Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианские мотивы в романах о Гарри Поттере и в эпосе «Беовульф». Идеологический контекст. Жанровое своеобразие романов о Гарри Потере

Исследователи романов о Гарри Поттере в первую очередь обратили внимание на фольклорно-мифологическую модель, реализуемую в них. «Универсальной основой доступности многослойного текста Роулинг послужили сказка и миф, обращенность романов о Гарри Поттере к традиционной культуре и обеспечила феноменальный успех произведения,» ‑ замечает Н. Васильева.[22] В работе этого автора выделены и подробно проанализированы сказочно-мифологические мотивы «поттерианы»: необыкновенное младенчество «универсального героя»[23], испытания, которые он проходит, появление волшебных помощников, волшебных дарителей и волшебных предметов, модель «двоемирия», мотив перехода из повседневного пространства в волшебное, мотив змееборчества, борьба с чудовищами, хронотоп «сказочного» времени и пр. Как мы видим, цикл романов о Гарри Потере значительно богаче сказочно-мифологическими мотивами, нежели чем поэма о «Беовульфе», где, наряду с рассмотренным выше мотивом змееборчества и борьбой с чудищами, можно отметить элементы фантастической космогонии (происхождение Грнеделя и мифологических персонажей (драконов, эльфов, великанов), элементы мифологического хронотопа и немногое другое.

Однако, есть еще одно обстоятельство, неожиданно сближающее поэму о Беовульфе и цикл романов о Гарри Потере, уже не относящееся непосредственно к содержанию и поэтике произведений, а касающееся вопросов читательской рецепции и идеологического контекста.[24] Это упреки и обвинения в язычестве и сатанизме. Вокруг книг о Гарри Поттере развернулась широкомасштабная кампания – яростные протесты представителей всех христианских конфессий, изъятие книг из школьных библиотек (США), сожжение книг о Гарри Поттере (США, штат Мэн, штат Пенсильвания), заявление о возбуждении уголовного дела против издателей книг о Гарри Поттере на русском языке[25] и др. Неизвестно, постигала ли такая судьба рукописи с поэмой о Беовульфе, но еще в тот период, когда она создавалась, прозвучали слова Алкуина[26]: «Кто Ингольд[27] перед Христом?»[28] Эта фраза, впоследствии ставшая для медиевистов хрестоматийной, формулировала новую систему ценностей, где былые герои языческого прошлого уступали место новым, и Алкуин призывал монахов «не отвлекаться от молитвы героическими песнями».[29] «Текст (поэмы – И.С.) был записан благодаря счастливому стечению обстоятельств. - полагают исследователи, - Англию христианизировали с двух сторон: с севера (ирландцы), и с юга (миссия Папы Григория). Южная миссия от католиков не потерпела бы траты пергамента на языческие стихи даже в христианской оправе <…> Но папская миссия потерпела неудачу, и в Англии не было такого уничтожения старых текстов как в ряде других стран. В более поздние века поэму спас сказочный сюжет: она уцелела среди прочих текстов о «деяниях чудовищ»[30].

Существует и противоположный взгляд на эти произведения – «адвокатами» «Беовульфа» и «Гарри Поттера», выступили, например Дж. Р. Р. Толкин и диакон Андрей Кураев, доказывающие, что эти книги так или иначе воплощают христианские ценности[31]. Освещение этого вопроса выходит за рамки задач данного пособия, здесь предлагается рассмотреть и сопоставить некоторые христианские мотивы, присутствующие в обоих произведениях.

На первый взгляд, мир Гарри Поттера представляет собой довольно точное изображение современного западного общества, исповедующего либерально-демократические ценности и достаточно нерелигиозного. Рождество и Пасха, упоминаемые в числе праздников, отмечаемых обитателями Хогвартса, ничем не отличаются от Хэллоуина и Дня Святого Валентина – это привычные бытовые ритуалы, за которыми не просматривается никакого иного значения. У героев книги не возникает вопроса, чье же именно Рождество отмечают люди и маги, и что означает непонятное слово «Пасха», как не возникало подобных вопросов, у большинства, например, советских детей. В книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» у нашего героя появляется крестный, но про само крещение Гарри (надо полагать, состоявшееся) пока не говорится ни слова. Эти детали верно отражают бытование христианской традиции в обществе, где она, по большей части, сводится лишь к невнятной ритуалистике.

Кажется, что мир Гарри Поттера линеен и лишен «вертикали», действие развивается в одной плоскости – новые и новые схватки с Волан де Мортом, где победы даются Гарри все более сложной ценой, и новые приключения. Гарри не сомневается в том, что с Темным Лордом необходимо бороться (хотя нередко сетует на судьбу, возложившего эту миссию именно на него), но ни разу не задается вопросом, в чем заключается конечная цель и конечный смысл этой борьбы.

