Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хранилища нефтепродуктов

Склады торфа

Добытый торф бывает двух видов: кусковой — правильной гео­метрической формы («кирпичи») и фрезерный — крошкообразный. Фрезерный торф (как и кусковой) хранится открыто на складских площадках в караванах (штабелях). Склады торфа подразделя­ются на базисные и расходные.

Опасность самовозгорания торфа (особенно у фрезерного) на­много выше, чем угля. Она значительно увеличивается при образо­вании в толще добытого торфа воздушных каналов в результате его выветривания, усадки, повреждения каравана или неправильного устройства вентиляционных каналов. Кислород воздуха, интенсивно циркулирующего, окисляет торф, что приводит к нагреванию его и самовозгоранию. С потерей влажности температура торфа, уложен­ного в штабель, увеличивается. Поскольку самовозгорание торфа от очага интенсивного нагревания может произойти в довольно корот­кое время, то наблюдения за температурой необходимо вести тща­тельно и систематично.

Процесс нагревания торфа и штабеле протекает вначале спокойно: суточное повышение температуры обычно равно 0,5 °С. Но при достижении температуры +35... + 40 °С процесс нагревания заметно усиливается (за сутки температура повышается на 2...2,5°С). При температуре +50°С необходимо принимать срочные меры, предотвращающие самовозгорание, которое начинается при +140+ 160°С.

Для предупреждения самовозгорания торф поливают водой, а также прекращают доступ воздуха в массив штабеля. Для этого участок штабеля с повышенной температурой покрывают слоем (не менее 40 см) мелких кусков торфа с влажностью более 70 %, а тре­щины заполняют сырым торфом.

Кусковой и фрезерный торф хранят в отдельных штабелях. Кус­ковой торф укладывают в штабели правильной формы длиной до 80...120 м, шириной у основания 15 м и высотой до 3...6 м. Штабели кускового торфа располагают попарно на подготовленные подштабельные основания. Расстояние между парными штабелями обыч­но 4 м, смежными парами —не менее 20 м. Фрезерный торф хра­нят в караванах (штабелях) треугольного или трапецеидального сечения с углом откоса 42...450. Длина штабеля фрезерного тор­фа до 100 м, основание — до 15, высота — до 5 метров. Расстояние между торцами пар штабелей кускового торфа не менее 10 м, фре­зерного (более пожароопасного) — 20 метров. На складах торфа используют различные передвижные стрело­вые краны с грейферными захватными устройствами большой вмес­тимости, конвейеры, ковшовые погрузчики, бульдозеры, скреперы и т. п.

По степени подверженности возгоранию нефтепродукты подраз­деляют на легковоспламеняющиеся и горючие. К ним относятся та­кие продукты переработки нефти, которые легко загораются от пла­мени, искры, раскаленного предмета или выделяют пары, образу­ющие в смеси с воздухом взрывчатые консистенции.

Хранение и складская переработка легковоспламеняющихся жидкостей отличаются большой сложностью. Так, при разных складских операциях с бензином — переливании, перемещении по трубам возникают и накапливаются значительные заряды стати­ческого электричества на резервуарах, трубах, цистернах, что может привести к разряду с образованием искры, воспламенению жидкос­ти и взрыву.

К основным мерам безопасности относятся заземление баков, цистерн, трубопроводов, воронок, вентилей с помощью троса — заземлителя достаточного сечения и высокой электропроводности. К мерам безопасности, предусматривающим наименьшие убытки при возможном пожаре, относятся установленные нормы хранения легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов в зависимости от конструкции хранилища, минимальные расстояния между хра­нилищами и зданиями разных категорий. Жидкие нефтепродукты хранят в специальных резервуарах или в закрытых складских по­мещениях в таре.

По назначению и сфере действия склады нефтепродуктов под­разделяются на базисные и расходные (склады предприятий, це­хов). По конструкции склады могут быть: наземные (днище ре­зервуара или пол устраивают на уровне поверхности прилегающей территории или выше); полуподземные (резервуар или другое хра­нилище заглублены в землю не менее чем на половину их высоты, а уровень жидкого топлива не превышает 2 м над уровнем поверхности при­легающей территории); подземные {нет возвыша­ющихся над уровнем по­верхности прилегающей территории частей скла­да, а заглубление верхне­го покрытия резервуара или другого хранилища составляет 0,3... 0,5 м).

