Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В праве на социальное наследование, т.е. на наследование культурно-исторического опыта человечества

Поэтому, педагог-психолог должен понимать термин Реабилитация именно таким образом – как восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно-исторического опыта человечества.

Социальное наследование у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений.

Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а именно:

1. во-первых, ОН ВЫПАДАЕТ ИЗ СЕМЬИ, ПОТОМУ КАК грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения;

2. ВО-ВТОРЫХ, по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе.

 

Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда повреждённый член – рука или нога – выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».

Принципиально важно для Вас понять, усвоить главный постулат КПД о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным нарушением, т.е физическим недостатком, а именно с «социальным вывихом».

 

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Таким образом, в процессе коррекционно-педагогической деятельности происходи реабилитация ребёнка с ОВЗ, реабилитация средствами образования.

 

Реабилитация средствами образования означает:

  • на уровне возраста – совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
  • на уровне содержания образования – выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне методов обучения – построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне организации – это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
  • на уровне границ образовательного пространства – максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
  • на уровне продолжительности образования – это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
  • на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования – это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения нормально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
  • на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования – это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

 

Ещё раз – реабилитация средствами образования означает восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах.

Чем лучше решается задача реабилитации средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

Ещё один смысл термина реабилитация тоже чрезвычайно важно понимать педагогу-психологу: реабилитация – это ещё и "полное или частичное восстановление утраченных способностей". Причём самых различных способностей: говорить, ходить, видеть, слышать, радоваться жизни, смеяться, любить, дружить, обучаться разным профессиям. Делается это самыми разными средствами – медицинскими, педагогическими, психологическими, точнее комплексом этих средств.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы | В отечественной дефектологической науке имеется очень много достижений в этой области
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.