Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базовые понятия и определения, их формирование в процессе развития складского и тарного хозяйства

 

Склад — это специальное стационарное или подвижное помещение либо иное место сосредоточения материальных ценностей, обеспечивающее необхо­димую степень их сохранности и, как правило, оснащенное собст­венными или обслуживаемое привлекаемыми средствами механи­зированного (автоматизированного) производства работ,

Материальные ценности — обобщающее понятие, означающее сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы (вместе, раз­дельно или в любом сочетании), а также готовый продукт, предназ­наченные для создания производственной продукции либо пред­ставляющие ее.

Складское хозяйство — это совокупность всех складов с храни­мыми в них материальными ценностями, имеющимися оборудова­нием и транспортной сетью, обеспечивающая бесперебойную и рав­номерную работу основного производства и ритмичность приемки-отгрузки сырья, материалов, продукции, характеризуемая тенден­цией к относительной общности территориального размещения с целью рационального использования подъемно-транспортной систе­мы и земельных площадей.

Складской комплекс предприятия — это со­вокупность группы складов, характеризуемая компоновочно-техно­логическим единством, основанным на использовании общей подъемно-транспортной системы и являющаяся начальной или за­вершающей частью механизированного и автоматизированного про­изводства.

Различают материально-складские комплексы, где сосредоточи­ваются сырье и вспомогательные материалы, и складские комплексы готовой продукции. Стремление к более четкому территориальному дифференцированию объектов и служб основного и вспомогатель­ного производства и к наиболее полному использованию подъемно-транспортного оборудования складского комплекса привело к соз­данию ремонтно-складских комплексов предприятий, включающих и мастерские по ремонту оборудования (угольная, химическая, лег­кая промышленность).

По схожести функций, в плане содействия основному производ­ству, объекты складского, ремонтного, энергетического и другого на­значения в определенной степени родственны и тяготеют друг к дру­гу. В проектировании и практике создания новых предприятий это выражается в формировании единых систем вспомогательно-склад­ского назначения (что, к тому же, значительно улучшает технико-экономические показатели по генеральному плану этих предприя­тий). Вспомогательно-складской комплекс предприятия — это сово­купность складов и автономно (по отношению к основному производству) расположенных объектов вспомогательного назначе­ния, характеризуемая применением общей комплексной механиза­ции (автоматизации) и единого компоновочно-технологического ре­шения с целью рационального использования подъемно-транспорт­ной системы и земельных площадей.

Характерной особенностью эволюции складского хозяйства яв­ляется ее обусловленность развитием погрузочно-разгрузочных средств и транспортной техники. Наряду с неуклонным техническим совершенствованием важнейшими особенностями развития склад­ского хозяйства являются кон­центрация запасов, интенсивный рост грузооборота складов, углуб­ление номенклатурной специализации в хранении материальных ценностей, расширение объема и разнообразия функций складов по оказанию услуг потребителям.

Особенностью эволюции складского хозяйства является постоянное усиление технологической связи складов (складского хозяйства) и транспорта, воплощением которой становятся комплексная меха­низация и автоматизация транспортно-складских и погрузочно-разгрузочных работ, сближение и взаимодополнение их функций.

Общество заинтересовано в сохранении запасов на максимально возможный или необходимый срок. Для этого создаются средства сохранности в виде разнообразных хранилищ, обеспечивающих ус­ловия сохранения этих запасов. Однако перемещение запасов свя­зано с большим или меньшим нарушением оптимальных условий и, следовательно, с большими или меньшими потерями запасов. Чтобы избежать такого положения, стремятся перемещать запасы в усло­виях, одинаковых или приближающихся к тем, в которых они нахо­дились до перемещения.

Поэтому средствам перемещения запасов придаются почти все, необходимые для сохранности последних, свой­ства хранилищ. В результате создается разнообразие перемеща­емых хранилищ — специализированных и неспециализированных средств грузового транспорта. Поэтому к составной части склад­ского хозяйства можно, в известной мере, отнести подвижные средства грузового транспорта (железнодорожного, автомобиль­ного, морского, речного, воздушного). Загруженная транспортная единица выступает уже как сосредоточение некоторого запаса про­дукта, которому обеспечено условие, выражаемое понятием «сохра­нение» и придана категория «движение».

