Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальные аспекты формирования современных глобальных экологических процессов




Лекция 3.

Экономический потенциал наиболее развитых регионов во второй половине XX века (Северная Америка, Европа, Австралия) продолжает возрастать, вместе с этим достаточно быстрыми тепами начал расти экономический потенциал Южной Америки и Африки, а наибольший рост наблюдался в Азии. В настоящее время Азия по размерам ВВП почти в 1,5 раза превосходит Европу и Северную Америку. В странах с высоким уровнем экономического развития в конце XX века проживало более четверти населения Земли. Это обуславливало высокую плотность населения, высокий уровень урбанизации, развитый промышленный и транспортный потенциал. В этих странах завершилась индустриализация, создана гибкая и эффективная рыночная экономика. Промышленно развитые страны во главе с лидерами мировой экономики представляют собой системообразующее ядро мировой экономики, в котором создается передовые технологические, организационно-управленческие, социальные и экономические стандарты, на основе которых формируется мирохозяйственный порядок. Эти страны являются основными потребителями мировых ресурсов – топлива, полезных ископаемых, леса, сельскохозяйственной продукции, на их долю приходится основной объем техносферных и техногенной нагрузки на окружающую среду. Схема экологического развития этих государств, в упрощенном виде, представляет ряд определенных этапов.

1-й этап после накопления первоначального капитала финансы направляют на потребление собственных ресурсов и ресурсов колоний, а также возникновению социально-политических конфликтов по захвату чужих территорий. Этот этап завершился II Мировой войной.

2-й этап начался в послевоенный период, когда экономический рост стран с разрушенной войной экономикой сопровождается не только количественными, но и качественными изменениями. Получают развитие новые технологии и наукоемкие производства. В последней четверти XX столетия энергоемкие и ресурсоемкие и экологически опасные производства перемещаются в развивающиеся страны. Следовательно, и техногенная нагрузка распространяется на другие территории, в частности изменяется территориальные границы антропогенного воздействия.

В последней четверти 20 века экономический рост стал выступать как дестабилизирующей фактор для окружающей среды. Рост производства и увеличение потребляемых ресурсов способствуют увеличению концентрации в атмосфере парниковых газов, особенно диоксидов углерода и серы, оксидов азота, разрушению озонового слоя, загрязнению воды и почв, опустыниванию, обезлесиванию, нарушению ландшафтов. По оценке специалистов только около 23% извлекаемых и потребляемых ресурсов используется в виде продукта, остальная часть возвращается в окружающую среду в виде отходов, которые приводят к изменению экологических свойств территории. Следовательно, регион с высоким уровнем экономического развития в первую очередь являются территориями, формирующими экологические проблемы на глобальном уровне.

Конкретными примерами возникновения глобальных экологических проблем от территориально обусловленного антропогенного воздействия являются глобальные потепления и изменение климата. Газообразные выброса диоксида углерода, оксида азота, метана попадая в атмосферу в очень больших количествах на промышленного развитых территориях (Европа, Северная Америка, Азия) формируют слой, который свободно пропускает солнечную радиацию к Земле, но задерживает отраженное от Земли длинноволновое тепловое излучение. Тепловая энергия накапливается в приповерхностных слоях атмосферы, что приводит к повышению температуры на поверхности земли. Впервые этим процессом заинтересовался в 1886 нобелевский лауреат С.А. Аррениус, который предположил, что роль парниковых газов в формировании климата существененна. Позднее исследования в этом направлении продолжались в Европе и США.

Огромный вклад формирование парникового эффекта вносит поступающий в атмосферу углекислый газ, который образуется за счет вулканической деятельности, дыхания растений и животный, органического распада. Однако основным источником поступления углекислого газа в атмосферу являются процессы сжигания топлива. На первом месте по объемам выбросов в атмосферу СО2 находятся США, Великобритания (22%), Россия (16%), Китай (11%). Выбросы углекислого газа от всех стан Африки в 8 раз меньше, а от стран Южной Америки в 2 раза меньше, чем США.

Другим парниковым газом является метан. Источниками выбросов метана являются нефтедобыча и нефтепереработка. Содержание метана возрастает более 1 % в год. Поэтому, поступление метана в окружающую среду тоже носит территориально ориентированный характер. В первую очередь экономически развитые страны, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Поступление в атмосферу других парниковых газов тоже имеет территориальные особенности и зависит от развития национальных экономик отдельного государства. Однако проявление парникового эффекта и изменения климата в целом носит глобальный характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.