Хранение в резервуа­рах по сравне­нию с хранением в таре на складах имеет ряд преимуществ: 1) значительно меньшая удель­ная стоимость складской переработки 1 т нефтепродуктов; 2) рез­кое увеличение скорости приема и отпуска нефтепродукта, упро­щение работ на складе; 3) значительное уменьшение пожарной опасности, улучшение условий труда; 4) уменьшение площади за­стройки.

При хранении жидких нефтепродуктов следует всемерно доби­ваться их минимальных потерь, в первую очередь от испарения. Поэтому на стадиях проектирования, строительства и эксплуата­ции хранилищ следует: 1) проектировать и сооружать подземные и полуподземные хранилища — резервуары для испаряющихся неф­тепродуктов; 2) надежно защищать наземные резервуары от на­гревания солнечными лучами специальными устройствами, заполня­емыми водой, поливать резервуары водой, окрашивать в белый (серебристый) цвет; 3) систематически контролировать гермети­зацию резервуаров, запорные устройства, клапаны, вентили.

Резервуары для жидких нефтепродуктов бывают железобетон­ными и металлическими (их большинство). Основные преимущества металлических резервуаров — большая надежность, железобетон­ных— меньшие стоимость и расход металла, малая прогреваемость и, следовательно, меньшее испарение горючего. Для хранения боль­ших количеств светлых нефтепродуктов используют вертикальные цилиндрические металлические резервуары диаметром до 35 м, высотой до 12 м, емкостью до 10...15 тыс. т. Небольшие количества бен­зина и керосина хранят в горизонтальных цилиндрических метал­лических резервуарах емкостью до 60 т. Вместимость железобетон­ных резервуаров (в них хранят темные нефтепродукты) достигает 30 тыс. т и более. Все резервуары имеют люки для проветривания, очистки, осмотра, водоспускные и замерные устройства (клапаны, выпускающие избыток паров нефтепродуктов при повышении дав­ления внутри резервуара и впускающие воздух при образовании разрежения вследствие откачки нефтепродукта), приборы дистанци­онного управления приемом и отпуском нефтепродукта.

Размещение резервуаров может быть индивидуальным и груп­повым. Независимо от этого площадка, где они размещаются, дол­жна иметь уклон в противоположную от близко расположенных зданий и сооружений сторону для аварийного стока нефтепродукта в нужном направлении в случае пожара или разрушения резерву­ара. Кроме того, площадку отделяют земляным валом высотой 1,5... 2 метра.

Резервуары для подземного и полуподземного хранения нефте­продуктов покрывают гидроизоляцией (против коррозии).

Преимущества подземного и пол у подземного хранения нефте­продуктов — большая безопасность и экономичность эксплуатации резервуаров, чем при наземном способе: уменьшаются испарение, утечка при разрушении резервуара, на длительное время сохраня­ется текучесть вязких нефтепродуктов после их подогрева из-за ма­лой теплопроводности земляной толщи. Обычно подземные храни­лища состоят из горизонтально расположенного резервуара, разда­точной колонки с насосным и измерительным устройствами, трубопроводов для заполнения резервуара нефтепродуктом и вы­качки его, для удаления воды, жидкой грязи и т. п. Все трубопрово­ды проходят через горловину резервуара, расположенную под ко­ротким железобетонным колодцем, накрытым металлической крыш­кой. Подземный резервуар устанавливают на бетонное основание с бетонными вертикальными стенками и потолком. Пространство между резервуаром и стенками (с потолком) засыпают песком, уп­лотняют его.

К хранилищам нефтепродукты доставляют железнодорожным транспортом в цистернах нефтяных, бензиновых, керосиновых и других, снабженных специальными устройствами — наливными и сливными. Наливные устройства у всех цистерн однотипны — кол­пак и люк, через который при помощи наливного шланга заполня­ется цистерна нефтепродуктом. Сливные устройства различаются по конструкции в зависимости от назначения цистерн и бывают ниж­ними и верхними. Так, вязкие нефтепродукты (масла, мазут) и нефть перевозят в цистернах с нижним сливом, поскольку потеря таких нефтепродуктов в пути из-за возможных неисправностей слив­ного-устройства незначительна; нефть же «сама сливается» под дей­ствием силы тяжести (приходится подогревать или перекачивать) и практически не испаряется. Светлые нефтепродукты перевозят в цистернах с верхним сливным устройством.

