Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности речевого развития детей с синдромом Дауна

Первые слова

По результатам данных Центра ранней помощи Даунсайд Ап диапазон появления лепета у детей с синдромом Дауна варьируется от 4-х до 13 месяцев. Ребенок с синдромом Дауна, получающий раннюю педагогическую помощь, к трем годам умеет объясняться с окружающими, используя при этом сочетания вербальных и невербальных средств общения.

Таблица 1. Развитие речи детей с синдромом Дауна.

Возраст Экспрессивная речь Импрессивная речь при синдроме Дауна
до 1 года Гуканье, гуление и смех, плач. Появление лепета в среднем с 8 месяцев. К концу первого года понимают несколько слов, соотносят их с реальными предметами и их изображениями на простой предметной картинке. Могут выполнить по просьбе простые действия.
с 1 года до 2 лет Появляются жесты и первые 10 слов. Начинает соединять слова и жесты. Соотносит слова с предметами, действиями и их изображе-ниями, по просьбе показывает нужное изображение на простой сюжетной картине.
с 2 до 3 лет В активном словаре около 30 слов. Появляется простая аграмматичная фраза, часто представляющая собой сочетание слов и жестов. Со зрительной опорой понимает простые адаптированные сказки.

 

С освоением большего числа слов речь детей становится все более схожей.

Как видно из приведенной таблицы, одна из основных особенностей развития речи детей с синдромом Дауна - значительное отставание ее экспрессивной стороны при относительно сохранном понимании речи. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

При произнесении одного слова или комбинации из двух слов дети «говорят об объектах, о том, что они существуют, исчезают или появляются; они также говорят о действиях, о том, что люди двигаются или производят действия с предметами; они говорят о расположении предметов...». О соответствии сенсомоторного интеллекта действиям ребенка свидетельствует приведенное опи­сание речи детей. Именно это соответствие отмечается в большинстве работ, посвященных связи между первыми словами и сенсомоторным развитием. Но среди этих работ почти нет исследований детей Даунов.

Коггинс установил, что у детей с синдром Дауна, биологический возраст которых колебался от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, в двухсловных сочетаниях выражались, в сущности, те же базовые связи, что у обычных детей. Они говорили об окружающем их пространстве и практических действиях во многом то же самое, что говорят дети, речь которых развивалась нормально. О том же сообщает Майклис, отметивший, что в речи 6-летней девочки с синдром Дауна отражались связи с действиями. Однако этих связей было меньше, так же как и морфем, чем можно было ожидать для ее показателя средней длины произносимых фраз (3,47). Броффман (Broffman S. В., 1981) также отмечает замедленное овладение морфемами (окончаниями множественного числа, прошедшего времени и т. д.), но их сочетаемость отвечала общим правилам.

Приводился также анализ места имитации в овладении новыми словами и сочетаниями, составляющими основу базовых семантических связей. Было установлено, что дети подражают избирательно и что такая подражательность помогает ребенку овладевать новыми словами и новыми грамматическими конструкциями. Они получили данные о развитии от подражательного к спонтанному использованию слов и конструкций.

Было изучено спонтанное подражание у 4 детей с синдром Дауна (возраст от 3 лет 10 месяцев до 6 лет 3 месяцев, средняя длина произносимых фраз -1,22-2,06). Результаты сообщают о подражательном использовании различных слов из спонтанной речи детей. Эти данные позволяют предположить, что речь детей с синдромом Дауна развивается так же, как у обычных детей. Было установлено, что они так же имитируют слова, которые не закрепились в их спонтанной речи, но которыми они овладевают. Поскольку исследование не было лонгитюдным, гипотеза о том, что значительная часть имитируемых слов позднее входит в спонтанную речь, не была проверена.

Кроме того, следует иметь в виду наличие дополнительных факторов, влияющих на становление речи у детей с синдромом Дауна. Перечислим основные из них.

· Социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой.

· Зрительное запоминание речевой информации гораздо лучше слухового.

· Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.

· Нарушение речи может быть усиленно нарушением слуха.

· Сниженный мышечный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности при формировании четкого звукопроизношения.

· При отсутствии других форм общения (жесты, чтение) отставание речи вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Многолетний опыт работы с детьми с синдромом Дауна привел большинство зарубежных исследователей и практиков к мнению о необходимости использования навыков невербального общения для частичной и временной замены устной речи как основного способа избежать вторичных нарушений развития.

В качестве невербальных средств общения чаще всего применяются жесты и таблички со словами. Так, например, на ранних этапах работы взрослыми и детьми используются жесты в сочетании с устной речью, но после трех лет параллельно вводятся таблички со словами (метод глобального чтения).

Приведем аргументы в пользу использования жестов на начальном этапе развития активной речи.

· Несмотря на хорошее понимание обращенной речи практически у всех детей с синдромом Дауна наблюдается отставание экспрессивной речи.

