Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С последующим акцептом

 

8 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

Следует отметить, что оплата платежного требования, ожидающего акцепта для оплаты, может быть произведе­на банком и до истечения срока акцепта на основании письменного заявления плательщика.

В настоящее время в договорах между плательщиком и его контрагентами может быть предусмотрена оплата пла­тежных требований в день их поступления в банк. В этом случае плательщик должен представить в обслуживающий банк список предприятий, с которыми у него заклю­чены такие договоры, а на соответствующих платежных требованиях делать пометку «Оплата в день поступления».

Поставщик представляет платежное требование в банк на инкассо после отгрузки товаров либо в сроки, опреде­ленные в договоре, в течение 10 дней со дня его выписки.

Платежное требование, выставленное на инкассо, может быть не принято на инкассо либо не оплачено в установленный срок или вообще по следующим причинам:

1) требование не принято на инкассо банком поставщика в связи с неправильным оформлением расчетных до­кументов;

2) требование не принято к оплате банком плательщи­ка, так как не соответствует условиям, установленным действующими нормативно-правовыми актами. В данном случае банк плательщика возвращает поступившее платежное требование, указав на его обороте причину возврата без оплаты;

3) плательщик отказался от акцепта платежного требования. При этом отказ может быть полным или частичным и оформляется заявлением произвольной формы, где указываются мотивы отказа.

Следует иметь в виду, что банк не примет отказ от акцепта к исполнению, если такой отказ не мотивирован или его мотив противоречит действующему законодательству или договору между поставщиком и плательщиком.

Полный отказ от акцепта, который банк обязан принять, плательщик имеет право произвести в следующих случаях:

- при отсутствии договора;

- при отсутствии данной формы расчетов в договоре;

- в случае предъявления необоснованного требования (бестоварного требования или требования за ранее оплаченный товар);

- при несоответствии наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным и заменяющим их документам.

Отказ от акцепта принимается банком без проверки договора, заключенного между контрагентами, участвующими в расчетах, за исключением случаев, когда отказ от акцепта поступил из-за отсутствия данной формы расчетов в договоре или по мотивам, предусмотренным договором;

4) Платежное требование, выставленное на инкассо, может быть не оплачено в установленный срок или вообще, если на счете плательщика отсутствуют необходимые средства для оплаты требования.

В этом случае платежное требование может быть оплачено частично, на сумму имеющихся на счете плательщика средств, а на неоплаченную сумму помещено в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» для последующей оплаты.

Платежное требование, акцептованное плательщиком, но не оплаченное им в срок полностью или частично, приобретает силу исполнительного документа, по которому осуществляется взыскание средств в бесспорном порядке. Принудительное взыскание может быть приостановлено, если плательщиком предъявлен иск к получателю средств, и суд вынес определение о приостановлении взыскания.

Главное преимущество расчетов платежными требованиями является использование системы инкассо, которая обеспечивает четкий порядок адресной их дос­тавки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяй­ствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.

Основным недостатком расчетов платежными требова­ниями является трудоемкость, связанная с опера­циями инкассо, отказами от акцепта, а также запросами о судьбе неоплаченных требований.

 

 

Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием, должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство.

К иным обязательствам в соответствии со ст. 254 Банковского Кодекса РБ относятся акцепт, оплата или учет переводного векселя, выставленного бенефициаром.

Банк, который принимает поручение клиента, рассматривается как банк-эмитент, клиент, дающий поручение, – как приказодатель.

Следует отметить, что обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от основного договора, в котором предусмотрена эта форма.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:

- приказодатель, который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;

- банк-эмитент, открывающий аккредитив;

- бенефициар, в чью пользу открывается аккредитив, или получатель средств;

- авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару;

Рассмотрим схему документооборота при аккредитивной форме расчетов (рис. 5).

 
 

 


Рисунок 5 – документооборот при аккредитивной форме расчетов

 

1 – представление заявления на выставление аккредитива;

2 – проверка правильности оформления заявления на открытие аккредитива и депонирование средств (выдача ссуды на выставление аккредитива) на балансовом счете «Аккредитивы»;

3 – пересылка в банк бенефициара заявления (сообщения) об открытии аккредитива;

4 – выдача заявления (сообщения) бенефициару об открытие аккредитива;

5 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ,

6 – представление бенефициаром реестра счетов в обслуживающий банк с приложением товарно-транспортных и других документов, подтверждающих факт отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, предусмотренных условиями аккредитива;

7 – проверка выполнения условий, оговоренных в аккредитивной заявлении;

8 – пересылка в банк-эмитент реестра счетов с приложенным к нему комплектом документов, предусмотренных условиями аккредитива;

9 – проверка комплекта документов, приложенных к реестру счетов, их соответствия условиям аккредитива;

10 – перевод средств в банк бенефициара;

11 – извещение приказодателя о выплатах по аккредитиву;

12 – зачисление денежных средств на счет поставщика;

13 – извещение бенефициара о зачислении средств на его счет.

