Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 Доходы предприятий, организаций




Прямые – затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции – затраты на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, основная заработная плата производственных рабочих и т.д.

По способу распределения между видами продукции

Косвенные – затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, или с осуществлением обслуживающих и управленческих функций.

В настоящее время применяется для целей налогового учета при налогообложения прибыли предприятий (гл. 25, ст.318). Прямые: материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг. Косвенные – все иные суммы расходов, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного периода.

По степени однородности затрат.(степени агрегирования)

Подразделяются на элементные и комплексные.

Все затраты на производство и реализацию продукции образуют ее себестоимость. На практике под себестоимостью понимают денежное выражение текущих затрат предприятия (Моляков Д.С.) на производство и сбыт продукции. Как экономическая категория представляет собой обособившуюся часть стоимости продукции, состоящую из затрат прошлого овеществленного труда и заработной платы.

Различают технологическую (затраты только основного производства, связанные с непосредственным преобразованием предмета труда), производственную (затраты всего производства, включая затраты вспомогательных производств и управления) и полную (содержащую все затраты в производстве и реализации) себестоимость.

Для целей управления большое значение имеют, кроме абсолютных показателей затрат, удельные показатели: затраты на 1 рубль продукции, затраты на 1 единицу продукции (себестоимость 1 ед.), затраты на 100 (1 000) штук продукции и т.п.

Себестоимость продукции является базой для определения цен на продукцию и определения прибыли от реализации продукции.

При расчете себестоимости учитывается следующее:

Величина затрат на реализуемую продукцию Зрп не совпадает с величиной затрат на производство продукции за счет остатков нереализованной продукции на начало и конец периода и непроизводственных расходов, которые полностью относятся на реализованную продукцию.

Зрп = Онп + ТПпс – Окп + Рвп

Где Онп, Окп – остатки затрат на начало и конец периода, ТПпс – товарная продукция по производственной себестоимости, Рвп - внепроизводственные затраты за период.

 

4. Планирование затрат на производство и реализацию.

 

Важное место затрат в экономической деятельности предприятия обуславливает необходимость управления ими. Основное место в управлении затратами занимает планирование затрат на производство и реализацию продукции. Цель планирования – определение оптимальной структуры затрат и поиск путей ее совершенствования, прежде всего через экономию расходования ресурсов на единицу продукции.

Основной инструмент планирования затрат – плановые сметы затрат и плановые калькуляции себестоимости единицы продукции. Основной метод планирования – нормативный. Производится раздельное планирование переменных и постоянных затрат. Основа – планирование переменных затрат.

В стабильной экономической ситуации при планировании переменных затрат применяются следующие разновидности нормативного метода: по базовому и приростному нормативу.

В первом случае применяются дифференцированные нормы расхода на единицу продукции по всему перечню затрат, во втором – планирование производится на основе достигнутого уровня затрат с корректировкой на прирост объема производственной программы.

В нестабильной экономической ситуации планирование затруднено. Основной метод – экспертных оценок на базе текущей оценки стоимости переменных затрат и их корректировки на уровень инфляции.

Планирование постоянных затрат производится по видам затрат. Решающее значение имеет взаимосвязь постоянных затрат с объемом выпуска. При неизменном размере постоянных затрат предприятие получает различных финансовый результат в зависимости от объемов выпуска.

При планировании постоянных затрат определяется необходимый объем выпуска и реализации продукции, при котором достигается окупаемость переменных и постоянных затрат, а также исчисляется необходимая величина постоянных затрат.

На базе директ-костинга производится планирование неполной себестоимости. Для этого используется маржинальный анализ с основными финансовыми показателями: порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, плановая норма рентабельности.

В процессе планирования изыскиваются резервы снижения себестоимости. Обычно ими являются:

- систематическое уменьшение затрат живого труда на базе достижений научно-технического прогресса

- улучшение использования основных производственных фондов

- рациональное использование сырья, материалов, топлива, энергии, сокращение их использования на единицу продукции

- сокращение потерь от брака и ликвидация непроизводительных расходов

- сокращение расходов по сбыту продукции

- совершенствование процессов организации и управления

- оптимальная ценовая политика в отношениях с поставщиками.

 

1. Доходы организаций (предприятий), их классификация.

2. Доходы от производства и реализации.

3. Планирование доходов от производства и реализации.

 

1. Доходы организаций (предприятий), их классификация.

 

Понятие доходов, как и расходов неоднозначно трактуется прикладными экономическими науками.

В соответствии с нормативными документами, регламентирующими в РФ финансовую концепцию капитала предприятий, понятие доходов представлено в ПБУ 9/99 «Доходы организации» (пр. МФ РФ № 32н от 06.05.99).:

«Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в виде:

сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж(иного аналогичного налога), экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

задатка;

в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.»

Этот же нормативный акт подразделяет Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации на:

а) доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Для целей ПБУ 9/99 доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

ПБУ 9/99 определяет:

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Прочими доходами являются:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

прочие внереализационные доходы.

В состав этих доходов относятся также поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Однако, для целей управления финансами организаций данная классификация доходов является недостаточной. В зависимости от характеристик цикла денежных средств и целей вида деятельности доходы организаций подразделяются на доходы в обычной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Доходы в обычной деятельности есть результат авансирования денежных средств на выполнение уставных задач организации.

Доходы в инвестиционной деятельности есть результат инвестирования денежных средств в реальные и финансовые инвестиционные активы.

Доходы в финансовой деятельности есть результат размещения денежных средств организации на финансовом рынке.