· Дети с синдромом Дауна успешно начинают пользоваться жестами гораздо раньше, чем говорить.

· Жесты дают детям возможность общаться, что избавляет их от многих психологических проблем.

· Использование жестов помогает родителям понимать своих детей и более успешно содействовать их развитию.

· Знание жестов помогает точнее понимать значение речи окружающих, что способствует более быстрому накоплению словаря.

· Возможность использовать доступные средства общения помогает предотвратить вторичные нарушения развития.

По мере накопления устного словаря применение жестов постепенно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции любых вербальных сигналов и использованию их в речи. Иными словами, поощряется использование ребенком жестов в сочетании со звуками, слогами, словами и фразами в зависимости от конкретных возможностей малыша.

Основное внимание в работе с детьми раннего возраста уделяется развитию понимания обращенной речи. Исследования показали, что интенсивное и постоянное побуждение ребенка, не имеющего никаких средств общения, к имитации правильного произнесения слов не дает хороших результатов. Малыш должен научиться воспроизводить как можно больше слов на своем языке и только потом приступать к освоению общепринятого. Следует побуждать малыша общаться, выражать мысли и контролировать то, что его окружает, используя слова из его собственного словарного запаса, что стимулирует развитие коммуникативной, назывной и регулирующей функций речи.

Исследование последних лет также показали, что при формировании речи и общения необходимо учитывать так называемый прагматический фактор. В работе с детьми раннего возраста под прагматическим фактором понимается создание необходимых условий, при которых ребенок хочет вступить во взаимодействие, и для этого в его репертуаре имеются приемлемые способы общения. Например, при отсутствии необходимого слова приемлемым средством является жест; но не крик.

Прагматическими навыками, формируемыми в раннем возрасте, являются умения устанавливать контакт глаз, соблюдать очередность, инициировать общение. В перечень прагматических навыков, формирование которых относится к более позднему возрасту, входят соблюдение необходимой дистанции при общении, умение вести себя по-разному со сверстниками и взрослыми, знакомыми и малознакомыми людьми, а также соблюдение других социальных норм общения.

Развитие фразовой речи

На ранних стадиях овладения речевой деятельностью понимание ребенком речи и интерпретация смысла детской речи во многом зависят от подкрепляющего контекста. Дети с ограниченными навыками понимания нуждаются в контексте, движениях и жестах, подкрепляющих обращенную к ним речь. Точно так же посторонний нуждается в контекстуальных подсказках, чтобы расшифровать смысл слов ребенка.

Следующая стадия развития речи характеризуется снижением опоры на контекст и овладением правилами построения фраз. Овладение этими правилами детьми с синдромом Дауна исследуется посредством анализа их спонтанной речи и показателей выполнения ими структурированных заданий.

В Европе было проведено исследование спонтанной речи 39 детей с синдромом Дауна в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 17 лет 9 месяцев, во время занятий в школе. Авторы отмечают, что с увеличением возраста в речи детей становится больше фраз, являющихся грамматическими предложениями. У старших детей наблюдалось уменьшение числа спонтанных фраз, но это скорее отражало школьную практику, а не способности ребенка. В 5-7 летнем возрасте в речи детей преобладали однословные фразы, а не предложения, но в возрасте 11-13 лет грамматические предложения явно превышали одно-, двухсловные фразы. О сходном увеличении языковой выразительности в возрасте от 8 до 31 года сообщают исследования Эванса, Уильяма Смита, Кристиана Филлипса.

В других исследованиях спонтанная речь детей с синдромом Дауна сравнивалась с речью нормально развивающихся детей того же возраста. Результаты сообщают, что обследованные дети в возрасте от 6 до 12 лет пользовались более низким уровнем синтаксиса, с ограниченной вариативностью синтаксических структур. Результаты других исследований свидетельствуют, что в обследованной группе дети в возрасте от 7 лет до 12 лет пользовались качественно сходными, с контрольной группой нормально развивающихся детей в возрасте от 2 до 5 лет, структурами, но у детей с синдромом Дауна эти структуры были менее постоянными. По-видимому, некоторые из структур в их спонтанной речи не совсем стабилизировались.

В дошкольном возрасте разрыв между импрессивной и экспрессивной речью постепенно сокращается, что объясняется нарастающими трудностями понимания обращенной речи.

Если в раннем возрасте дети с синдромом Дауна в отношении импрессивной речи почти не отличались от своих сверстников, то позже постепенно начинают проявляться сложности в понимании обращенной речи, которые к дошкольному возрасту становятся очевидными. Исследования показали, что для них семантическая сторона понимания не так сложна, как понимание синтаксиса фразы. Например, ребенку трудно понять разницу высказываний: «Собака бежит за девочкой» и «Девочка бежит за собакой». Вероятно, эти проблемы напрямую связаны с уровнем развития мышления и особенно нарушением перехода от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Таблица 3. Сопоставление сроков формирования словаря и его объем с качеством фразовой речи.