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или анну­лирован в любой момент без предварительного уведомле­ния бенефициара.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия банка-эмитента и бенефициара.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считается безотзывным.

Далее рассмотрим порядок отзыва документарного аккредитива.

Отзыв отзывного аккреди­тива предполагает следующие действия его участников:

1) плательщик пред­ставляет в банк-эмитент распоряжение на отзыв отзывного аккредитива;

2) банк-эмитент, вы­полнив распоряжение об отзыве или изменении условий аккредитива, пересылает один экземпляр распоряжения в банк бенефициара для выдачи его бене­фициару (не позднее следующего рабочего дня после по­ступления в банк).

Анну­лирование или изменение условий безотзывного аккредитива выполняется банком-эмитентом на основании соответствующего распоряжения приказодателя только по­сле получения заявления бенефициара о согласии с этим распоряжением.

Открытие аккредитива может производиться за счет собствен­ных средств приказодателя или за счет кредита банка.

Де­понирование средств в сумме аккредитива в банке-эмитенте осуществляется на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». При этом открытие ак­кредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается.

Открытый аккредитив применяется плательщиком для рас­четов только с одним бенефициаром, его нельзя переад­ресовать. Но запрет на перевод аккредитива еще не означает запрет на уступку выручки по нему, когда при заявлении первого бенефициара банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное или частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством. Такой аккредитив называется переводным и может быть исполнен только один раз.

В отдельных случаях аккредитивная форма расчетов может предусматривать акцепт, осуществляемый уполномоченным лицом плательщика, которое присутствует при отгрузке товаров поставщиком.

Если по истечении срока действия ак­кредитива остается неиспользованный для расчетов остаток средств, банк-эмитент перечисляет данную сумму на счет плательщика, с которого эти средства были депони­рованы.

Кроме того, за период депонирования средств на отдельном балансовом счете «Аккредитивы» на сумму аккредитива, открытого за счет собственных средств приказодателя, банком-эмитентом могут начисляться проценты, размер которых определяется в договоре между банком и клиентом.

Преимущества расчетов документарными аккредитивами:

- гарантия платежа;

- возложение контроля за выполнением условий аккредитива на банки.

Недостаток – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

 

Расчеты чеками – расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика.

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодержатель – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку.

Сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку.

В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками.

 

 

Документооборот при расчете чеками выглядит следующим образом:

 

 
 

 


Рисунок 6 - Документооборот при расчетах чеками

 

1 – представление в обслуживающий банк заявления на по­лучение чековой книжки и платежного поручения для депониро­вания средств для расчетов чеками на отдельном счете;

2 – депонирование денежных средств, на отдельном счете и выдача клиенту чековой книжки с заполненными реквизи­тами;

3 – отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ;

4 – выписка чека и передача его поставщику в оплату за приобретенные товары (выполняется одновременно с опера­цией 3);

5 – предъявление чека (реестров чеков) в банк чекополучателя;

6 – составление банком поручений-реестров и пересылка вместе с чеками в банки чекодателей;

7 – оплата поручений реестров (чеков) путем списания средств со счета, на котором была депонирована сумма де­нежных средств (операция 2);

8 – перевод платежа в банк поставщика;

9 – зачисление денежных средств на счет поставщика;

10 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

При расчетах чеками из чековой книжки чекодателем может быть юридическое лицо, индивидуальный предпри­ниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары, или услуги посредством чека из чековой книжки.

При расчетах расчетными чеками в качестве чекодателя выступает физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством расчетного чека или по­лучающее по нему наличные денежные средства в банке чекодателя или в других банках, при условии заключения соответствующих договоров.

В последнем случае чекодержатель совпадает в одном лице с чекодателем – физическим лицом, получающим по расчетному чеку наличные средства. Однако по расчетному чеку, выписанному за счет кредита либо компенсационных средств, наличные денежные средства не выдаются.

Банк чекодателя – банк, его филиалы, где чекодатель имеет средства, предназначенные в уплату чеков из чековых книжек или расчетных чеков.

Срок действия чековой книжки – 1 год. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки.

Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа. Основным преимуществом, таким образом, является, гарантия платежа.

Основным недостатком является усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика.

Порядок проведения операций с использованием чеков регулируется Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утв. постановление Правления НББ от 30.03.2005 № 43. Данная Инструкция регламентирует порядок расчетов в белорусских рублях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами посредством чеков из чековых книжек и расчетных чеков за товары, работы, услуги на территории Республики Беларусь, а также порядок получения физическими лицами по расчетному чеку наличных денежных средств в банке чекодателя.

 

 

Банковская пластиковая карточка – это средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, имеющее персонофицированный или неперсонифицированный харктер.

Банковская пластиковая карточка – это платежный инструмент, который обращается в рамках определенной платежной системы, с владельцем которой коммерческие банки вправе заключать договоры карт-счета.

Платежные системы на основе использования банковских пластиковых карточек включают:

- национальную систему "БелКарт";

- международные системы типа VISA и Europay/Mastercard, Union Card, Diners Clab и др.;

- международные (АО банк «SNORAS») и внутренние частные системы типа «Нефтекарт», ОАО «Белвнешэкономбанк», АКБ «МинскКомплексБанк и др.

Для получения карточки, дающей право осуществлять операции с ее использованием, клиенту (владельцу сче­та) необходимо заключить с банком-эмитентом (банком, осуществляющим эмиссию карточек и расчетное и/или кассовое обслуживание держателей этих карточек) дого­вор карт-счета.

Карт-счет – банковский счет, открывае­мый банком-эмитентом клиенту, на котором отражаются операции, произведенные с использованием карточки (карточек).

При этом при осуществлении операций по карт-счету возможен овердрафт в пределах лимита, определен­ного локальными нормативными правовыми актами, раз­работанными в соответствии с законодательством Респуб­лики Беларусь.

В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета, выделяют следующие виды карточек:

личная карточка – карточка, позволяющая проводить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с физическим лицом-клиентом или доверенности физического лица-клиента;

корпоративная карточка – карточка, позволяющая проводить операции по карт-счету на основании договора карт-счета с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем – клиентом и доверенности клиента при наличии трудового договора между держателем карточки и клиентом;

В зависимости от механизма расчетов по операциям, совершаемым с использованием карточек различают сле­дующие их виды:

дебетовая карточка – карточка, операции с исполь­зованием которой производятся в пределах остатка средств на карт-счете клиента;

кредитная карточка – карточка, операции с исполь­зованием которой производятся за счет кредита, предос­тавляемого банком клиенту;

предоплаченная карточка – платежный инструмент в
виде пластиковой карточки, содержащий носитель информации, на котором записаны и хранятся сведения об определенной сумме денежных средств, оплаченных держа­телем карточки ее эмигенту, либо сведения, позволяю­щие идентифицировать ее как предоплаченную карточку.

Предоплаченная карточка – платежный инструмент, при
использовании которого не требуется открытия банком
счета держателю.

Основными участниками платежной системы, на основе банковских карточек являются:

банк-эквайер – банк или небанковская кредитно-финансовая организация, осуществляющая эквайринг или деятельность по расчетному обслуживанию предприятий торговли (сервиса), принимающих карточки в качестве платежного средства за товары (услуги), а также деятельность по кассовому об­служиванию держателей карточек, в отношении которых банк не является банком-эмитентом. Другими словами эквайринг является операцией по обслуживанию карточек;

уполномоченный банк – банк-резидент или небанковская кредитно-финансовая организация, осуществляющая эмиссию карточек, эквайринг по операциям с их использованием, безналичные расчеты по этим операциям на ос­новании соответствующей лицензии Национального банка Республики Беларусь;

клиент (владелец счета) – юридическое лицо (его филиалы и обособленные подразделения с отдельным балансом), физическое лицо, индивидуальный предприниматель, заключившие с банком договор карг-счета;

держатель – физическое лицо, осуществляющее операции с использованием карточки на основании договора карт-счета, заключенного с банком-эмитентом, и/или доверенности клиента (владельца счета).

Кроме того, участниками платежной системы, на основе банковских карточек являются предприятия торговли и сервиса (ПТС); пункты выдачи наличньа денежных средств (ПВН); банкомат и платежный терминал, формирующий карт-чек.

Карт-чек – до­кумент первичного учета, сформированный устройством регистрации операции (электронным терминалом, импринтером, банко­матом), произведенной с использованием карточки в бумажном и (или) электронном виде, который служит под­тверждением совершения такой операции и является основанием для оформления платежных инструкций для осуществле­ния переводов по операциям с использованием карточек.