Подтвердить «складскую профессию» транспортных средств можно и тем, что часто приходится слышать о так называемых «складах на колесах», когда транспорт простаивает в ожидании раз­грузки из-за слабой организации складского хозяйства, неподго­товленности его фронтов выгрузки. Вместе с тем склады на коле­сах оправдывают себя в тех случаях, когда это вызывается мест­ными и погодными условиями либо связано с организационными и экономическими выгодами (например, в целях исключения допол­нительной перегрузки и сопутствующей ей потери части продукции, материала). Наиболее распространенной такой транспортной еди­ницей является перемещаемый вагон, имеющий специальное обо­рудование, автомобили и суда, оснащенные рефрижераторными установками. «Использование» таких складов вызвано организаци­онной и экономической «целесообразностью» (исключена дополни­тельная перегрузка и сопутствующая ей потеря части продукции).

Сохранность запасов продукции не может быть обеспечена одними только складами, какими бы совершенными они ни были. Непосредственная физико-химическая защита запасов осуществля­ется первичными оболочками, образующими непосредственную специальную и дополнительную преграду между запасами и окружающей средой. Такие первичные оболочки, как было указано выше, есть у картофеля, яблока, необработанной древесины, ягод, плодов и семян. Условно эти природные оболочки и пленки мож­но назвать тарой. Но для сохранности многих видов продукции человек создал (и создает) искусственные защитные материалы и условия (пленки, краски, температурный режим среды хранения, влажности и др.). Действительно, ни в каком складе, например, нельзя сохранить лаки и краски вне фляг, бутылей, ско­ропортящуюся продукцию — без консервации в коробках или бан­ках, оборудование, не покрытое краской, обмазкой. Человек соз­дал искусственную тару.

Под тарой в широком смысле следует понимать естественные и искусственные защитные оболочки, обес­печивающие сохранность физико-химических качеств заключен­ного в ней запаса вещества (предмета) на объективно необходи­мое время.

Эволюция промышленной тары (потребительской и транспорт­ной) в соответствии с развитием технического прогресса шла пу­тем увеличения ее защитной способности и усиления механичес­кой прочности самой тары, что вызывалось возрастанием требо­ваний к сохранению перемещаемых и складируемых запасов, а также удлинением расстояний перевозок.

Дальнейшее совершенствование тары заключается в углубле­нии ее специализации и придания ей дополнительных качеств с целью упрощения и облегчения работы с нею. Развитие механиза­ции и увеличение грузоподъемности погрузочно-разгрузочных средств приводят к пропорциональному увеличению грузовмести­мости транспортной тары. Проявление этой тенденции было столь стремительно, что за довольно непродолжительное время вмести­мость транспортной тары достигла объемов вагонов и кузовов автомобилей большой грузоподъемности. Произошло совмещение объемов транспортной тары и средств грузового транспорта.

Рационализация грузовых перевозок с участием нескольких видов транспорта, в частности с целью сокращения дополнитель­ных перегрузок продукции, способствовала созданию съемных контейнеров-кузовов, перемещаемых кранами с одних видов гру­зовых транспортных средств на другие (например, с железнодо­рожных платформ на автомобильные шасси). Грузы в такой таре удобно сосредоточивать в портах и на грузовых дворах железнодо­рожных станций, где транспортная тара полностью выполняет роль складской емкости.

В современном техническом понимании тара — это совокуп­ность защитных устройств, обеспечивающих комплексную сохран­ность на определенное время заключенного в них запаса, возмож­ность его механизированного перемещения в пространстве и сис­тематизированного хранения на складе. В каждом складском хозяйстве (комплексе) имеются определенный запас порожней тары, а также производство по ее изготовлению или ремонту.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятия «сохраняемость» и «сохранение» запасов | Тенденции в развитии складского хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.