На этот вопрос мог бы с легкостью ответить Беовульф: смысл и цель жизни «достойного» - слава и славная смерть! «Беовульф», - «это поэма о языческих временах, но рассказанная христианином»[32], поэтому, несмотря на частые упоминания Творца и библейских реалий, в своих поступках герои руководствуются ценностями предшествующих времен. Их манят «хвала» и «слава», а ведет Судьба. То есть, и в этом случае, комплекс христианских представлений, существует где-то «над» героями, которые, зная о нем, живут по иным законам.

В отличие от красочно-экспрессивного «библейского текста» «Беовульфа» (восходящего, главным образом, к сюжетам и образам Ветхого Завета), где повествуется о сотворении мира и грехопадении Каина, в книгах о Гарри Поттере непосредственно библейских реалий не обнаруживается, но прослеживаются некоторые мотивы, которые можно обозначить как христианские. Самый очевидный из них – мотив жертвенной любви.

На протяжении всего повествования Дамблдор и другие герои не устают повторять Гарри, что его спасла и «покрыла защитой» любовь матери, которая пожертвовала жизнью ради сына. «Если есть на свете что-то, чего Вольдеморт не в состоянии понять, это ‑ любовь. Он не осознает, что любовь такой силы, какую испытывала к тебе твоя мать, оставляет свой собственный след. Не шрам, не какой-нибудь видимый знак... но, когда кто-то любит тебя так сильно, он, даже после своей смерти, защищает тебя своей любовью», ‑ говорит Дамблдор.[33]

Мотив бессмертия души связан с историей волшебника Николаса Фламмеля. Фламмель отказывается от бессмертия, когда узнает, что философский камень, обеспечивающий вечную жизнь ему и супруге, может оказаться в руках Темного Лорда и послужить злу. Гарри поначалу изумлен поступком Фламмеля, но Дамблодор разъясняет: «Я уверен, что для такого молодого человека как ты, это звучит невероятно, но для Николаса и Перенеллы смерть придет как сон после долгого, долгого дня. В конце концов, для правильно организованного сознания, что есть смерть, как не новое интересное приключение?»[34] Сам Гарри, думая о своем противнике – Волан де Морте, однажды решает, что «чем быть навеки проклятым, лучше уж умереть»[35].

С образами антагонистов Гарри и Беовульфа - Волан де Мортом и Гренделем, связан мотив дьявольской одержимости. Грендель, как сказано у Толкина «из-за непрестанной ненависти к людям, к их радостям, из-за любви к тьме сближается с дьяволом, хотя и не отождествляется с ним в полно мере»[36]. То же самое можно сказать и об образе Волан де Морта, которому автор придала черты падшего ангела Денницы – непомерная гордыня, презрение к миру людей, жажда власти над миром. Подобно дьяволу Волан де Морт подчиняет себе людей и магов соблазняя и искушая, используя ложь и лесть, принимая благообразные личины (история с Хепзибой, дневником Джинни и др.) играя на слабостях своих жертв (трусость – профессор Сквирелл и Питер Петтигрю, уныние – Джинни, властолюбие и гордыня – семья Малфоев и др.)

Судя по тексту поэмы о Беовульфе, эпохой, в которую она создавалась (X-XI вв.), лучше всего был освоен Ветхий Завет – в поэме нашла отражение христианская космогония, учение о Боге-Отце ‑ Творце мира, размышления о судьбе как проявлении Божественного провидения, раздумья о долге человека перед лицом Бога. Но непосредственно Евангельские мотивы в поэме отсутствуют – можно сказать, что мир Беовульфа, знает христианство, но не знает Христа. В книгах о Гарри Потере христианские мотивы также выражены неочевидно – их можно трактовать как «общеэтические» и «дидактические». И в том, и другом случае, они тесно переплетаются с моделью «северного мужества», которая и составляет главную сюжетообразующую конструкцию обоих произведений.

Тем не менее, жанровое своеобразие романов о Гарри Поттере не исчерпывается параллелизмом сюжетных мотивов «Беовульфа» и героического эпоса в целом. Наряду с этим очевидным влиянием в романах Роулинг отчетливо прослеживаются элементы следующих жанров:

– «молодежный роман» (мотив школьной дружбы, первой любви, школьного соперничества и пр.)

– сентиментальный роман (мотив сиротства)

– «роман ужасов», в т.ч. «саспенс» (создание атмосферы напряженности, мотив скрытой угрозы), и «хоррор» (появление персонажей-чудовищ, изображение схваток с монстрами и демоническими силами),

– «роман воспитания» (судьба главного героя прослеживается на протяжении его детских лет и отрочества),

– детектив (построение фабулы в каждой из семи книг строится на основе «страшной загадки», тайны, которая будет разгадана в финале действия)

- рыцарский роман («квестовое»[37] построение сюжета в каждой из книг)

Наконец, романы о Гарри Поттере – это образец жанра фэнтези, где большая часть действия развивается в вымышленном фантастическом мире.


 

Вопросы и задания к семинару:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вольдеморт (Том Реддл) / Грендель и Дракон | Историко-литературная справка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.