Возраст Словарь Фраза
Дети с синдромом Дауна Дети с синдромом Дауна
3– 5 лет 100 – 300 слов Используют 2-3 слова, соединенные вместе. Начинают согласовывать слова
5 – 7 лет 300 – 400 слов Продолжают использовать речь, состоящую из ключевых слов. Появляются правильно оформленные короткие предложения

Как следует из представленных выше данных, для детей с синдромом Дауна характерны медленный рост словаря и более позднее появление фразы. Рассмотрим качественные особенности их речи.

Объем экспрессивного словаря снижен, наблюдается использование неполных облегченных слов, звукоподражаний жестов.

Анализ фразовой речи выявил картину выраженного аграмматизма. Встречаются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании существительных с прилагательными и числительными. С большим трудом дети осваивают монологическую речь, им трудно рассказать о каком-либо событии, но они могут сделать небольшое сообщение отвечая на заданные вопросы.

Нарушается средняя длина высказываний, то есть фразы состоят из меньшего числа слов. Так, у нормально развивающегося ребенка четырех лет СДВ составляет 4,5 слова, в то время как у его ровесника с синдромом Дауна СДВ составляет всего полтора слова. К шести с половиной годам длинна высказывания увеличивается до трех с половиной слов.

Страдает произносительная характеристика речи. Большинство исследователей определяют речь детей с синдромом Дауна как невнятную, смазанную, прерывистую. Часто нарушены громкость, тембр и темп речи. Голос низкий, глухой мало модулированный и монотонный. Практически у всех детей отмечаются фонетико-фонематические нарушения звукопроизношения: искажения и пропуск слов, перестановка и усечение слогов.

В целом это исследование показывает, что дети с синдромом Дауна идут в своем развитии от однословных фраз к предложениям, подчиняющимся тем же правилам грамматики, что и речь взрослых. Их синтаксис менее сложен, чем бывает обычно на таком уровне развития. Набор грамматических структур, которыми оперируют эти дети, более ограничен, и в период, когда эти структуры полностью не стабилизировались, пользование ими носит неустойчивый характер. Эхолалия как дополнительная особенность отмечается лишь некоторыми учеными. Поскольку до сих пор эхолалические реакции детей с синдромом Дауна в естественных условиях никак не систематизировались, то неизвестно, следует ли их относить к вариативности функций.

Подводя итоги, необходимо заметить, что в исследованиях развития речи от доречевого периода до взрослого допускается возможная задержка общения у людей с болезнью Дауна, проявляющаяся в более поздних сроках начала вокализации, количестве морфем в первых фразах, а также в сложности предложений. Однако когда такие вокализации, морфемы и предложения были проанализированы, то выяснилось, что они представляют собой результат поведения, подчиняющегося определенным правилам, а сами правила, по-видимому, соответствуют нормальному развитию речи, а не являются отражением уникальных, причудливых или случайных процессов.

Хотя большинство отличий от нормального развития является только задержкой в последовательных этапах, существует несколько качественных различий, обусловленных более длительной задержкой на одном из когнитивных уровней. Как указывает в своих исследованиях Бодайн «Хотя 6-летний ребенок-Даун может овладеть лишь моделью речи здорового ребенка, начинающего ходить, по сравнению с последним он способен к более длительному общению. Следовательно, круг тем, на которые он способен говорить, у него гораздо шире, чем у обычного ребенка, начинающего ходить. Нормально развивающийся 20-месячный ребенок не станет перечислять, как это делал Томми, что он ел за завтраком, обедом или ужином, или упорно называть все передачи, которые посмотрел по телевизору.» Использование обобщенных «словечек», которые можно иногда услышать от ребенка с синдромом Дауна, по мнению Бодайна, призвано заполнить бреши, обусловленные замедленным развитием артикуляционных и речевых навыков. Использование мимики и указательных жестов еще один способ заполнения таких брешей и оживления разговора, когда, например, описывается шутка из передачи по городскому радио.

Еще одним следствием длительного опыта общения является более тесная связь показателей некоторых тестов речевой деятельности детей с синдромом Дауна с биологическим, а не с так называемым «умственным возрастом». Например, некоторые исследования сообщают об использовании слов более старшими детьми с синдромом Даунами, находящимися на досимволической стадии сенсомоторного развития. По тем же причинам считается, что словарный запас существительных опережает уровень владения синтаксисом из-за более длительного опыта речевой деятельности или из-за механического характера упражнений в назывании предметов осмысливаются отдельные слова, а не их последовательности.

Более позднее овладение тем или иным уровнем речевой деятельности характерно, по-видимому, и для взрослых с синдромом Дауна. Кажется, чаще всего эти люди задерживаются на уровне конкретного мышления и у них наблюдается ограниченность в развитии абстрактного мышления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Сметная документация составляется в текущем уровне цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.