Нижний слив нефтепродуктов производят открытым и гермети­зированным способами. При открытом способе вязкий нефтепродукт (битум, мазут) но коротким поперечным лоткам от сливных отвер­стий цистерн поступает на сборный продольный (параллельный железнодорожному пути) желоб с двусторонним уклоном к сере­дине, откуда по отводному лотку — в сливной резервуар. Закрытый способ применяют при сливе масел и керосина по трубе-коллектору (желобу), далее по отводному лотку (отводной трубе), поперечным лоткам — патрубкам (от трубы-коллектора) с прикрепленными к ним и присоединенными к сливным устройствам цистерн резиновы­ми шлангами.

При верхнем сливе (через колпак цистерн) нефтепродукт пере­качивают в резервуар насосами. Преимущество перекачивания, применяемого чаще, заключается в большой экономии времени па опорожнение цистерн.

Реже применяемый слив с помощью сифона (вакуумный) об­ходится значительно дешевле (экономится электроэнергия), но за­нимает больше времени.

Из сливного резервуара в хранилище нефтепродукт перемеща­ется самотечно, если резервуар расположен выше хранилища, или принудительно (перекачивается насосами). Насосные станции пере­качивают нефтепродукты из цистерн в сливные резервуары, а затем в хранилища, из хранилищ — в пункты потребления. Поскольку этот процесс может происходить одновременно, то емкость сливного резервуара не должна превышать 70...80 % емкости одновременно подаваемых под разгрузку цистерн.

Прокладка отдельных трубопроводов для каждого нефтепродук­та экономически невыгодна, а иногда и невозможна, поэтому до­пускается попеременная перекачка по одному и тому же трубопро­воду разных, по близких по своим физико-химическим свойствам нефтепродуктов. Трубы, по которым нефтепродукт поступает в ре­зервуар или выкачивается из него, подсоединяются к резервуару, как правило, снизу.

Вследствие физико-химических процессов в резервуаре, где дол­го хранится нефтепродукт, на разных уровнях свойства его стано­вятся несколько отличными от первоначального, поэтому целесо­образно выбирать нефтепродукт с разных уровней. Для этого в ре­зервуар вертикально вставляют специальную поворотную трубу с горизонтально прикрепленными к ней отводами, через которые от­качивают нефтепродукт с любого уровня.

Наиболее распространен подогрев нефтепродуктов паром, кото­рый пропускают через змеевик (паропроводные трубы), проложен­ный по дну резервуара. Менее распространен из-за значительной стоимости циркуляционный способ подогрева. Он заключается в том, что отдельно подогретый до высокой температуры односортный нефтепродукт нагнетается в резервуар или цистерну с таким же за­густевшим нефтепродуктом, передает ему тепло, поднимается тем­пература и весь нефтепродукт становится менее вязким. Способ электроподогрева заключается в нагревании резервуара при помощи специального электроподогревателя. Однако этот способ, хотя и применяется, но дорогой и небезопасный.

При тарном хранении нефтепродуктов на складах (рис. 48) со­средоточивают небольшие текущие запасы в основном легковоспла­меняющихся жидкостей и смазочных масел. Легковоспламеняющи­еся нефтепродукты хранят, как правило, в металлических бочках емкостью 125...500 л, которые укладывают в штабели на поддонах и стеллажах (в том числе наклонных). Погрузку и выгрузку бочек осуществляют с помощью различных механизмов, а также погруз­чиков. К складам тарного хранения нефтепродуктов предъявляют­ся следующие требования: I) от основного помещения отделяется разливочное с запасом нефтепродуктов на 1—2 суток (на некоторых предприятиях это помещение полностью отделяют от склада); 2) полы должны быть несгораемые, заглубленные, чтобы предотвратить растекание горящей жидкости в случае пожара, наклонены в сторону специально устроенных «ловушек» жидкости; 3) отопление, как правило, водяное центральное; 4) искусственное освещение раз­решается только электрическое во взрывобезопасном исполнении с расположением выключателей и предохранителей вне помещения. На промышленных предприятиях, потребляющих значительные количества одного или нескольких видов нефтепродуктов (напри­мер, автотракторного, компрессорного, трансформаторного масел) создают комбинированные склады, где имеются подземные (полу­подземные) резервуары для главных видов нефтепродуктов (пре­имущественно масел) и помещения для хранения нефтепродуктов в таре. На таких складах есть раздаточные отделения и отделения регенерации масел.

Глава 16. ХРАНЕНИЕ И СКЛАДЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, ВТОРИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Склады ископаемого угля | Хранение и склады химических, лакокрасочных материалов и изделий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.