Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 13 Экономическая характеристика качества продукции, работ, услуг предприятия. Сертификация




 

В процессе исследования товара можно выделить два аспекта рассмотрения каждой полезной вещи:

- количество,

- качество.

Экономическое содержание качества продукции обусловлено ее полезностью, конкретная мера которой делает каждую вещь потребительной стоимостью. Установление качества основано на использовании общественных мер количественной оценки полезности с учетом общественных потребностей.

Экономическое содержание понятия «качество продукции» образуется путем соединения философского понятия качества как характеристики обличия одного предмета от всех остальных и экономического как овеществленного результата производственной деятельности людей.

Международной организацией по стандартизации ИСО (International Standart Organization) качество определяется следующим образом:

качество - совокупность свойств изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования.

На каждой ступени развития общества требования к качеству является результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов:

объективные факторы проявляются в уровне развития производительных сил, прежде всего науки и техники;

субъективные - в силе и характере воздействия потребителей на общественное производство, которое проявляется, главным образом, в платежеспособном спросе на конкретные виды продукции.

Применительно к конкретному виду продукции качества выражает собой результат роста и оптимального сбалансирования ее полезных свойств на стадии разработки производства и эксплуатации в пределах общественно допустимых затрат.

Рост качества имеет два основных ограничения:

- уровень научно-технических достижений;

- производительный потенциал, который обуславливает величину затрат совокупного общественного труда, необходимых для создания и использования продукции в соответствии с ее функциональным назначением.

Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание продукции. Следовательно, качество определяет способность продукции выполнять заданную функцию при наименьших затратах общественного труда.

Причем качество продукции отражает не только степень экономии труда при удовлетворении определенной потребности, но и указывает способ достижения этой экономии: оптимизацию затрат труда на стадии изготовления продукции и стадии потребления (в том числе потому, что по мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности).

Качество продукции можно рассматривать как количественную определенность присущих ей полезных свойств. На этой основе формируются методы оценки качества, позволяющие выявить степень соответствия продукции общественным потребностям путем ее сопоставления с конкретными общественными нормативами.

В практике используется оценка степени соответствия продукции требованиям конкретных потребителей, т.е. тех условий, которые закрепляются в договорах заказчиков и изготовителями.

Качество продукции определяется системой показателей.

Показатели качества - характеристики свойств продукции, выражающие ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребностей.

 

Классификация показателей качества продукции

 

       
 
 
   

 


по назначению

 
 


теплопроводность производительность

калорийность …..

чувствительность мощность

Характеризуют функциональные свойства продукции и определяют условия ее рационального применения.

 

 
 

показатели надежности

 

 
 


безотказность долговечность ремонтопригодность сохраняемость

 

наработка интенсивность средний срок продолжительность коэффициент срок %

на отказ отказов ресурс службы и ТЕ ремонта восстановления сохраняемос-

качества ти продукции

 

 
 

эргономические показатели

 
 

 


гигиенические физиологические психологические –

характеристики продукции, выражающие соответствие ее свойств условиям жизнедеятельности и работоспособности человека

 

 
 

эстетические показатели

 

 
 


оригинальность колорит, декоративность тщательность

четкость покрытия поверхностей

Эстетические показатели – показатели, характеризующие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции.

 

 

 
 

технологические показатели

 
 

 


трудоемкость материалоемкость себестоимость

Технологические показатели выражают обобщенную характеристику рациональности примененных в продукции конструкторских и технологических решений, определяющих величину и структуру затрат живого и овеществленного труда при подготовке ее к производству, при изготовлении и эксплуатации.

 

показатели транспортабельности

 
 

 

 


стоимостные показатели, учитывающие материальные и трудовые затраты (и возможные потери) по нормативам

Показатели транспортабельности характеризуют пригодность продукции к транспортным операциям.

 

 
 

показатели унификации

 


Характеризуют насыщенность продукции стандартными (выпускаемыми по ГОСТ, ОСТ и нормам предприятия) и унифицированными (-/- по СТП) составными частями в отношении к оригинальным (при определении показателей (коэффициентов) унифицированных не учитываются детали крепежа, упаковки и т.п.).