В настоящее время банковские карточки разрешено при­менять при следующих безналичных расчетных операциях:

- платежах в национальной валюте за товары и услуги, связанные с хозяйственной деятельностью данного юри­дического лица;

- расчетах в иностранной валюте между юридическими лицами-резидентами за товары и услуги на территории Рес­публики Беларусь в случаях, разрешенных действующим законодательством;

- платежах, связанных с командированием держателей корпоративных карточек в пределах Республики Беларусь (в национальной валюте), а также за ее пределами (в ино­странной валюте);

- платежах в национальной валюте за расходы предста­вительского характера на территории Республики Беларусь.

Следует отметить, что использование корпоративной банковской карточки для выплаты заработной платы и различных выплат социального характера не допускается.

Для того чтобы банку создать платежную систему на основе банков­ских карточек необходимо организовать эмиссию банковских карточек и проведение расчетных операций с их использованием.

 

 

Организация расчетов с использованием банковских карточек предполагает:

1) создание системы обращения карточек и развитие не­обходимой инфраструктуры.

Для этого банку необходимо:

- во-первых, провести работу по привлечению предприятий торговли и сферы услуг для обслуживания карточек и организовать расчеты с этими предприятиями по операциям с применением карточек;

- во-вторых, осуществить установку банкоматов.

В результате банком должны быть заключены договоры с продавцами, в которых банк устанавливает определенный процент от оборота по карточкам, представляющий собой плату за проводимую авторизацию и за гарантию банка на перечисление средств;

2) организацию проверки платежеспособности клиента (авторизацию), т.е. получение торговой точкой подтверждения гарантии оплаты при совершении расчетной операции по конкретной банковской карточке на основании отправки соответствующего запроса в банк.

Технология авторизации зависит от организации платежной системы, вида карточки и технической оснащенности торговой точки.

Авторизация может осуществляться в двух режимах:

- режиме оn-line, который предполагает установление торговой точкой связи с банком (или процессинговым центром) для подтверждения платежеспособности карточки при осуществлении каждого платежа. Связь устанавливается либо продавцом по телефону (голосовая авторизация), либо торговым терминалом после введения суммы платежа продавцом и идентификационного кода (ПИН-кода) держателем карточки. Этот режим применяется главным образец при осуществлении расчетов с применением магнитных карточек, обладающих небольшим объемом памяти.

- режиме оff-line, предполагает подтверждение платежеспособности без установления связи с банком (или процессинговым центром) через дополнительный обмен информацией с самой карточкой. Такой режим применяется в отношении электронных карточек с большой емкостью памяти. При расчете за купленный товар терминал автоматически фиксирует уменьшение суммы счета на микропроцессоре банковской точки. Данный режим является более экономичным, чем режим оn-line;

3) обеспечение обмена информацией между участниками платежной системы (процессинг).

Информационный обмен может осуществляться на основе бумажных, электронных или смешанных технологий. Для его организации в банке создается процессинговый центр, куда поступают запросы продавцов о платежеспособности банковских карточек и откуда рассылаются "черные" списки или стоп листы (списки аннулированных, потерянных и украденных карточек).

В процессинговом центре обрабатывают поступившие документы (карт-чеки или другие), в соот­ветствии с которыми банк осуществляет перевод средств со счетов клиентов на счета предприятий торговли и сер­виса.

 
 
4
Расчеты с использованием банковских карточек осу­ществляются в форме дебетового банковского перевода и схе­матично выглядят следующим образом (рис. 7).

 

       
 
 
   
 

 

 


Последовательность расчетов выглядит следующим образом:

1 – предъявление карточки к оплате при совершении по­купки;

2 – составление продавцом после авторизации карт-чека либо на бумажном носителе (если ПТС оборудован импринтером), либо в электронной форме и/или на бумажном носи­теле (если ПТС оборудован электронным терминалом);

3 – представление карт-чека (иных документов, служа­щих подтверждением совершения операции с использованием карточки) в банк-эквайер;

4 – обработка карт-чеков и формирование платежных инструкций;

5 – отправка платежных инструкций банку-эмитенту (либо иному лицу, например, в головной процессинговый центр, если это предусмотрено Правилами данной системы расче­тов с использованием карточек);

6 – проверка процессинговым центром банка-эмитента расчетных документов;

7 – перечисление денежных средств на основании платежных инструкций, принятых к оплате;

8 – зачисление денежных средств на счет ПТС

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С предварительным акцептом | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.