Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Исполнительная власть в РФ

Конституционно правовой статус государственных органов включает определение социального назначения государственного органа, определение тех задач, которые выполняет данных государственный орган (оговаривается в Конституции).

ЛЕКЦИЯ 5. Конституционно-правовое регулирование самоуправленческих и государственных органов

Государственный орган - лицо или организованная группа лиц, которые наделены правом принимать властные решения.

Государственные учреждения - организованная группа лиц, не принимающая властных решений по отношению к другим лицам, обслуживается либо население, либо государство в целом (армия, милиция, школы и т.д.).

Конституционно-правовое регулирование основывается на ряде принципов:

1. Принцип народного суверенитета - источником власти в государстве считается сам народ.

а) представительная демократия, которая осуществляется через государственные органы, которые избираются народом;

б) непосредственная демократия (референдум, народная инициатива).

2. Принцип разделения властей.

Компетенция каждого органа зависит от правового статуса и фактического соотношения полномочий с другими органами, причем она определяется так, чтобы исключить господство одного органа над другими.

Государственный аппарат - наиболее существенная часть государственного механизма. Каждый государственный орган состоит из профессиональных государственных служащих, не обладающих властными полномочиями, которые составляют госаппарат. Включает служащих, исполнителей, законодательные, судебные государственные органы, военные, милиция.

Компетенция - включает функции и полномочия государственных органов в отношении определенных предметов ведения.

Функции определяют направление, сферы деятельности государственных органов.

Полномочия показывают, что конкретно может или должен делать в отношении какого-либо предмета ведения.

Порядок формирования государственных органов может осуществляться 2-мя путями: либо избрание, либо назначение государственного органа (президент, исполнительная и законодательная власти, назначение судьи, министра).

Внутренняя организация государственных органов регулируется регламентом деятельности государственного органа, либо конституцией.

Порядок работы или процедура, которая включает ряд процессов, характерных для данного государственного органа, имеет как юридическое, так и политическое значение (парламент: основные процедуры - бюджетный процесс, законодательный, выборный, контрольный процессы).

Ответственность устанавливается полная или ограниченная (не ответственность), как органа в целом, так и его отдельных членов.

Безответственность - понятие не несет юридической силы.

Ответственность - та полнота власти, которую осуществляем.

Распределение компетенции и отношения между Федерацией и ее субъектами

Формула деления полномочий между субъектами и Федерацией включает в себя 3 элемента: полномочия РФ, совместные полномочия федеральных органов и органов субъектов и исключительные полномочия субъектов Федерации.

В ведении РФ находятся:

1) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория РФ;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование;

5) управление федеральной государственной собственностью;

6) установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

7) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

8) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения РФ; вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения РФ;

12) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники; производство ядовитых, наркотических веществ и порядок их использования;

13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

14) судоустройство; прокуратура; амнистия и помилование; правовое регулирование интеллектуальной собственности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

17) государственные награды и почетные звания РФ;

18) федеральная государственная служба.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

1. обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;

2. защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4. разграничение государственной собственности;

5. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6. общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

7. координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

8. осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

9. установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

10. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

11. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

12. защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

13. установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

14. координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

 

 

1. Глава государства: понятие и место в системе власти.

2. Правительство: социальная функция и назначение.

3. Структура органов исполнительной власти в РФ.

 

Глава государства – должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе власти.

В системе функций управления выделяют такую функцию, как высшее представительство. При этом глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны. Глава государства является символом единства нации и государства.

Юридические формы главы государства:

1. единоличный монарх, который унаследовал свою должность;

2. единоличный монарх, назначенный своей семьей;

3. единоличный монарх федеративного государства;

4. единоличный президент, избранный народом либо парламентом, либо представительной комиссией на определенный установленный срок;

5. коллегиальный орган, выбранный парламентом на определенный срок;

6. представитель британского монарха;

7. единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть в стране, без установления срока своих полномочий.