 

 

 
 

экологические показатели

 
 

 


показатели содержания вероятность ……

вредных примесей вредных примесей

Характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

 

 

 
 

показатели безопасности

 

 


 
 

экономические показатели

 


Это группа показателей, характеризующих народнохозяйственную эффективность производства и применения продукции (показатели, включенные в формулу расчета народнохозяйственного эффекта и определяют его величину).

 

 

Измерители качества

       
   


натуральные стоимостные безразмерные

(физические единицы: (руб.) (баллы)

кал, ватты, годы)

 

абсолютные

+

относительные

 
 

 


МЕ ЭЕ ТЕ и т.д.

 

 

Научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции - квалиметрия.

В основе квалиметрического измерения лежит сопоставление показателей качества со значениями соответствующих базовых показателей.

Определение уровня качества продукции предполагает наличие базы сравнения, базового образца продукции.

Базовый образец - лучший из аналогов образец продукции, принимаемый для сопоставления при оценке (ТУ) качества, эффективности новых НИОКР и аттестуемой продукции.

Существует две основные группы методов оценки качества:

дифференциальная оценка - основана на раздельном сопоставлении отдельных показателей оцениваемого изделия с соответствующими базовыми показателями;

комплексная оценка - основана на расчете обобщающих показателей, позволяющих учитывать взаимосвязь различных свойств продукции.

В число обобщающих показателей входят:

главные - характеризующие основное назначение продукции (для двигателей - моторесурсы, для станков - производительность);

интегральные - которые применяются, когда известны сумма и полезный эффект от использования изделий и общие затраты на их содержание и эксплуатацию (его рассчитывают как отношение

);

средневзвешенные - используются при невозможности использования интегральных и главных показателей:

ИК= , где

- комплексный средневзвешенный показатель качества;

- коэффициент весомости i-го показателя;

- оценочная величина i-го показателя в баллах.

Сравнивая полученный средневзвешенный показатель изделия и обобщающий средневзвешенный показатель базового образца, получим уровень качества оцениваемого изделия.

Качество наряду с ценой, уровнем сервиса, точностью сроков поставок продукции определяет конкурентоспособность товара на рынке.

Конкурентоспособность продукции - способность продукции удовлетворять спрос и приносить определенную нормативную прибыль. (Конкурентоспособность определяется полнотой удовлетворения совокупности требований к продукции потребителей и технико-экономических возможностей изготовителей).

В условиях развитого рынка покупатель не хочет рисковать, ему нужно даже не качество данного продукта, находящегося в данный момент времени на рынке, ему нужны гарантии стабильности заказанного им качества. Такие гарантии может дать система качества, действующая у поставщика. Это система сертификации.

Сертификация продукции - это подтверждение с помощью специальных испытаний соответствия изделий требованиям стандартов и возможности производителя стабильно обеспечивать заявленное им качество в реальных условиях своего производства.

Производитель должен доказать, что свойства выпускаемого товара не ухудшается в течение срока действия сертификата.

Сертификат - документ, удостоверяющий качество товара, выдаваемый компетентными органами на основе экспертизы товара.

Проверить стабильность качества изготовления можно несколькими способами:

 - с помощью испытаний (каждые 1-3 месяца) готовой продукции в независимой аккредитованной испытательной лаборатории;

‚ - проверка и оценка самого производства, его технического состояния и организации, наличия на предприятии условий и возможности обеспечивать в течение необходимого срока обещанное потребителям качество.

Такая проверка, проводимая по специально разработанным правилам и методике - аттестация производства. При положительных ее результатах изготовителю выдается аттестат, который он представляет в орган по сертификации своих изделий.

Задача аттестации - определить, обеспечивается ли при данной производственной системе стабильность того уровня качества продукции и ее соответствия требованиям стандарта, которые должны быть подтверждены сертификатом. Поэтому при аттестации производства внимание проверяющих привлекают такие факторы, как квалификация исполнителей, точность выполнения техпроцессов, отлаженность системы технического контроля и испытаний (т.е. те элементы производства, которые непосредственно влияют на стабильность качества).

Сертификат, подтверждающий надежность системы качества предприятия учитывается при страховании. Заинтересованы в реализации товаров таких фирм и брокерские конторы. Легче дают кредиты банки, следовательно, рейтинг фирмы, которая не пожалела средств на сертификацию в современном бизнесе возрастает.

Процедура сертификации связана с использованием специальных систем оценок качества, а именно стандартов «ИСО-норм» - стандартов Международной организации по стандартизации серии 9000.

