферы услуг для обслуживания карточек и организовать расчеты с этими предприятиями по операциям с применением карточек; - во-вторых, осуществить установку банкоматов. В результате банком должны быть заключены договоры с продавцами, в которых банк устанавливает определенный процент от оборота по карточкам, представляющий собой плату за проводимую авторизацию и за гарантию банка на перечисление средств; 2) организацию проверки платежеспособности клиента (авторизацию), т.е. получение торговой точкой подтверждения гарантии оплаты при совершении расчетной операции по конкретной банковской карточке на основании отправки соответствующего запроса в банк. Технология авторизации зависит от организации платежной системы, вида карточки и технической оснащенности торговой точки. Авторизация может осуществляться в двух режимах: - режиме оn-line, который предполагает установление торговой точкой связи с банком (или процессинговым центром) для подтверждения платежеспособности карточки при осуществлении каждого платежа. Связь устанавливается либо продавцом по телефону (голосовая авторизация), либо торговым терминалом после введения суммы платежа продавцом и идентификационного кода (ПИН-кода) держателем карточки. Этот режим применяется главным образец при осуществлении расчетов с применением магнитных карточек, обладающих небольшим объемом памяти. - режиме оff-line, предполагает подтверждение платежеспособности без установления связи с банком (или процессинговым центром) через дополнительный обмен информацией с самой карточкой. Такой режим применяется в отношении электронных карточек с большой емкостью памяти. При расчете за купленный товар терминал автоматически фиксирует уменьшение суммы счета на микропроцессоре банковской точки. Данный режим является более экономичным, чем режим оn-line; 3) обеспечение обмена информацией между участниками платежной системы (процессинг). Информационный обмен может осуществляться на основе бумажных, электронных или смешанных технологий. Для его организации в банке создается процессинговый центр, куда поступают запросы продавцов о платежеспособности банковских карточек и откуда рассылаются "черные" списки или стоп листы (списки аннулированных, потерянных и украденных карточек). В процессинговом центре обрабатывают поступившие документы (карт-чеки или другие), в соответствии с которыми банк осуществляет перевод средств со счетов клиентов на счета предприятий торговли и сервиса.
Последовательность расчетов выглядит следующим образом: 1 – предъявление карточки к оплате при совершении покупки; 2 – составление продавцом после авторизации карт-чека либо на бумажном носителе (если ПТС оборудован импринтером), либо в электронной форме и/или на бумажном носителе (если ПТС оборудован электронным терминалом); 3 – представление карт-чека (иных документов, служащих подтверждением совершения операции с использованием карточки) в банк-эквайер; 4 – обработка карт-чеков и формирование платежных инструкций; 5 – отправка платежных инструкций банку-эмитенту (либо иному лицу, например, в головной процессинговый центр, если это предусмотрено Правилами данной системы расчетов с использованием карточек); 6 – проверка процессинговым центром банка-эмитента расчетных документов; 7 – перечисление денежных средств на основании платежных инструкций, принятых к оплате; 8 – зачисление денежных средств на счет ПТС
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |