Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на доступ к экологической информации




Мы живем в окружающей нас среде и являемся ее частью. Из окружающей среды мы берем все, что нам нужно для жизни. Мы хотим знать, что едим, что пьем, чем дышим, из чего построен дом, в котором мы живем. От этого зависит наше здоровье и здоровье наших детей, качество и продолжительность жизни. Право на благоприятную окружающую среду предполагает знание о состоянии окружающей среды, в которой существует общество. Экологические права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды можно реализовать только при наличии доступа к экологической информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды.

Конституция Республики Беларусь (ст. 34) устанавливает право на получение, хранение, распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В декабре 1999 года Республика Беларусь присоединилась к Орхусской конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой на четвертой Конференции министров "Окружающая среда для Европы" в Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г. Участниками этой конвенции являются более 40 стран. Таким образом, подписание конвенции есть способ выражения согласия Республики Беларусь на обязательность для нее норм данного международного договора. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров, подписанных Республикой Беларусь, являются частью действующего законодательства на территории нашего государства.

В Орхусской конвенции разработаны и введены значимые для экологических прав граждан понятия, такие, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, конвенция представляет интерес с позиции защиты прав граждан в области охраны окружающей среды, тем более что действующее в Беларуси законодательство не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

Экологическая информация - это информация о:

- состоянии природных объектов: воздуха, воды, почвы, ландшафта, биологического разнообразия и его компонентов, включая генетически измененные организмы;

- факторах, влияющих на окружающую среду, таких как шум, излучения, энергия, радиация;

- деятельности государственных органов, принимаемых мерах в области охраны окружающей среды, политике, законодательстве, планах и программах, которые оказывают или могут оказать влияние на состояние окружающей среды;

- состоянии здоровья и условиях безопасной жизни людей.

Кроме того, экологической признается информация о любой хозяйственной деятельности, которая может повлиять на состояние окружающей среды.

Реализация права на доступ к экологической информации не возможна без предоставления гражданам и общественным объединениям права беспрепятственно обращаться в государственные органы. При этом лица, обращающиеся государственные органы, не обязаны указывать причины своей заинтересованности в подобной информации.

Экологическая информация предоставляется не позднее одного месяца после подачи просьбы о ней. Продление указанного срока может быть следствием объема или сложности запрашиваемой информации, о чем заявитель должен быть уведомлен. Экологическая информация должна быть предоставлена в запрошенной форме, если только государственный орган не имеет оснований предоставить ее в другой форме.

Обязанность предоставления экологической информации возложена на государственные органы. Специальным органом, осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Минприроды выпускает до 40 изданий, среди которых Национальный доклад «Состояние окружающей среды Республики Беларусь», сборники нормативных документов, справочники, информационные бюллетени и обзоры по наиболее острым экологическим проблемам, ежегодно издается бюллетень «Состояние природной среды Беларуси». Оперативна информация о состоянии окружающей среды доводится до населения через средства массовой информации.

В силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы, например, Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь, органы санитарно-эпидемического надзора Министерство здравоохранения, они также должны предоставлять заинтересованным лицам экологическую информацию.

Государственные органы обязаны через средства массовой информации своевременно оповещать население об авариях и стихийных бедствиях, которые повлекли или могут повлечь неблагоприятные изменения в окружающей среде или оказать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и жизнь населения.

Обязанность предоставлять экологическую информацию возлагается не только на государственные органы, но и на предприятия-природопользователей. Так, в соответствии со ст. 38 Водного кодекса водопотребители имеют право требовать от водопоставщика сведения о качестве питьевой воды, используемой для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.