Три стандарта из этой системы: 9001,9002,9003 представляют собой модели, на соответствие которым проводится сертификация.

Модели эти различаются степенью сложности:

- самая простая - 9003 - используется в тех случаях, когда достаточно удостоверить надежностью системы контроля и испытаний конечной продукции;

- модель 9002 применяется, если есть необходимость убедиться в надежности организации системы производства (включая контроль и испытания);

- стандарт 9001 - самая сложная модель - применяется в том случае, когда потребитель хочет удостовериться, что надежна вся система качества предприятия - начиная от проектирования изделия и кончая монтажом и всеми процессами эксплуатации.

В стране развернута программа работы по сертификации систем качества. Головная организация Госстандарта, которая формирует методические основы этой работы и осуществляет ее практически - ВНИИС (Всероссийский НИИ сертификации).

Важнейшая задача - добиться, чтобы сертификаты, выдаваемые в стране признавались за рубежом, чтобы сертификаты открывали путь на мировой рынок.

Единого международного центра, обеспечивающего признания сертификата во всех странах нет, существуют национальные организации, а их взаимодействие по признанию сертификации идет по линии двусторонних соглашений. Аналогично строится политика и в нашей стране.

Сертификацию в РФ осуществляют организации, специально аккредитованные для этой цели Госстандартом его территориальные органы или ВНИИСом. Необходимое условие аккредитации - экономическая и юридическая независимость этих организаций от изготовителей и потребителей продукции.(По отношению к ним орган по сертификации должен быть «арбитром», «третьим лицом», обеспечивающим при выдаче сертификации абсолютную объективность своих заключений.)

Испытания продукции для целей сертификации проводятся в испытательных лабораториях, также аккредитованных Госстандартом или ВНИИСом (в конце 1991 г. аккредитовано» 90 лабораторий). ВНИИС ведет Гос. реестр, в котором регистрируются аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории с указанием сертифицируемой продукции и видов проводимых испытаний.

Постановлением Правительства РФ осуществляется поэтапное введение в 1992 г. обязательной сертификации Т (Р,У). Порядок введения по ряду видов продукции на безопасность и экологичность действует с 1 сентября 1992 г. в соответствии с ним изготовитель (руководитель предприятия) подписывает декларацию, в которой под свою ответственность заявляет, что выпускаемая предприятием продукция безопасна для потребителей и окружающей среды.

Декларация хранится у изготовителя. Копия - продавцу. Если продавец не потребовал декларацию, ему придется осуществлять процедуру подтверждения безопасности самому. Т.е. ответственность за безопасность передается продавцу.

Если товары, безопасность которых подлежит подтверждению, реализуется без декларации, контролирующие органы вправе выдать изготовителю или продавцу предписание о сокращении реализации этой продукции.

Этот порядок - подготовительный этап к обязательной сертификации.

 

Оплата работ по проведению сертификации

Оплачивает работу предприятие-заказчик, обратившийся в орган по сертификации.

Эта услуга, как принято в мировой практике, платная независимо от вида сертификации: и при обязательной (т.е. по требованиям безопасности и при добровольной), с целью подтвердить соответствие изделий каким-либо показателям качества, содержащимся в стандарте или обеспечиваемым изготовителем по контракту с потребителем.

 

 

Концептуальные подходы к обеспечению конкурентоспособности

предприятия

Определение целей, стратегических и тактических задач обеспечения конкурентоспособности предприятия, а также разработка конкретных направлений и мер повышения конкурентоспособности требуют прежде всего выявления принципиальной основы, конструктивных подходов к обеспечению конкурентоспособности. Иными словами, необходима выработка базовых концептуальных подходов к обеспечению конкурентоспособности предприятия. А это предполагает определение критериев конкурентоспособности предприятия, выявление требований к обеспечению конкурентоспособности, а также факторов, определяющих конкурентоспособность.

Под критериями конкурентоспособности предприятия понимается мерило оценки конкурентоспособности предприятия. При этом выделяют следующие важнейшие группы критериев, отражающих соответственно удовлетворенность потребителя товарами (услугами) предприятия в динамике, эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, положительность образа (благоприятность имиджа) предприятия (рис. 1).

Содержательная сторона указанных на рис. 1 критериев конкурентоспособности предприятия представляет собой следующее.