Информационное обеспечение финансов организаций, организованное в соответствии с требованиями ПБУ 9/99, позволяет получить публичную информацию только о доходах в обычной деятельности, доходы в инвестиционной и финансовой деятельности отражаются в составе прочих доходов.

Таким образом, реализация учетной функции финансов организации, позволяет количественно определить размер доходов по видам деятельности следующим образом:

Доходами от обычной деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Доходами от инвестиционной деятельности является выручка от продажи реальных и финансовых инвестиционных активов, арендная плата за предоставление во временное пользование реальных инвестиционных активов, дивиденды, проценты и приравненные к ним доходы по финансовым инвестиционным активам.

Доходами от финансовой деятельности является выручка от продажи краткосрочных финансовых активов, проценты и приравненные к ним доходы от размещения денежных средств на финансовом рынке.

Основными показателями, измеряющими доходы организации, служат показатели валового дохода и выручки.

Основной доход организации – выручка от реализации продукции, причем та часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции.

Доходы организации, полученные от осуществления операций реализации, называются выручкой от реализации.

Реализацией признается передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результаты выполнения работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Выручка формируется как результат совершения следующих гражданско-правовых договоров: купли-продажи, мены, подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, транспортной экспедиции, агентирования, поручения, комиссии, хранения, аренды.

Для коммерческих организаций передача права собственности на безвозмездной основе также признается реализацией, поэтому их выручка формируется с учетом договоров дарения.

 

2. Доходы от производства и реализации.

 

Выручка от реализации – главный вид доходов организации.

Объем выручки от реализации продукции зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

Выручка организаций не включает в себя косвенные налоги. Поэтому величина денежных средств, поступающих в оплату операций реализации организации, применяющих общий режим налогообложения, состоит из доходов и поступлений в виде косвенных налогов.

Формирование величины выручки имеет отраслевые особенности. Для организаций, занимающихся торговой деятельностью, выручка представляет собой стоимость оказания торговой услуги и именуется валовым доходом. Валовый доход в торговле исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью проданных товаров или как сумма торговых наценок по проданным товарам. Строительные организации измеряют выручку с помощью показателя стоимости строительно-монтажных работ.

Показатели выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Врп отличны от показателей производства продукции на величину остатков готовой продукции (завершенных этапов выполненных работ). Зависимость показателей выручки и производства продукции выражается следующей формулой:

Врп = Онп + ТП – Окп

Где Онп, Окп – остатки готовой продукции на начало и конец периода, ТП – товарная продукция по отпускным ценам.

Налоговый учет выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) имеет свои особенности, связанные с фиксацией момента формирования выручки для целей налогообложения. Так, организации, использующие специальные налоговые режимы или кассовый метод при исчислении налоговых баз по налогу на прибыль, формируют показатель выручки по моменту поступления оплаты по операциям реализации.

 

3. Планирование доходов от производства и реализации

Планирование выручки – центральная часть финансового планирования. При планировании выручки применяются все технологии финансового планирования.

Первой процедурой финансового планирования является определение отправной точки в планировании, которая представляет собой либо объем производства либо объем реализации продукции.

Приоритетность планирования объема производства или объема реализации определяется условиями ограничения по ресурсам, задействованными организацией, или спросом на производимую продукцию.

В условиях ограничения ресурсов осуществляется планирование производства, в условиях ограниченного спроса – планирование объемов реализации. Отсюда – разные подходы в планировании и применяемые технологии.

Методы планирования – это конкретные способы и приемы плановых расчетов выручки:

метод прямого счета – по ассортиментным позициям исходя из объемов продаж (производства) и цены реализации. Область применения – при сформированном портфеле заказов.

расчетный метод – с учетом остатков нереализованной продукции на начало, конец периода и объемов производства. Область применения – при отсутствии портфеля заказов.

на базе маржинального анализа (CVP-анализ, использования порога рентабельности) – на основе планируемого уровня доходности (рентабельности), учитывая результаты маркетинговых исследований по номенклатуре и ассортименту продукции и плановую цену.

В процессе планирования осуществляется расчет плановых показателей выручки с учетом факторов, влияющих на ее величину.

Так, основные факторы роста доходов это:

увеличение объемов производства и реализации, цен реализации, изменение ассортимента и номенклатуры продукции

А факторы роста объемов производства и реализации продукции:

улучшение использования ресурсов (трудовых, материальных, основных фондов), увеличение объемов используемых ресурсов

 

Тема 5. Прибыль организации

 

1. Экономическая сущность прибыли организации

2. Измерение прибыли, ее показатели

3. Планирование прибыли организаций

4. Использование прибыли организациями.

 

1. Экономическая сущность прибыли организации

Прибыль как экономическая категория выражает добавленную стоимость, полученную в процессе производства, или чистый доход предпринимательской деятельности. Отсюда узкое определение прибыли как финансового результата деятельности организации, или суммы превышения доходов организации над ее расходами.

Широкое и узкое толкование прибыли породило 2 подхода к определению прибыли: экономический и бухгалтерский (идея Соломона). Экономическая трактовка прибыли – результат «работы» капитала, бухгалтерская – результат реализации товаров и услуг.

По Соломону концепция прибыли реализует следующие цели:

- исчисление налогов

- защита кредиторов

- выбор разумной инвестиционной политики.

Бухгалтерский подход служит для достижения только 1-ой цели

Формула Соломона:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости активов в отчетном периоде – Внереализационные изменения стоимости активов в предыдущие периоды + Внереализационные изменения стоимости в будущие периоды = Экономическая прибыль

Основные функции прибыли:

v критерий эффективности

v стимулирующая

v социальная

v воспроизводственная

Для коммерческих организаций получение прибыли является основной целью их создания и функционирования. Поэтому основная задача управления финансами на предприятии – максимизация прибыли.

Капитализированная прибыль предприятия увеличивает его собственный капитал, обеспечивая его устойчивое финансовое состояние.

 

2. Измерение прибыли, ее показатели

 

В условиях товарно-денежных отношений прибыль имеет стоимостную оценку. Для ее измерения используется система абсолютных показателей. Измерение прибыли осуществляется с помощью следующих показателей: валовая прибыль, прибыль от продаж по виду деятельности, балансовая прибыль(прибыль до налогообложения), налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Валовая прибыль – это разница между выручкой от реализации и технологической себестоимостью, увеличенной на величину затрат обслуживающих хозяйств. Исчисляется в обычной деятельности.

Прибыль по виду деятельности – это финансовый результат по каждому виду деятельности.

Балансовая прибыль – финансовый результат деятельности организации за период. Исчисляется как сумма прибылей по всем видам деятельности.

Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль.

Чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации, после исполнения всех обязательств перед государством.

В управлении финансами применяются также специальные показатели прибыли: прибыль на 1 руб. продукции, базовая прибыль на акцию, разводненная прибыль на акцию.

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

Величина разводненной прибыли (убытка) на акцию показывает максимально возможную степень уменьшения прибыли (увеличения убытка), приходящейся на одну обыкновенную акцию акционерного общества, в случаях:

конвертации всех конвертируемых ценных бумаг акционерного общества в обыкновенные акции;

при исполнении всех договоров купли - продажи обыкновенных акций у эмитента по цене ниже их рыночной стоимости.

Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на 1 акцию (Приказ МФ РФ от 21.03.00 № 29н).

Учетная политика предприятия оказывает существенное влияние на величину прибыли за счет: выбора метода признания доходов и расходов (накопления, присвоения(кассового)); способа погашения стоимости активов(основных средств, нематериальных активов); выбора метода оценки материальных запасов; ограничений на увеличение себестоимости; создания резервов; порядка учета курсовых разниц.

Принятие правильного управленческого решения, вынесение суждений и оценок в области финансовых отношений невозможно на информационных базах, сформированных только из абсолютных показателей. Очень большое значение в финансах организаций имеет система относительных показателей, именуемых показателями рентабельности.

Рентабельность (R) исчисляется как отношение прибыли к капиталу, издержкам (расходам), доходу организации. Так как в широком смысле доход и издержки являются частными характеристиками капитала организации, общая формула исчисления рентабельности имеет следующий вид:

R =

 

Многообразие показателей, измеряющих прибыль, капитал, доходы и расходы, порождает систему показателей рентабельности.

Наиболее распространена система показателей, состоящая из двух классов:

1-й класс – показатели рентабельности текущей деятельности

2-й класс - показатели рентабельности капитала.

Первый класс показателей рентабельности показывает эффективность функционирования текущего капитала организации, т.е. того, который вложен в производство в конкретном периоде. Традиционно он состоит из показателей рентабельности продаж и рентабельности продукции (дополнительно – рентабельности вида деятельности).

При исчислении показателей данной группы используется промежуточные характеристики прибыли – прибыль от продаж или прибыль по данному виду продукции (деятельности). Это приводит к ограниченности области применения этих показателей рентабельности в управлении финансами: в решении задач, связанных только с обычной деятельностью организации.

Второй класс показателей рентабельности показывает эффективность функционирования всего капитала организации, т.е. того, который накоплен организацией в течение всей ее деятельности. Он состоит из показателей рентабельности предприятия (капитала), рентабельности собственного капитала (дополнительно – рентабельность отдельных видов активов – основных или оборотных фондов).

Расчет показателей этого класса основан на использовании итоговой величины прибыли – показателе чистой прибыли. Это позволяет использовать данные показатели во всех областях управления финансами: как в области финансового обеспечения жизнедеятельности организации, так и реализации главной ее цели, поставленной ее собственниками.

 

3. Планирование прибыли организаций

 

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования в организации. Планирование прибыли должно осуществляться по всем элементам модели прибыли (по видам деятельности).

Наиболее часто используются следующие методы планирования прибыли: прямого счета, аналитический, совмещенного расчета и другие. Основными из них являются: прямого счета, аналитический и CVP-анализ (метод, основанный на эффекте производственного рычага).

При планировании прибыли методом прямого счета производится поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Недостатками его является большая трудоемкость и наличие условия гарантированного сбыта производимой продукции, работ, услуг.

Аналитический метод основан на итерационном расчете прироста прибыли по факторам (объему выпуска и реализации, ассортиментным сдвигам, цене реализации, остаткам нереализованной продукции). Присущие ему недостатки: ограничения по изменению ассортимента, инфляционному росту цен, росту себестоимости. Годен только для сравнимой продукции.

CVP-анализ предполагает учет затрат на базе директ-костинга и расчет маржинальной прибыли.

Основными его процедуры являются исчисление точки безубыточности, порога рентабельности, запаса финансовой прочности (устойчивости), величины эффекта операционного рычага ЭОР (операционного левериджа).

ЭОР состоит в том, что любое изменение выручки приводит к изменению прибыли, причем в большей степени. Действие ЭОР связано с непропорциональным воздействием постоянных затрат на финансовый результат при изменении объемов производства и реализации.

 

ЭОР показывает на сколько % изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Факторами роста прибыли организации являются: объем продаж, рост цен, снижение себестоимости, обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции (зависимость от жизненного цикла продукции).

 

4. Использование прибыли организациями.

 

Сформированная в текущем периоде и накопленная за предыдущие периоды прибыль используется в соответствии с уставными задачами организаций.

В первую очередь прибыль организации направляется на исполнение обязанностей перед государством в части уплаты налогов и платежей, главной из которой является обязанность по уплате налога на прибыль.

Уплата налога на прибыль производится в соответствии с действующим налоговым законодательством РФ. В настоящее время регламент исчисления и уплаты налога на прибыль организациями закреплен главой 25 НК РФ и бухгалтерским стандартом ПБУ 18/02 «Учет расходов по налогу на прибыль».

Собственники организации обладают полной экономической свободой в области использования прибыли, остающейся после уплаты налогов и платежей в бюджет, так называемой чистой прибыли.

Чистая прибыль по решению собственников распределяется в специализированные фонды – резервный, накопления, развития производства, потребления, социального развития и т.п., или остается в нераспределенном виде.

В случае фондирования прибыли ее использование осуществляется согласно смет соответствующих фондов. Использование нераспределенной прибыли происходит только после согласования направлений использования с собственниками организаций.

 

Тема 6. Оборотный капитал организаций (предприятий).

 

 

  1. Сущность оборотного капитала организаций (предприятий).
  2. Оборотные производственные фонды организаций.
  3. Фонды обращения организаций.

 

 

1. Сущность оборотного капитала организаций (предприятий).

Экономическое содержание оборотного капитала. Оборотный капитал – капитал, инвестируемый предприятием в текущий процесс хозяйственной деятельности. Иначе: средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности и участвующие одновременно в процессе производства и реализации продукции. Назначение оборотного капитала – обеспечение непрерывности и ритмичности производства и обращения. Синоним: оборотные средства.

Находясь в постоянном движении, оборотный капитал совершает непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства:

Д – Т …Т – П – Т1 … Т1 – Д1

Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому увеличение доли оборотного капитала приводит к сокращению времени оборота всего капитала и, как следствие, увеличению прибыли предприятия.

Для коммерческих предприятий важное значение имеет показатель оборотного капитала, сформированный за счет собственных источников - чистый оборотный капитал. Его величина определяется как разница между текущими активами и текущими обязательствами. Синонимы: собственные оборотные средства, рабочий капитал.

Состав и размещение оборотного капитала.

По функциональному назначению (роли в процессе производства и обращения) ОС подразделяются на оборотные производственные фонды и фонды обращения. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства. Средства в запасах (предметы труда и орудия труда). Средства в производстве (незавершенное производство и расходы будущих периодов).

Фонды обращения обслуживают сферу обращения, обеспечивая ресурсами воспроизводственный процесс и кругооборот средств. Готовая продукция. Товары. Денежные средства. Средства в расчетах.

По степени планирования: нормируемые и ненормируемые. Обычно ненормируемые – фонды обращения (за исключением готовой продукции)

Источники формирования оборотного капитала. Собственный оборотный капитал обеспечивает имущественную и оперативную самостоятельность, устойчивое финансовое состояние организации. В момент создания организации формируются оборотные средства за счет уставного капитала, затем пополнение оборотных средств осуществляется за счет выручки и за счет заработанных собственных средств – прибыли. Кроме этого, в обороте организаций находятся временно неиспользуемые, свободные фонды денежных средств, создаваемых для обеспечения деятельности организации: резервов предстоящих расходов и платежей, ремонтного, амортизационного и прочих. Средства этих фондов вовлекаются в оборот на временной основе.

Кроме собственных, источниками формирования оборотных средств, являются средства, приравненные к собственным – устойчивые пассивы. Они не принадлежат организации, но постоянно находятся в обороте – кредиторская задолженность.

Заемные источники формирования оборотного капитала: краткосрочный банковский кредит, облигационные займы.

Управление оборотным капиталом предприятия: цели, задачи, содержание.

Потребность предприятия в оборотном капитале – объем денежных средств, необходимый для обеспечения обычной деятельности за конкретный период времени. Нормирование оборотного капитала. Нормирование представляет собой установление оптимальной величины оборотных средств, обеспечивающих нормальную хозяйственную деятельность организации.

Процесс нормирования включает в себя:

1. разработку норм запаса по отдельным видам нормируемых ТМЦ

2. определение частных нормативов по каждому элементу оборотных средств

3. расчет совокупного норматива по собственным нормируемым средствам.

Нормы оборотных средств – объем запаса по отдельным элементам Обс, необходимых для ритмичной работы организации.

Применяемое нормативное хозяйство. Методы нормирования (прямого счета, аналитический, коэффициентный и др.). Методика расчета потребности в оборотном капитале.

Совокупный норматив оборотного капитала предприятия.

Эффективность использования оборотного капитала предприятия. Оценка показателей оборачиваемости оборотного капитала. Анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств предприятия.

 

2. Оборотные производственные фонды организаций.

Оборотные производственные фонды. Преобладают в структуре Обс производственных предприятий. Обпф создают материальную основу для осуществления процесса производства, а их состав и структура зависят от отраслевых особенностей (сферы приложения труда)

По роли в производстве подразделяются на: Средства в запасах (предметы труда и орудия труда). Средства в производстве (незавершенное производство и расходы будущих периодов).

Нормирование производственных запасов. Текущий, страховой, транспортный, технологический, подготовительный запасы основных материалов. Нормирование вспомогательных материалов. Нормирование оборотных средств в запасах топлива, тары, запасных частей для ремонта. Нормативы оборотных средств в запасах малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Нормирование незавершенного производства и расходов будущих периодов.

 

 

3. Фонды обращения организаций.

Фонды обращения. Обеспечивая процесс обращения, зависят от условий реализации продукции, форм расчетов, организации сбыта продукции.

По роли в обращении подразделяются на: Готовая продукция. Товары. Денежные средства. Средства в расчетах (Дебиторская задолженность- ДЗ).

Величина ДЗ определяется объемом реализации товаров в кредит и средним периодом времени между реализацией товаров (работ, услуг) и получением выручки от их продажи.

Наличие дебиторской задолженности вызывает отвлечение денежных средств из оборота, которое необходимо покрывать источниками финансирования: внешними заимствованиями или собственной прибылью, что приводит к увеличению издержек организации.

Классификация ДЗ

1. по связи с нормальным производственным циклом

2. по срокам возникновения

3. по срокам погашения

4. по объектам, относительно которых возникли обязательства (товарные и финансовые операции)

5. по видам дебиторов

Учет ДЗ.

В бухгалтерском учете выделяют нормальную (сроком до 12 месяцев) и ненормальную (сроком свыше 12 месяцев) ДЗ. Для управления важна реальная (срочная) и сомнительная (просроченная) ДЗ. Безнадежная ДЗ – нереальная к взысканию.

Дебиторская задолженность свидетельствует об отвлечении средств из оборота, поэтому ее наличие приводит к необходимости формирования собственной кредитной политики организации.

Нормирование готовой продукции. Нормы оборотных средств по запасам готовой продукции на складе, по товарам отгруженным.

 

Тема 7 Основной капитал предприятия (организации)

1. Сущность основного капитала предприятия

2. Амортизация основных средств.

 

1. Сущность основного капитала.

 

Основной капитал наряду с оборотным капиталом является основной формой существования капитала организации.

Основной капитал предприятия – часть капитала предприятия, инвестированного во внеоборотные активы.

: используется в нескольких производственных циклах.

Виды внеоборотных активов:

- нематериальные активы – права на получение прибыли (доходов в будущем). Не имеют физической формы, зависят от ожидаемой прибыли. Разновидности: деловая репутация («гудвилл»), патенты, авторские права и торговые марки, товарные знаки, лицензии, права собственности на арендованное имущество, права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов, формулы, технологии и образцы, ноу-хау и другие аналогичные виды.

- долгосрочные финансовые вложения – финансовые инвестиции предприятия. Разновидности: долевое участие в деятельности предприятий, инвестиции в дочерние и зависимые общества, займы, предоставленные на срок более 12 месяцев, стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду на праве финансового лизинга (с правом выкупа или передачи собственности по истечении срока аренды).

- незавершенные капитальные вложения – реальные инвестиции предприятия, связанные с вложением средств в реальные активы, служащие для производства товаров и услуг и приносящие прибыль. Разновидности: затраты предприятия на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования и иных основных средств и внеоборотных активов, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и пр.)

- основные средства – средства труда, используемые предприятием в предпринимательской деятельности и для выполнения иных уставных задач. Разновидности: здания и сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств:

- по участию в производственном процессе: производственные и непроизводственные

- по роли в производстве продукции: активные (непосредственно участвующие: машины, оборудование, передаточные устройства, транспортные средства, контрольно-измерительные приборы, вычислительная техника и др.) и пассивные (здания, сооружения и др.)

- по месту в производственном процессе (применяется только для оборудования): основное (на котором создаются материальные ценности – станки, механизмы и т.д.) и вспомогательное оборудование (для обслуживания процесса производства – передаточные устройства)

Оценка основных средств.

Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.

Первоначальная учетная стоимость основных средств формируется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Стоимость основных средств, принятых к учету, не подлежит изменению, кроме следующих случаев: достройки, дооборудования (модернизации), реконструкции и частичной ликвидации.

Организация имеет право производить переоценку объектов основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Обязательные переоценки: 01.07.92, 01.01.93, 01.01.94, 01.01.95, 01.01.96 г. Дооценка стоимости основных средств в ходе переоценки отражается в составе добавочного капитала организации, уценка стоимости – в составе прочих расходов на счете прибылей и убытков. Периодичность проведения переоценок: не чаще 1 раза в год.

 

Источники формирования и воспроизводства основных средств.

Финансирование процесса формирования основных средств осуществляется за счет собственных и привлеченных источников.

Собственные:

в момент организации предприятия – средства учредителей, внесенные в уставный капитал

в процессе функционирования – собственные средства предприятия, созданные в процессе его хозяйственной деятельности: амортизация основных фондов и нематериальных активов, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Привлеченные:

кредиты банков, займы других предприятий и физических лиц, средства внебюджетных фондов, ассигнования из бюджетов всех уровней, предоставляемые на возвратной и безвозвратной основе, денежные средства от эмиссии ценных бумаг и иные.

 

Показатели: стоимость (первоначальная, восстановительная, остаточная), структура, относительные показатели наличия и годности основных фондов, относительные показатели интенсивности: фондоотдача, фондоемкость, рентабельность.

 

2. Амортизация основных средств.

 

Стоимость основных средств постепенно погашается в течение срока их полезного использования (эксплуатации) путем ежемесячных амортизационных отчислений.

Амортизация – денежное выражение износа ОС в процессе их производительного использования.

 

В бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 6/01амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

линейным способом;

способом уменьшаемого остатка;

способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета. (конец информации из ПБУ 6/01)

Изменение правил налогообложения прибыли предприятий с 01.01.02 г. повлекло за собой изменения в порядке и процедурах начисления амортизации. Для целей налогового учета введен собственный порядок начисления амортизации, формирующей расходы организаций, принимаемые для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ применяются 2 метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

10 амортизационных групп

Общероссийский Классификатор основных фондов

9-ти значная кодировка основных объектов основных фондов

Постановление Правительства РФ от 01.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Показатели: сумма начисленной амортизации, норма амортизации, амортизациоемкость, амортизациоотдача.

Амортизационные отчисления являются объектом финансового планирования, включаются в доходный раздел финансового плана.

Основные методы: прямого счета и аналитический.

Прямой метод: исчисляется прямым счетом величина амортизации за плановый период по каждому объекту ОС.

Аналитический: исчисление амортизации производится исходы из средней стоимости основных средств за плановый период и средней норме амортизации ОС. Данный метод – дает ошибку по сравнению с прямым счетом.

 

Тема 8. Инвестиции организации (предприятия)

 

1. Инвестиционная деятельность предприятия.

2. Реальные инвестиции организации (предприятия)

3. Финансовые инвестиции предприятия.

 

 

1 Инвестиционная деятельность предприятия

Сущность и виды инвестиций. Инвестиции предприятия – финансовые ресурсы предприятия в форме долгосрочных вложений капитала в целях увеличения активов (имущества) и прибыли предприятия.

Нормативное регулирование инвестиционной деятельности предприятия – ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.99 г. В соответствии с законом «инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;

инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Объекты инвестиционной деятельности предприятия: основные средства, имущественные права, права на интеллектуальную собственность, ценные бумаги, денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности.

Виды инвестиций:

1. по объектам вложения инвестируемого капитала (реальные и финансовые),

2. по периоду инвестирования (краткосрочные и долгосрочные),

3. по характеру участия предприятия (прямые и непрямые),

4. по форме собственности инвестируемого капитала (частные, государственные, смешанные).

Венчурные инвестиции. Аннуитет.

Субъекты инвестиционной деятельности. Индивидуальные и институциональные инвесторы. Стратегические и портфельные инвесторы.

Сущность инвестиционной деятельности предприятия.

Источники осуществления инвестиционной деятельности. Формы финансирования инвестиций: самофинансирование, кредитное и долевое финансирование.

 

2. Реальные инвестиции организации.

Реальные инвестиции как основа инвестиционной деятельности предприятия.

Российское законодательство трактует реальные инвестиции как «Капитальные вложения», под которыми понимаются инвестиции в основной капитал.

Формы реального инвестирования: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение предприятия, приобретение предприятия, нематериальных активов.

Основной инструмент реального инвестирования – инвестиционный проект. Этот документ содержит в себе обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений (включая необходимую проектно-сметную документацию) и описание практических действий по осуществлению инвестиций (Бизнес-план).

Капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству РФ и установленным стандартам – запрещены.

Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица(финансовые посредники).

Инвесторы – лица, осуществляющие капитальные вложения. Юридические и физические лица, их объединения, государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики – лица, ведущие инвестиционный проект. Инвесторы или уполномоченные ими физические или юридические лица.

Подрядчики – лица, осуществляющие работы в рамках инвестиционного проекта (по возведению производственных мощностей в соответствии с требованиями проекта). Юридические и физические лица, выполняющие работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиком. Обязаны иметь лицензию на осуществление видов деятельности (Закон №128-ФЗ от 08.08.01 «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

Пользователи объектов капитальных вложений – лица, для которых создаются инвестиционные объекты.

Инвестиционные решения носят стратегический характер. Они требуют тщательного обоснования:

1. любые инвестиции требуют концентрации финансовых ресурсов (денежных средств)

2. не дают, как правило, сиюминутной отдачи, приводят к иммобилизации капитала. Приносят прибыль лишь через некоторое время.

3. в большинстве случаев используют заемный капитал. Необходимо обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания.

Основные стадии реального инвестирования: поиска инвестиционной идеи, предварительной подготовки инвестиционного проекта, оценки инвестиционного проекта, принятия решения по инвестиционному проекту. Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов: срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности.

Источники финансирования реальных инвестиций:

-собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (чистая прибыль, амортизационные отчисления)

- заемные средства инвесторов (банковские кредиты, займы и т.д.)

- привлеченные финансовые ресурсы инвесторов (средства полученные от эмиссии акций, паевых взносов в уставный капитал)

- средства бюджета, предоставляемые на безвозмездной или возмездной основе

- средства внебюджетных фондов

- денежные средства, централизованные объединениями инвесторов для долевого участия в строительстве объектов

- средства, предоставляемые иностранными инвесторами

Лизинг как источник финансирования

Лизинг – финансовая аренда. Лизинг – финансовая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды.

По экономическому содержанию лизинг близок к операциям кредитования. Лизингодатель(арендодатель) за определенный процент (Лизинговую плату) передает приобретенное им имущество лизингополучателю (арендатору). Отличия лизинга от арендных отношений: риск утраты и порчи имущества несет лизингополучатель; техническая поддержка имущества осуществляется обычно лизингодателем; обычно лизингополучатель берет в лизинг имущество приобретенное по его заказу. Как правило, лизинговые отношения завершаются переходом права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Экономическая сущность лизинга выражается в том, что лизингополучатель возмещает лизингодателю все его инвестиционные затраты и комиссионное вознаграждение, причем не одномоментно, а в течение определенного срока (сопоставим со сроком полезного использования).

 

3.Финансовые инвестиции предприятия.

Финансовые инвестиции предприятия рассматриваются как форма использования временно свободных денежных средств.

Основные формы.

1. Вложения денежных средств в ценные бумаги.

2. Вложения денежных средств в доходные виды денежных инструментов.(депозиты в кредитных организациях)

3. Вложения денежных средств в уставные фонды других предприятий.

Основная форма – вложения в фондовые инструменты – ЦБ.

Ценная бумага – особая форма существования капитала, наряду с денежной, производительной и товарной. У владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы в форме ЦБ.

ЦБ – финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца документа лицу, выпустившему такой документ (эмитенту).

Функции ЦБ: 1. перераспределение денежных средств (капиталов) между отраслями и сферами экономики, территориями. странами; 2. предоставление дополнительных прав ее владельцу, помимо права на капитал – право на участие в управлении, на первоочередное получение информации и т.п.; 3. обеспечение получения дохода на капитал и сохранение и возврат самого капитала.

Ценные бумаги всех видов образуют портфель ценных бумаг. Для целей управления выделяют специфический инструмент - инвестиционный портфель – выступающая как объект управления совокупность ценных бумаг.

Любой инвестиционный портфель ЦБ представляет собой определенный набор акций, облигаций, других ценных бумаг с различной степенью риска и доходности. Цель портфеля – улучшить условия инвестирования путем комбинации ценных бумаг, обеспечивая инвестору требуемую устойчивость дохода при минимальном риске.

Виды портфелей:

- по целям формирования инвестиционного дохода – портфель роста (рост капитальной стоимости + получение дивидендов) и портфель доходов(получение высокого дохода – процентных и дивидендных выплат), портфель роста и доходов.

- по уроню инвестиционного риска – агрессивный (максимизация текущего дохода без учета риска), консервативный (максимизация дохода при минимизации риска), умеренный (сочетание агрессивного и консервативного портфелей)

- и т.д.

Принципы формирования портфеля: безопасность и доходность вложений, их рост и ликвидность.

Показатели доходности финансовых вложений.

Доходность рассчитывается как отношение величины совокупного дохода инвестора, который он получил от владения ЦБ, к величине затрат, которые инвестор произвел в начале операции инвестирования.

 

Тема 9. Оценка состояния финансов организации (предприятия)

 

1. Финансовое состояние предприятия.

2. Финансовые пропорции предприятия и управление ими.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) - экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Цель анализа - оценка и подготовка управленческих решений.

Задачи анализа:

1. Оценка финансового состояния предприятия.

2. Своевременное выявление и устранение недостатков финансовой деятельности предприятия.

3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния предприятия.

Основные аналитические процедуры:

1. Предварительный анализ финансового состояния.

2. Оценка и анализ имущества (активов) предприятия.

3. Оценка и анализ источников образования имущества (пассивов) предприятия.

4. Оценка и анализ равновесия между активами предприятия и источниками их формирования.

5. Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

6. Общая оценка финансового состояния предприятия.

Источники информации для анализа:

1. Финансовая отчетность предприятия. В настоящее время ее функции выполняет бухгалтерская отчетность, являющаяся обязательной для всех предприятий. В состав бухгалтерской отчетности входят баланс (ф.1), отчет о прибылях и убытках (ф.2), отчет о движении капитала (ф.3), отчет о движении денежных средств (ф.4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф.5), отчет о целевом использовании полученных средств (ф.6), пояснительная записка, аудиторское заключение. Для ряда предприятий имеются льготы по составу отчетности: например для малых предприятий в комплект бухгалтерской отчетности входит только ф.1 и ф.2.

Предварительный анализ финансового состояния.

На этом этапе производится оценка аналитических качеств баланса и целесообразности проведения финансового анализа. Прежде всего проверяется качество информационного массива: правильность заполнения балансовых форм, наличие арифметических ошибок, несоответствие значений одних и тех же показателей в различных отчетных формах. Дополнительной обработке подлежат отчетные формы, по которым, в соответствии с законодательством, изменились стандарты их заполнения, а также содержание отдельных показателей. Проведение анализа нецелесообразно в случаях выявления неустранимых искажений информации, несопоставимости показателей, фактов несоответствия целей создания предприятия его текущим целям хозяйствования, создания «предприятий-однодневок», недостаточности информационных массивов у вновь организованных предприятий.

Кроме этого, баланс предприятия «очищается» от «больных» статей: величин сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров. Обычно это производится за счет нераспределенной прибыли предприятия. В ряде методик «больными» статьями считаются расходы будущих периодов, НДС.

В случае наличия уверенности в достоверности и качественной однородности информационного массива, а также целесообразности проведения экономического анализа проводится общий горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Для этого составляется агрегированный баланс и информационные таблицы, в которых содержатся только необходимые для анализа показатели. Так, в состав агрегированного баланса обязательно входят данные валюты баланса, итоговые суммы по каждому разделу, наиболее важные статьи разделов, например, из раздела «Оборотные активы» - запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства. Затем исчисляются абсолютные и относительные приросты по каждому показателю. В рамках вертикального анализа все абсолютные показатели в информационных таблицах заменяются относительными - долями значений соответствующих статей в валюте баланса, или итогового показателя. После этого производится горизонтальный анализ исчисленных относительных показателей. На этом этапе выявляются общие тенденции изменения имущества предприятия и источников его образования, составных частей имущества и источников.

Для расширенных анализов применяются следующие процедуры:

* Анализ динамики имущества предприятия, объема производства, продаж и прибыли.

* Коэффициентный анализ устойчивости экономического роста и чистой выручки.

* Анализ удельных показателей объема производства и прибыли в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости имущества предприятия.

 

Оценка и анализ имущества (активов) предприятия.

