Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дихотомия Востока и Запада. Место России в системе двух парадигм культуры




Предмет лекции: Анализ культурно-ценностных особенностей парадигмы Восток-Запад-Россия

Цель лекции: дать представление о культурной коммуникации Востока и Запада на примере русской культуры.

Задачи:

- дать определения диалога, парадигмы;

- рассмотреть основные категории и формы диалога Восток-Запад

- показать современную русскую культуру через «диалог культур»;

Требования к уровню освоения материала:

Прослушав лекцию, студенты должны:

- знать определение диалога и парадигмы;

- иметь представление о сущности парадигмы Восток-Запад-Россия

- знать как осуществляется межкультурная коммуникация и каковы необходимые условия для ее успешного осуществления;

- выделять стратегии аккультурации на базе парадигмы Восток-Запад-Россия

План:

1. Парадигма Восток-Запад: история вопроса (стр.1)

2. Категории культурного диалога Востока и Запада (стр.4)

3. Место России в системе парадигмы Восток – Запад. (стр.6)

 

Парадигма Восток-Запад: история вопроса

Самый выдающийся русский философ XIX в. – Владимир Соловьев, предпринявший в своей философии наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Смысл человеческой истории – считал мыслитель – в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Искушения плоти, духа и власти препятствуют этому, но Бог своим откровением помогает состояться грядущему богочеловечеству. Эта метафизическая основа концепции Соловьева раскрывается в двух основных измерениях – историческом и типологическом. Исторический аспект представлен через осмысление процесса развития общества и культуры. Типологический аспект теории Соловьева выражен в его осмыслении парадигмы «Восток – Запад – Россия». Символ культуры Востока, по Соловьеву, - «бесчеловечный Бог», Запада – «безбожный человек». Россия – культура «откровения… высшего божественного мира».

Славянофилы - Аксаковы, Киреевские, Хомяков – представители направления русской общественной мысли середины 19 в. выступали за принципы отличные от западного пути развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие).. Идеализировали общественный строй древней Руси. Западники– Тургенев, Чаадаев, Грановский выступали за развитие России по Западноевропейскому пути.

Особенности русской культуры, по Бердяеву, определены противоречивостью русской души. Ее причину автор видел в положении России между Западом и Востоком. Он писал, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад, а в русской душе борются два начала восточное и западное. Место России в мировой культуре определил христианский, православный характер ее культуры. Выбор веры был предопределен генетической природой византийского цивилизационного идеала, равновесного синтеза западной (греческой) культуры свободного и самостоятельно личностного существования и универсального провосточного мистического символизма.

Размышляя о противоположных началах русской души, философ полагает, что к таковым относятся деспотизм, гипертрофия государства и анархизм; вольность; обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм и всечеловечность; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт[1].

Восток и Запад – два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода.

Культура Востока – это культура речной цивилизации и носит интровертный характер. Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке, раскрываясь вовне, излучая во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе «Первым выступил Восток и излучил на землю потоки света из глубины своего уединенного созерцания; затем пришел Запад со своей всеобъемлющей деятельностью, своим живым словом, всемогущим анализом».[2]

Россия исторически возникла и развивалась как уникальная многоэтническая и многоконфессиональная страна. В русской истории в силу объективных исторических условий (природно-географический, внешний факторы) решающее значение приобрело развитие государственности. Именно оно лежит в основе мобилизирующего характера генотипа социального развития России. Западный генотип – инновационный, либеральный – интенсивное воспроизводство, цель которого – углубленное содержание культуры, повышение социальной эффективности, открытости к нововведениям. Личность, развитие, свобода, равенство возможностей, закон- культурные ценности западной парадигмы. В России культурные ценности – ценности русского православия: соборность, мессианство, доброхотство. Секуляризация, героизм – главные черты человека Запада. Русский тип человека – иоанновский, православный – мессианский, его основные характеристики: стремление к абсолютному добру, относительность земных и приоритетность духовных ценностей.

В православной традиции есть учение о добродетелях. Святые отцы на многовековом опыте составили своеобразную духовно-нравственную «таблицу Менделеева». Существует семь основных добродетелей, из которых проистекают все остальные – это: умеренность, целомудрие, милосердие, радость, терпение, мужество, смирение.

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.

Так, по мнению большинства россиян, причем как людей старшего возраста, так самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28% соответственно).

 

Категории культурного диалога Востока и Запада

Основные черты Востока: восточный деспотизм, невычлененность индивида из коллектива, корпоративность (касты, общины, кланы), слабая классовая дифференциация (в рамках каст, общин, кланов), тесная взаимосвязь государственной и социальной структуры. Религия санкционировала и освящала политическую власть, стояла на страже незыблемости социальной структуры. На Востоке человек обязан соблюдать традиции, ритуалы, иерархичность подчинения, даже умереть он должен по установленному обычаю (японский самурай). Существенную часть мировоззрения людей Востока составляет вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах. Это породило представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле, отсюда фатализм, характерный для мировосприятия Востока. Еще одна особенность Востока - это постоянная связь человека и природы, человек - часть природы, отсюда стремление быть с ней в гармонии, и, познав законы ее, не противоречить им. Человек может совершенствовать мир, лишь совершенствуя себя, обретая гармонию и цельность в себе самом. Европейцы противопоставили себя природе, они перестали чувствовать себя ее частью, отсюда европейское стремление "покорить" природу, заставить ее служить человеку, одолеть, победить, последствия - экологические кризисы. Развитие Востока представляет собой сплошную линию (Китай, Индия), Запад же развивается рывками (за три тысячи лет сменилось несколько цивилизаций: античность, средневековье, Новое время и теперь Новейшее), каждый рывок сопровождался крушением старой системы ценностей, а также политических, экономических, социальных структур.

Восток и Запад - это различные модели культуры. При этом по духовно культурным основаниям Запад более целостен, в его основе лежит христианство, хотя и в различных своих вариантах; Восток же многолик. Между Западом и Востоком всегда существовали определенные торговые связи. При этом Восток часто давал толчок развитию Европы. Контакты Запада и Востока прослеживаются на протяжении всей истории. Они имели различные формы: торговля, миграция народов, военные походы (великое переселение народов - движение гуннов с востока на запад, арабские завоевания). Мы можем обнаружить немало заимствований в культуре Европы. Из Китая были заимствованы мореходные и навигационные приборы (румпель, компас), универсальный шарнир, методы обработки земли (полив, прополка, посев злаков рядами), постромки и хомут, стремена, бумага, книгопечатание, порох и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.