ü Удовлетворенность потребителей товарами и услугами предприятия может быть определена в соответствии с признаками:

- соответствия качества продукции предприятия условиям потребления. Причем, степень соответствия этому критерию может быть выявлена на основе применения ряда показателей (таких как научно-технический уровень проекта, научно-технический уровень изделия, надежность изделий, эргономические, эстетические показатели, транспортабельность,. степень стандартизации и унификации изделий, показатели экологичности, безопасности, патентной чистоты и патентной защиты продукции, показатели эффективности использования продукции) и сравнения их со значениями базовых образцов продукции (наилучших из аналогов в отечественной и мировой производственной практике);

- наличия на предприятии условий для повышения качества продукции. Уровень обеспечения предприятием соответствия этому критерию может быть определен на основе анализа гарантий сохранения заданного уровня качества, оговоренного в договорах поставки продукции предприятия (соответствия продукции, производства, системы качества предприятия международным стандартам серии ИСО 9000, наличия сертификатов качества продукции, производства или системы качества предприятия), анализа состояния образовательного потенциала во взаимосвязи трех его составляющих (профессионально-квалификационного уровня кадров, научно-информационной, материально-технической), анализа состояния имущества предприятия (в том числе состояния основных производственных фондов, материальных оборотных средств, нематериальных активов предприятия). Результаты анализа, представленные в виде значений соответствующих единичных и комплексных показателей сопоставляются с соответствующими среднеотраслевыми значениями показателей или численными характеристиками показателей предприятий - признанных лидеров отрасли;

- насыщенности рынка товарами предприятия. Показателями, которые могут использоваться для выявления соответствия предприятия этому критерию, являются доля продукции предприятия на отраслевом или продуктовом рынке, коэффициенты концентрации производства в продуктовом разрезе, темпы роста и темпы прироста указанных показателей;

- наличия на предприятии тенденции к увеличению своей доли в доступных и традиционных для предприятия сегментах рынка. Наличие этих тенденций определяется на основе исследований новизны конструкторских решений, технического совершенства продукции, обеспечивающих прирост ее полезности, выявления реальных возможностей развития образовательного потенциала предприятия, определения эффективности маркетинга на предприятии, исследования уровня использования производственной мощности предприятия и действительных возможностей ее увеличения для целей увеличения объемов выпуска продукции;

- наличия и уровня развития предпродажного и послепродажного обслуживания. Степень соответствия конкурентоспособности этому критерию должна определяться на основе количественных и качественных характеристик сервисной сети (количества мастерских, центров гарантийного и послегарантийного обслуживания продукции предприятия, принадлежащих предприятию и работающих по договорам с предприятием, количества рекламаций на работу этих мастерских, оперативность снабжения потребителей комплектами запасных частей и др.) и сопоставления их со среднеотраслевыми значениями и уровнями соответствующих характеристик отраслевых и мировых предприятий-лидеров;

- своевременности выхода продукции на рынок, которая проявляется как собственно в соблюдении договорных сроков поставок (здесь может использоваться показатель доли своевременных поставок в общем объеме продаж, коэффициент кредиторской задолженности), так и в опережении выхода на рынок товаров-новинок предприятия по сравнению с предприятиями-конкурен-


               
   
 
     
 
 

 


 


тами. Косвенными показателями, характеризующими соответствие конкурентоспособности предприятия названному критерию, могут служить доля и периодичность обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции;

- приемлемости цен на продукцию предприятия для потребителей, о которой можно судить на основе расчета таких показателей, как соотношение уровня цен предприятия с его среднеотраслевым уровнем или уровнем цен на аналогичную продукцию предприятия-лидера;

- динамика изменения цен предприятия, динамика соотношения уровня цен предприятия и цен предприятий-лидеров или среднеотраслевых цен. При применении различных ценовых подходов и политики ценообразования на различных рынках или в различных сегментах рынка для получения информации о соответствии конкурентоспособности предприятия критерию приемлемости цен необходимо изучать уровень и динамику объема соответствующих покупок.

