Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия и термины. Обобщение по третьему модулю




Обобщение по третьему модулю

Вопросы для самопроверки

Основные идеи философии XVII в.

Принцип автономного мыслящего субъекта.

Принцип методического сомнения.

Индуктивно-эмпирический метод.

Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

В XVII в. формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии до XIX в. Особенностью философии этого периода было то, что духовный мир человека характеризовали упрощенно. Но положительным здесь было уже то, что выделили его своеобразие, преодолевая тем самым ограниченность гилозоизма.

(первый уровень понимания материала)

1. На каком основании XVII в. называют «веком гениев»?

2. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?

3. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?

 

Отработав третий модуль, вы познакомились с философией Средневековья, Возрождения, Нового времени. Источником средневековой философии явились философские идеи Платона и Аристотеля, античный неоплатонизм. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности. Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего.

Уяснив тенденцию развития философской мысли, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этих периодов. Вы познакомились с философскими направлениями, их основными идеями, принципами и особенностями. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.

 

Антропоцентризм — мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

Гелиоцентризм — система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

Геоцентризм — система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

Гуманизм — (от лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Дедукция — логический вывод от общего к частному.

Деизм — учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира.

Дуализм — принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

Индукция — логический вывод от частного к общему.

Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего, акто.своей воли.

Монада — философский термин, обозначающий в учении Лейбни ца бестелесные простые субстанции.

Монизм — утверждение о том, что в основании мира лежит одн субстанция — духовная либо материальная.

Монотеизм — поклонение одному Богу, единобожие.

Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номинализм — учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия — только имена.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее понятия «Бог» и «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Патристика — учение отцов церкви, относится к III—V вв.

Политеизм — поклонение многим богам, многобожие.

Провиденциализм — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются провидением, Богом.

Рационализм — направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Реализм — учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Сенсуализм — направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Субстанция — некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.

Схоластика — «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозные догматы и систематизирующая их.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Теодицея — оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.

Теоцентризм — направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Томизм — учение Фомы Аквинского.

Эмпиризм — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Эсхатология — учение о конце света.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.