Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма образования

Различия в понимании обучения

Новые подходы

Смена ценностных ориентиров образования

 

За последние десятилетия в обществе произошла смена ценностных ориентиров образования. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

 

Это нашло отражение в создании новых подходов:

- деятельностно-ориентированное учение и обучение;

- учение, ориентированное на решение задач (проблем);

- учение, ориентированное на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями;

- учение в процессе решения задач, имеющее непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни;

- проектная деятельность.

По сути, происходит переход – от обучения как преподнесения системы знаний к активной деятельности над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» – к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Это находит свое выражение в таких направлениях психолого-педагогической науки и практики:

- развивающее обучение (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

- планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина);

- педагогика развития (Л. В. Занков);

- психопедагогика «живого знания» (В. П. Зинченко);

- культурно-историческая смысловая педагогика вариативно-развивающего обучения (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. В. Клочко, Е. А. Ямбург);

- личностно-ориентированное образование (В. Д. Шадриков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, В. В. Сериков и др.);

- школа диалога культур (В. С. Библер) и др.

 

(10)* Ценностные ориентиры начального общего образования

В каждом обществе явно или неявно присутствуют представленияоб идеальном типе личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик, предъявляемых человеку обществом в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентирах образования, обеспечивающего формирование личности как идеального представителя гражданского общества.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метапредметные результаты | Функции универсальных учебных действий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.