Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о личности в системе человекознания




Тема 1.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

Факторы распространения слухов

  • проблемная ситуация, создающая информационную потребность
  • неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
  • уровень тревожности индивидов

Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.

а) индивидуальный уровень

  • адаптация к среде
  • дезинтеграция индивида

б) групповой уровень

  • сплочение
  • разобщение

в) массовый уровень

изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

 

 

Методические рекомендации к изучению темы.

В данном разделе будут рассмотрены вопросы понимания личности в философии, социологии и психологии (общей психологии, дифференциальной и социальной). Будет дано определение личности (на это определение и на рисунок из работы Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания необходимо обратить особое внимание). Нужно выбрать и выучить одно из определений личности и знать основные компоненты и характеристики личности, уметь приводить иллюстративные примеры.

Житейское представление о личности. Употребление слова "личность" в обиходе указывает на связь этого понятия с особо уважаемыми авторитетами, известными, в какой – то степени выдающимися людьми, которые "чего – то добились в жизни ", "сумели пробиться" благодаря своим качествам. В науке также это находило свой отпечаток. Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких заметных характеристик индивидуальности. Так, о человеке можно сказать, что он – общительная личность или робкая личность, имея в виду, что робость или дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. В подобных примерах отражается отождествление личности с тем внешним социальным впечатлением, какое индивидуум производит на окружающих при взаимодействии с ними.

Первоначально слово "личность" означало маска. Такие маски надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим. Этимология слова personsa дословно переводится как «то, через что проходит звук» Как пишет Г.Олпорт (создатель диспозициональной теории личности) слово означало и актера за маской, то есть подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств. Надевание маски и вхождение актером в роль в Древнем мире означало попытку достичь согласия внутреннего и внешнего. С помощью внешних средств – жест, поза, маска проявлялись внутренние (в том числе и телесные) модели.

Личность является предметом изучения многих наук:

В философии личность рассматривается в связи с вопросами о соотношения общего, особенного и единичного, преломления внешнего объективного во внутреннем, связи личности и общества,, соотношения теоретических построений и эмпирических фактов.  
В социологии личность - это элемент общества, рассматриваемый сквозь призму общественных отношений. Важным является «обезличенная» личность как социальный тип и представитель социального слоя.  
В психологии личность - это сосредоточие психических свойств, изменяющихся под воздействием внешних факторов, а также совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Общая психология Изучает самые общие свойства личности и самые общие закономерности ее развития, становления и жизнедеятельности
Дифференциальная психология Изучает личностные различия в зависимости от возраста. пола, природных особенностей и других факторов.
Психология развития Изучает процесс становления, развития, и изменения во времени (в онтогенезе).
Социальная психология Изучает вопросы интра- и интериндивидуального, акцент ставится на межличностных связях.

 

Для общепсихологического подхода к изучению личности характерно:

· внеколлективное описание личности.

· акцент на внутриличностных связях между компонентами этой сложной системы

· внимание к биологически основам личности

· равный интерес к показателям устойчивости и изменчивости в развитии личности

· системный подход – личность рассматривается как целостное единство всех свойств и проявлений психики, высший интегратор, а также подсистема в системах человек, природа, общество.

 

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ по теме:

1. Рассмотрите схему из книги Б.Г.Ананьева «человек как предмет познания», разберите основные понятия: характер, склонности, общественное поведение, мотивация поведения, структура личности, общественные функции и роли, цели и ценности жизни, статус личности, жизненный путь личности в обществе, раскройте и опишите эти понятия на собственном примере (рис 6.)

Пояснения: В этой схеме отражены структурно-динамические свойства личности: Статус – экономическое, политическое и правовое, идеологическое положение личности в обществе. На основе статуса и постоянной взаимосвязи с ним строятся системы общественных функций ролей и целей и ценностных ориентаций. Роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию. Ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, которые в свою очередь представляют как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека и склонности. Основная форма развития личностных свойств – это жизненный путь человека в обществе, его социальная биография. Ответьте на вопрос о том каков ваш личный статусный и ролевой набор, ведущие ценностные ориентации, что мотивирует ваше поведение в социуме, как вы взаимодействуете с другими людьми, охарактеризуйте особенности своего характера и склонностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.