Полномочия главы государства:

1. участвует в формировании правительства, в решении об его отставке, в решении о главе правительства;

2. участвует в формировании органов судебной власти;

3. может выступать в роли арбитра в спорах между различными ветвями или органами власти;

4. имеет определенные полномочия в сфере личного статуса (в отношении с гражданами государства, иностранцами и пр.);

5. полномочия в сфере международных отношений;

6. полномочия в сфере обороны и безопасности государства;

 

Правительство – коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной или административной деятельности в стране.

В состав, правило, входят руководители наиболее значимых органах центральной администрации, иногда – представители нижестоящих администраций.

С точки зрения политического состава правительства могут быть:

1) однопартийные – существуют, если одна из партий на выборах получила большинство голосов (парламентарная, смешанная форма правления);

2) коалиционные – формируются, когда ни одной из партий не удалось получить большинства голосов (правительство народного единства, правительство большинства);

3) беспартийные – существуют, если партии в парламенте не удалось создать коалиции; при этом распускать парламент не целесообразно. Включает представителей различных партий, которые не высказывали своих предпочтений (чиновничьи, служебные, деловые).

Компетенция:

1. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

2. представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

3. обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, денежной, кредитной политики;

4. обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

5. осуществляет управление государственной собственностью;

6. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

7. осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и борьбе с преступностью;

8. иные полномочия.

Председатель правительства может поставить вопрос перед Государственной Думой о доверии правительству.

 

Май 2004 года – Указ Президента РФ «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти» (с поправками в марте 2005 года).

Согласно закону в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные агентства и федеральные службы.

К функциям органов исполнительной власти относятся:

1. принятие нормативно – правовых актов;

2. контроль и надзор;

3. управление государственным имуществом;

4. оказание государственных услуг.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Возглавляется министром РФ или федеральным министром, который входит в состав Правительства РФ. Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом. Федеральные министерства осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств и служб. Федеральное министерство утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, вносит в правительство предложения о представлении руководителя федеральной службы или агентства, предлагает и вносит в правительство Положения о федеральной службе, федеральном агентстве, об оплате труда и т.д.

Функции федеральных служб:

1) контроль и надзор в установленной сфере деятельности;

2) ряд специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

Возглавляет федеральную службу руководитель или директор. Федеральная служба по надзору имеет статус коллегиального органа. Федеральная служба издает индивидуальные правовые акты, не вправе осуществлять нормативно – правовое регулирование, оказывать платные услуги. Федеральные службы могут быть подведомственны Правительству РФ, Президенту РФ.

Федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции за исключением функций по контролю и надзору. Может иметь статус коллегиального органа, возглавляется директором. Федеральные агентства принимают индивидуальные правовые акты. Не вправе осуществлять нормативно – правовое регулирование и функции по контролю и надзору.

Руководители исполнительных органов власти назначаются на должность и освобождаются от нее либо Президентом РФ (если руководство осуществляет Президент), либо Правительством РФ.

 

 


 

Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. В строго юридическом смысле как:

- право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;

- право и возможность должностного лица принимать решения, которые реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица.

 

2. В политологическом смысле:

- подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;

- политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.

 

Государственные органы взаимодействуют друг с другом и сотрудничая с институтами гражданского общества осуществляют целедостижение государственно-управляющего воздействия и исполнение законов.

Исполнительная власть проявляется через совокупность признаков:

- организующего характера (переводит политические проблемы в организационные, объединяет усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных и в экстремальных условиях;

- управляющее воздействие универсального характера (проявляется везде где функционирует человеческое сообщество)

- управляющее воздействие административно-принудительного характера (в рамках закона) – штрафы, пени…

- управляющее воздействие предметного характера (награждения, финансовая поддержка)

 

Каждый орган исполнительной власти учреждается в установленном порядке, его роль и место в иерархической системе определяется тем, кто и как ему поручает вести дела.

Собственно органы исполнительной власти (институты конституционного права) – федеральное правительство, выборная администрация.

Другие органы исполнительной власти – «вторичного» мандата.

 

Организация федеральных органов исполнительной власти составляет совместное ведение Президента РФ и Председателя правительства (ст.112 конституции РФ)

2 марта 2004 года Президент утвердил новую структуру и новые подходы в организации федеральных органов власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансирование политических партий | Структура ФИОВ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.