При проведении этой процедуры в первую очередь оценивается общий размер имущества предприятия, если возможно, достаточность для предприятий данной отраслевой принадлежности по общегосударственным или отраслевым нормативам, а, в случае их отсутствия - по информации аналогичных предприятий. Затем выясняется величина достаточности собственного имущества (в бухгалтерском учете чистых активов) величине уставного капитала.

Порядок проведения общего горизонтального и вертикального анализа активов предприятия совпадает с аналогичной процедурой общего анализа имущества.

Коэффициентный анализ активов предприятия включает в себя анализ долей внеоборотных и оборотных активов в валюте баланса, коэффициентов оборачиваемости, мобильности активов, индекса постоянного состава.

Нормативных значений долей внеоборотного и оборотного актива в составе имущества предприятия в настоящее время нет, однако для достижения нормальных значений основных финансовых пропорций производственные предприятия должны иметь параметры: dва < 0,4, dоа > 0,6.

Оборачиваемость активов изучается по показателям коэффициентов оборачиваемости и дням оборота, причем дни оборота анализируются только для тех активов, которые имеют наибольшее значение для производственной деятельности предприятия - оборотных.

Коэффициент оборачиваемости любого актива Коб:

Коб = выручка от реализации / средняя стоимость актива

Коэффициент мобильности(маневренности) активов Км:

Км = СОС / СК, где

СОС - собственные оборотные средства (СК - ВА),

СК - собственный капитал,

ВА - внеоборотные активы

Индекс постоянного состава Ипс:

Ипс = ВА / СК.

Особое внимание уделяется анализу величины собственных оборотных средств. Для финансовой состоятельности предприятия необходимо наличие СОС не менее 10% от общей величины оборотных активов. Для анализа исчисляется коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками К1 :

К1 = СОС / ОА, где

ОА - оборотные активы

Данный коэффициент является одним из основных для признания предприятия финансово несостоятельным по российской методике оценки вероятности банкротства.

Как частный показатель может использоваться коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками. Он используется в управленческом анализе, а также некоторыми партнерскими группами (банки и т.п.). Его критическое значение зависит от отраслевой принадлежности предприятия, колеблется в пределах 0,4 - 0,6.

В составе факторных анализов оборотных активов наиболее распространены общий факторный анализ оборотных активов, факторный анализ денежных средств на базе балансового метода.

Дополнительно может быть произведена оценка производственного потенциала предприятия.

 

Оценка и анализ источников образования имущества (пассивов) предприятия.

Анализ пассивов предприятия.

Порядок проведения общего горизонтального и вертикального анализа источников образования имущества предприятия совпадает с аналогичной процедурой общего анализа имущества.

После общего анализа источников образования имущества переходят к раздельному анализу основных составных частей - собственного капитала и заемных источников.

В первую очередь подлежит анализу собственный капитал. Его величина, как уже было выяснено при анализе оборотных активов, должна покрывать величину внеоборотных активов и не менее 10% оборотных активов. Проанализировав достаточность собственного капитала, переходят к оценке и анализу темпов прироста собственного капитала за изучаемый период. Глубина анализа зависит от потребителя результатов анализа, в управленческих анализах, в конечном счете, работа завершается управлением величиной производственно-финансового левериджа.

Большое значение придается анализу доли собственного капитала в составе источников образования имущества - коэффициенту автономии Кав:

Кав = СК / И, где

И - общий размер источников образования имущества (валюта баланса).

Критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами предприятия, наиболее часто встречающийся норматив - Кав > 0,5 - 0,6. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности предприятия и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент собственности, коэффициент независимости.

Затем изучается соотношение величин заемных средств и собственных предприятия - коэффициент, носящий наиболее часто встречающееся наименование - плечо финансового рычага - Кфр:

Кфр = ЗК / СК, где

ЗК - заемный капитал.

Синоним коэффициента - коэффициент долга. Нормативное значение обычно - не более 1. Если значение коэффициента больше 1, финансовая устойчивость предприятия сомнительна.

Следующая аналитическая процедура - анализ использования заемных средств(заемного капитала). Изучается общая величина заемных средств, их динамика. Производится оценка доли заемных средств в составе источников образования имущества - коэффициент финансирования - К фин:

К фин: = ЗК / И

Как и у коэффициента автономии, критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами предприятия, наиболее часто встречающийся норматив - К фин:< 0,4 - 0,5. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности предприятия и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент финансирования, коэффициент инвестирования, коэффициент финансовой устойчивости.

Оценив и проанализировав абсолютные и относительные приросты заемных источников образования имущества предприятия, приступают к раздельному анализу долгосрочных и краткосрочных (текущих обязательств) заемных источников.

При анализе необходимо учесть использованный методологический подход к оценке долгосрочных источников - для целей проводимого анализа они рассматриваются в данный период как собственные (как перманентный капитал), или как заемные. В случае присоединения долгосрочных заемных источников к собственным, необходимо повторить предыдущую процедуру анализа собственного капитала с учетом использования показателей перманентного капитала.

Если долгосрочные источники образования имущества рассматриваются в анализируемый период как заемные средства, производится их горизонтальный, а, в случае необходимости, вертикальный анализ.

Оценка и анализ краткосрочных обязательств также начинается с процедур горизонтального и вертикального анализа. Наиболее значение уделяется анализу величины кредиторской задолженности. Производится коэффициентный анализ оборачиваемости кредиторской задолженности, а также соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Финансовая устойчивость предприятия - его способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

 

Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия является основной характеристикой, по которой внешние пользователи оценивают его финансовое состояние. Он характеризует способность предприятия в должные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.407 сек.