Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. И.Кант, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, К. Поппер




Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Включенность их сознания, систем их интересов и ценностей в объект исследования социально-гуманитарных наук.

Понятие «субъект познания» характеризует отдельного человека или группу людей – научный коллектив, познающий те или иные общественные явления.

Субъект познания всегда действует в системе субъективно-объектных отношений. В этой системе он соотносится с такими явлениями общественной жизни, которые он изучает и которые в силу этого выступают как объекты и предметы познавательной деятельности. Выбор предмета исследования осуществляется практическими потребностями людей, либо потребностями развития самой науки. Наука, которая развивается ради удовлетворения практических потребностей – прикладная; наука, которая развивается ради самой науки – фундаментальная наука. Следует иметь в виду, что познающий субъект в каждую историческую эпоху руководствовался усвоенными или общечеловеческими знаниями, полученными из прошлых эпох и в современную ему эпоху. Выходит, что он осмысливает и познает сегодня те или иные явления в контексте познавательной деятельности всего человечества в целом.

Можно сказать, что в современном обществе субъекты научной деятельности функционируют на трех уровнях – индивидуальном, коллективном и общественном. На индивидуальном уровне функционирует субъект научной деятельности – познающий человек с присущими ему познавательными способностями, интересами, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями.

Коллективный субъект научного познания – это малые и относительно большие группы ученых, объединенные исследованием общей проблемы, действующие в соответствующих лабораториях (социальных, этнографических и т.д.), научно-исследовательских институтах (НИИ). Субъекты научного познания, действующие на общественном уровне – это например, Академия наук, другие научные сообщества (физические, химические), в состав которых входят многие научные коллективы, представляющие собой академическую, вузовскую, отраслевую науку.

1) Постоянный обмен текущей и научной информацией между подразделениями и результатами научных исследований.

2) Совместное обсуждение проблем на различных совещаниях, научных и научно-практических конференциях.

Природа ценностей происходит из практической деятельности людей и из их практических отношений к действительности. Ценность – то, что значимо, т.е. имеет значение для жизнедеятельности людей – отдельных личностей и социальных групп. Речь идет о значении тех или иных явлений (материальных, духовных и т.д.) для удовлетворения потребностей и реализации интересов людей. Представляя это (систему значений) на чувственном, интуитивном и понятийном уровне, люди в своей деятельности ориентируются на определенные ценности, тем самым формируется система их ценностных ориентаций, которая органически входит в их сознание и мышление. Происходит осознание людьми системы значений для них различных явлений действительности и ориентация на них в своем поведении.

1). И. Кант писал, что метод исследования поведения людей в обществе должен исходить из признания свободы как высшей ценности. Речь идет о свободе познавательной деятельности исследователя, который сам конструирует предмет исследования и творчески анализирует его.

2). В. Дильтей также указывал на необходимость учета ценностного фактора в познавательной деятельности людей, особенно когда речь идет о познании и толковании сущности отдельных явлений. Субъект познания предстает в единстве интеллекта, эмоций и воли и он руководствуется определенными ценностными ориентациями в познавательном процессе. Более подробно роль ценностей и ценностных ориентаций в познании обосновали В. Вильдельбанд и Г. Риккерт. По их утверждению, значимость явлений в общественной жизни определяется реализованными в них ценностями (добра, красоты, гармонии, справедливости и т.д.). Сами же ценности, по их утверждению, носят надисторический, трансцендентный (потусторонний) характер. Они в той или иной степени осознаются людьми и воплощаются в проявлениях культуры:

потусторонний (трансцендентный) мир: ценности мыслитель правила (моральные, религиозные и т.д.).

Есть нечто такое, что является очень значимым, есть идеалы, которые формируют мыслительные способности, иррациональный и рациональный мир и т.д. Предметом социально-гуманитарного познания становятся:

1) указанные выше ценности (для Канта основное – это мораль);

2) их воплощение в предметах культуры;

3) характер их воздействия на поведение и деятельность их людей.

Предметом социально-гуманитарного познания выступает такая система ценностей, направляющая деятельность исследователя.

К. Поппер в своих трудах «Логика научного открытия», «Логика и ложь знания» и др. подробно обосновал социальную ценность самой науки, ее отличие как рационального познания от псевдонауки (идеологии и мистики). Он обосновал также положения:

1) о значении в научном познании накопленных знаний;

2) об «абсурдности чистых наблюдений», ибо научное наблюдение осуществляется в контексте той или иной теории;

3) о влиянии на познавательный процесс ценностных ориентаций исследователя;

4) об открытости для критики любой теории и возможности ее опровержения – фальсификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.