Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человечество живо одною




Крепко держись ее — этой cтарой правды.

Правда найдена давным-давно

Сентиментализм

Классицизм

Русская культура XVII века

Барокко как ведущий творческий метод культуры XVII века

План лекции.

Лекция № 8

Тема лекции: Европейская культура XVII – XVIII веков

2. Рококо: между барокко и классицизмом

5. Культура Эпохи Просвещения – XVIII век

Эпиграф 1

И связала союзом благородные души;

(Гете)

Эта “старая правда” не изменяется не только от смены политических

режимов, но и от космических катаклизмов. Как известно,“небо и земля

прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мр. 13:31; Лк. 21:33). Искать ее не

надо, она найдена или открыта давным-давно или была открыта всегда.

Но что надо искать - это себя, такого себя, который способен ее встретить. Продолжая прибегать к гётевским словам, искать себя “благородного”,

себя, который состоит в союзе вот с этим обществом связанных правдой душ.

 

Эпиграф 2

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети,

И раскаянья жгучего мгла,

Есть тоска невозможных желаний,

Беспросветный нерадостный труд,

И расплата годами страданий

За десяток счастливых минут. —

Все же вы не слабейте душою,

Как придет испытаний пора —

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой,

Человечество все же богато

Лишь порукой добра круговой!

(Стихи монашенки Ново-Девичьего монастыря)

Марина Цветаева об этих стихах:

«Какими средствами сделано это явно-большое дело? Никакими. Голой душою.

Этой безвестной монашенкой безвозвратного монастыря дано самое полное

определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой

поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал

на земле… Сказать об этих строках «гениальные» было бы кощунством и

судить их, как литературное произведение — просто малость—настолько

это все за порогом этой великой (как земная любовь) малости искусства.

 

А может быть, только такие стихи и есть стихи?.. Эти стихи мои

любимые из всех, которые когда-либо читала, когда-либо писала,

мои любимые из всех на земле. Когда после них читаю (или пишу)

свои, ничего не ощущаю, кроме стыда».

Эпиграф 3

Вся “Капитанская дочка” для меня сводилась и сводится к очным встречам Гринева с Пугачевым: в метель с Вожатым (потом пропадающим) — во все с мужиком —

с Самозванцем на крыльце комендантского дома — но тут — остановка: “Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне

жилистую свою руку”. Подсказывала ли я и тут (как в том страшном сне) Гриневу поцеловать Пугачеву руку? К чести своей скажу — нет. Ибо Пугачев, я это понимала,

в ту минуту был — власть, нет, больше — насилие, нет, больше — жизнь и смерть,

и так поцеловать руку я при всей своей любви не смогла бы. Из-за всей своей любви. Именно любовь к нему приказывала мне ему в его силе и славе и зверстве руки

не целовать — оставить поцелуй для другой площади. Кроме того: раз все вокруг

шепчут: “Целуй руку! Целуй руку!” — ясно, что я руки целовать не должна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.