Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III Лирическая проза Бёлля

Бёлль - немецкий писатель, который писать, в общем-то начал уже после второй мировой войны. Он родился в 1915 году, и смог наблюдать как товарищи по школе, соседи и прочие превращались постепенно в нацистов. Но в его семье были свои религиозные устои, которые не позволяли ему принять эту идеологию. Он во всем участвовал, он и на фронте был, но внутренне он никогда не принимал эту жизнь всерьез, не мог принять все эти идеи, эти ценности всерьез. Он испытывал иронию. По отношению к этой идеологии, по отношению к людям, которые поддаются идеологии и с усердием и увлечением служат любому режиму, веря в него, принимая его. Отсюда важнейший мотив - противопоставление человека роли, социальной роли. Вся ценность человека осмысливается как асоциальная ценность - абсолютное неприятие социума во всех его проявлениях.

Отсюда следует, что нечестность становится позитивной ценностью. В строй встал, но все как-то вот не так как надо. Внутренняя дистанция. «Надо нечестно выполнять свой долг», - говорит он. Нечестность становиться позитивной ценностью в данном случае. Можно изображать, что я такой как надо. Возникают всевозможные соответствующие юмористические ситуации, комические ситуации, гротескные ситуации в образе этого противостояния, асоциального противостояния, нравственного противостояния окружающему миру.

Герой повести «Самовольная отлучка», его призывают в армию, и он вызывается выполнять роль асинизатора, т.е. имеется ввиду чистить уборные. То есть он все время занимается этим делом и этим самым запахом, который от него исходит, держит все начальство и всех окружающих его на расстоянии. Он испытывает блаженное чувство асоциальности при этом. Нужно вести себя неприлично, потому что порядочность, приличия не должны заменять нравственность. Для Бёлля это проблема немецкой культуры. Долг, честь, величие. Они позволяют человеку честно выполнять свой долг. Нужно честно выполнять свой долг. Нужно с усердием выполнять свой долг, служить обществу. Нет ни долга, ни чести, ни приличий, от этого всего нужно освобождаться. Нужна только нравственная свобода; внутренняя, духовная, нравственная свобода. Это вот тоже как будто крайняя позиция, жесткая. Бёлль вообще называл себя анархистом и сочувствовал террористам, которые еще в 60-е годы вселяли ужас в Германии. Бёлль вызвал на себя огонь всего общества.

Лирическая проза Бёлля держится на точке зрения героя или группы героев, которые часто ведут повествование от первого лица. Но слово героя у Бёлля – это лирическое слово, т.е. это слово, лишенное социальной характерности. Бёлль не пользуется для изображения лирического героя никакими формами, способами, приемами создания характера, потому что характер не приемлем для лирического героя. Здесь все держится на этом противостоянии духовного, внутреннего, нравственного внешнему. Отсюда представление о возвышенном у Бёлля. Что такое возвышенное в наше время? Возвышенное – это асоциальное.

IV. У Селенжера в повести «Над пропастью…» позиция героя тоже вне этого мира. Эта позиция связана с джен-буддизмом. Он видит везде во всем искусственность, ложь, ненастоящую жизнь. И в образе истинной жизни - это любовь, поддержка, для которых нет слов. Он мечтает жить на берегу реки в лесу с глухонемой женой. Т.е. истины, которые находятся в глубине этого лирического они уже не имеют языка. Они уже становятся безъязыкими. Этот мотив молчания – один из важнейших в произведениях Селенжера. Мотив молчания – важный мотив всей лирической прозы 20 века.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Лирическая проза Олдингтона «смерть героя» | Поэзия Рильке и Элиота
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.