ü Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий как критерий конкурентоспособности определяется в соответствии со следующими признаками:

- экономическая эффективность НИОКР, которая выступает мерилом конкурентоспособности предприятия с точки зрения способности обеспечить количество и значимость нововведений, несравнимые с инновациями предприятий-конкурентов. Соответствие этому критерию определяется на основе сравнения научно-технического уровня (или прироста научно-технического уровня) НИОКР предприятия или продукции предприятия в сопоставлении с затратами, обеспечивающими этот научно-технический уровень

(или прирост научно-технического уровня) данного предприятия и предприятия-лидера в сфере проведения и внедрения НИОКР. Могут быть использованы также другие показатели эффективность НИОКР, сформированные на основе сопоставления экономических, социальных и других результатов НИОКР и затрат на их достижение;

- экономическая эффективность производства. На основании этого критерия можно судить об успехе предприятия в соперничестве за лучшие ресурсы и умение рационально использовать их в производственно-хозяйственной деятельности. Оценка конкурентоспособности предприятия по названному критерию производится с помощью показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов (фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др.) и показателей эффективности производства в целом (рентабельности, окупаемости затрат и др.);

- экономическая эффективность внепроизводственной деятельности предприятия. Данный критерий служит для определения степени превосходства (или отставания) предприятия над конкурентами главным образом с точки зрения осуществления реализационной деятельности. Конкретными показателями, позволяющими выявить конкурентоспособность предприятия по критерию экономической эффективности внепроизводственной деятельности, могут служить отношения величины (или прироста) экономического эффекта ускорения оборачиваемости готовой продукции к затратам (дополнительным затратам), необходимым для обеспечения этого эффекта (прироста эффекта);

- производственная активность предприятия. О соответствии конкурентоспособности предприятия этому критерию можно судить по динамике выпуска и реализации продукции, производительности труда, уровню использования производственных мощностей данного предприятия в сравнении со среднеотраслевыми или лучшими по отрасли значениями соответствующих показателей;

- финансовая устойчивость предприятия. Соответствие этому критерию требует выяснения состояния финансовых ресурсов предприятия, их распределения и использования с точки зрения обеспечения или развития предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности, кредитоспособности предприятия в условиях допустимого уровня риска и степени соответствия этого состояния лидирующему положению в отрасли. При определении степени соответствия конкурентоспособность предприятия этому критерию можно использовать такие показатели, как уровень и динамика абсолютной ликвидности, промежуточного и общего коэффициента покрытия, коэффициента собственности (независимости), доли заемных средств в имуществе предприятия, соотношения заемных и собственных средств, общего коэффициента оборачиваемости, скорости оборота, рентабельности имущества предприятия, рентабельности собственных средств, общей рентабельности производственных фондов, рентабельности продаж и др., организуя сравнение названных показателей данного предприятия со среднеотраслевыми их значениями или уровнями аналогичных показателей предприятия-лидера.

В настоящее время конкурентоспособность предприятия не может быть оценена в полной мере без рассмотрения такого ее критерия как положительность образа (благоприятность имиджа) предприятия.

ü Полнота использования возможностей предприятия в обеспечении своей конкурентоспособности с этой точки зрения может рассматриваться через совокупность следующих критериев:

- наличие и убедительность для кредитора стратегии развития предприятия. Соответствие данному критерию обеспечивается свободой предприятия от авантюристических элементов (что может быть соответствующим образом оценено при введении лицензирования руководителей предприятия), дисбаланса между краткосрочными и долгосрочными интересами в пользу краткосрочных интересов, влияющих на нестабильность предприятия. Использование формальных показателей, позволяющих выявить степень соответствия этому критерию, является невозможным. Более всего, здесь могут быть применены результаты специальных экспертных оценок;

- устойчивость позитивного отношения покупателей к предприятию и его товарам. В качестве показателей, выражающих эту устойчивость, можно предложить долю постоянных клиентов (покупателей) в общем перечне клиентов предприятия за определенный период и в сравнении за несколько периодов, долю (прирост доли) объема продаж постоянным клиентам в общем объеме продаж (общем приросте продаж). Необходимо также использовать субъективную информацию, полученную путем опроса покупателей на предмет приверженности товарам и фирменному стилю предприятия и выявления предпочтений данного предприятия по сравнению с другими предприятиями;

- престижность рекламы. Соответствие конкурентоспособность предприятия этому критерию также выявлен экспертным путем. При этом о конкурентоспособности предприятия судят на основании величины рекламного времени в эфире популярных телевизионных программ, радиостанций, корректности, оригинальности рекламных решений, демонстрирующих уважительное отношение к потенциальным потребителям;

- участие в благотворительности и спонсорство в области науки, искусства, культуры также затруднительно оценивать прямо и непосредственно без использования экспертных оценок, если только суммы, направляемые предприятиями на эти цели, а также конкретные спонсорские и благотворительные акции предприятия не публикуются в открытой печати.

