Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические проблемы на разных этапах развития общества

Лекция 1.

Вопросы

1. Существует ли в описанной ситуации потребность в изменении системы управления персоналом? Если «да», то почему?

2. Предложите систему управления персоналом для данной организации (какие основные процессы она должна поддерживать и на каких принципах строиться?).

3. Предложите программу по ее внедрению с перечнем конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить.

4. Какими должны быть роль и позиция самого Александра Ковалева? Какие шаги он должен предпринять лично?

 

 

В третье тысячелетие человечество вступило с грузом сложнейших взаимоотношений экономических, политических, социальных, этнических и глобальных экологических проблем. Экологические проблемы по значимости не имеют аналогов в истории человечества. Сегодня только осознание их и деятельность, направленная на их преодоление, могут обеспечить выживание человечества

Экологические проблемы формировались и накапливались на разных этапах развития общества, однако взаимодействие общества и природы не рассматривалось с экологической точки зрения.

Само определение экологии как научного направления произошло только в 1866 году, когда немецкий ученый биолог Эрнест Геккель определил экологию как “науку об отношениях организмов с окружающей средой”.

Исследуя и изучая накопленный материал на протяжении всей истории развития человечества, формируется понимание экологических проблем на разных этапах развития общества. Очевидно, что Э.Геккель не столько сформировал новое научное направление, сколько дал название древнейшей науке, которая развивалась до него в трудах великих ученых различных времен и народов.

Рассматривая период времени в 2000 лет можно охарактеризовать развитие цивилизации как постепенно-наступательное. К началу нашей эры все население Земли составляло приблизительно 100-200 миллионов человек, а к 1500-му году примерно 450 миллионов человек. Однако, рост населения на Земле происходил не с непрерывным увеличением, бывали целые временные периоды, когда численность населения резко сокращалась из-за эпидемий чумы, холеры и других болезней, аномальных природно-климатических явлений, которые в свою очередь вели к снижению продуктивности сельского хозяйства и голоду.

Только с 15 века человечество достигло определенной аграрной культуры, сумело увеличить производство продуктов питания и тем самым обеспечило относительно стабильный рост своей численности. Примерно в это время началась и глобальная миграция населения, вызванная великими географическими открытиями. На этот период приходится глобальное иосвоение Земли, которое в свою очередь начало формировать глобальные экологические проблемы.

Изменение природных ландшафтов, вовлечение в сельскохозяйственный оборот все новых и новых территорий, истощение почв, засоление орошаемых земель приводило к изменению экосистем, но они были относительно незначительны и не могли привести к радикальным последствиям. Только к началу 20 века стал очевиден глобальный характер воздействия человека на природу. Начало промышленной революции, характеризующееся открытием электричества, созданием механического транспорта, использованием нефти и газа дало человечеству значительную энергетическую мощь. На этом этапе необходимо отметить не только интенсификацию вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов земли, воды, лесных ресурсов, полезных ископаемых, что характерно для любого периода развития общества, но и значительное увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду. Начинает интенсивно формироваться техносфера. Если на более ранних этапах развития общества при различных социально-экономических формациях основное воздействие на окружающую среду происходило за счет изменения естественных ландшафтов и образования продуктов жизнедеятельности человека, то в процессе индустриализации общества значимым становится влияние образующихся в процессе производства отходов. То есть возникает техногенное загрязнение среды. В этот период формирование глобальных экологических проблем переходит на другой уровень, более сложный и чрезвычайно опасный.

В течении всей своей истории человечество развивалось под влиянием природных факторов. На первых этапах своего развития человек пользовался дарами природы не опосредуя их трудом. Этот этап характеризовался собирательством и охотой, потребление ресурсов отвечало только физиологическим нормам, а иногда и не достигало их, отсутствие или недостаток ресурсов компенсировался миграцией людей в места наибольшего скопления ресурсов. Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулировали рост темпов экономического развития и способствовали процветанию социальной системы.

П.Г. Олдак отметил, что «Каждая цивилизация начиналась с экстенсивного природопользования. И когда антропогенная нагрузка переходила границы вместимости природных систем, как говорят уроки прошлого, происходил либо срыв (экологическая и социальная катастрофа), либо переход к застенным формам существования в рамках локальных экологических ниш, при фактическом отказе от каких бы то ни было преобразований окружающей среды.» Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение новых технических идей.

На более поздних этапах развития, при формировании товарно-денежных отношений потребление ресурсов резко возрастает и превосходит физиологические нормы потребления. Вопрос нехватки ресурсов решается через социальные конфликты: захват чужих территорий, перераспределение природных ресурсов.

В период интенсивного промышленного развития потребление ресурсов возрастало в десятки, сотни и тысячи раз по сравнению с физиологическими нормами. Только за 100 лет мировое потребление энергии увеличилось в 14 раз. Суммарное потребление энергоресурсов превысило 400 млрд.. тонн условного топлива.

Во второй половине 20 века человечество начинает осознавать себя как планетарную силу. Наступил момент, когда вопросы недостатка ресурсов и ухудшения качества среды нельзя разрешить за счет миграции или социально-политических конфликтов, нельзя их решить и интенсификацией научно-технического развития. Все те методы, которые успешно применялись в прошлом, на современном этапе только усугубляют сложившуюся кризисную ситуацию. Экстенсивное использование природных ресурсов, влекущее территориальное расширение использования земли, биоресурсов, минерального сырья, вошло в противоричие с возможностями планеты. Никогда за все время развития цивилизации рост численности населения не приобретал такой угрожающий вид. За период жизни одного поколения численность населения увеличилась в 2,5 раза, при этом количество ресурсов, требующихся для его жизнеобеспечения и возвращаемые им в окрудающую среду отходы возвращают в геометрической прогрессии. За период равный всего 0,0002 от существования человечества биосфера из устойчивого состояния перешла в неустойчивое.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.