Вышесказанное в полной мере относится и к такому критерию, как устойчивость информационных связей предприятия с потребителями, органами государственного управления, средствами массовой информации. Здесь могут применяться показатели эффективности «паблик рилейшенз».

Особое значение для системы критериев конкурентоспособность предприятия занимает развитость образовательного потенциала предприятия. По уровню развитости образовательного потенциала можно судить о способности обеспечить рост, развитие предприятия и его престиж. По развитости образовательного потенциала можно судить не только о конкурентоспособности предприятия, но и о том, что эта развитость является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности.

В связи с этим возникает необходимость сформировать ряд требований к обеспечению конкурентоспособности предприятия, соблюдение которых позволяет предприятию достигнуть соответствия конкурентоспособности описанным выше критериям и определить условия, способствующие достижению этого соответствия.

Удовлетворение предприятием критериев конкурентоспособности выдвигает на первый план следующие требования:

- производить продукцию в количестве, необходимом и достаточном для насыщения рынка в соответствии с его емкостью и обеспечивать прирост выпуска продукции в соответствии с ростом потребностей рынка. Это требование фиксируется в производственной программе. Ее выполнение должно контролироваться и оцениваться в натуральном и стоимостном измерении;

- формировать структуру выпускаемой продукции (ее номенклатуру, ассортимент), в наибольшей степени соответствующую требованиям рынка. Выполнение этого требования делает необходимым предусматривать возможности диверсификации производства, то есть переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте структуры производства к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Это позволит предприятию компенсировать падение сбыта на одном рынке за счет увеличения его на других рынках, благодаря чему повышается устойчивость, конкурентоспособность предприятия;

- обеспечивать своевременность выпуска и поставки продукции, которое возникает в связи с необходимостью соблюдения договорных обязательств, а также недопустимостью морального устаревания продукции до ее выхода на рынок, опережения предприятием конкурентов в выдвижении на рынок товаров-новинок;

- обеспечивать оптимальное ценообразование на товары и услуги предприятия, то есть придавать ценам гибкость и увязывать их уровень не только с затратами, но и качеством, спросом, особенностями различных сегментов рынка, политикой ценообразования конкурентов и прочее;

- обеспечивать качество продукции, соответствующее условиям потребления;

- обеспечивать создание и расширение гарантий сохранения заданного уровня качества продукции и его повышения по всему спектру соответствующих показателей. Выполнение этого требования делает в свою очередь необходимым оптимизацию структуры затрат на обеспечение качества, развития НИОКР и оптимизацию структуры затрат на НИОКР,. Совершенствование техники и технологии, задействованных в процессе производства, повышение профессионально-квалификационного уровня промышленно-производственного персонала, сертификацию продукции (производства, системы качества) предприятия;

- формировать и повышать уровень предпродажного и послепродажного обслуживания, в том числе обеспечивать техническое консультирование покупателей, устранение возникающих при транспортировке неполадок, наглядность демонстрации продукции (в том числе в работе); повышать эффективность монтажных, пусконаладочных работ, обучения персонала покупателя; соблюдать график и полноту работ, связанных с профилактическими осмотрами продукции у покупателя; обеспечивать своевременность замены износившихся частей, снабжения запасными частями, осуществления всех видов ремонтов продукции. Выполнение данного требования позволит предприятию облегчить продвижение товаров на рынке, их эффективную эксплуатацию потребителями, а, следовательно, конкурентоспособность предприятия;

- повышать эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Сущность данного требования заключается в необходимости обеспечения повышения результатов деятельности предприятия при наиболее полном и рациональном использовании имеющихся у предприятия ресурсов. Выполнение требования ставит перед предприятием задачи изыскания резервов увеличения результатов и уменьшения затрат и учет внутренних и внешних факторов, влияющих на функционирование предприятия в условиях рынка4

- обеспечивать создание предприятию авторитета, благоприятного имиджа посредством формирования оптимальной стратегии развития предприятия, построения оптимального взаимодействия с кредиторами предприятия, установления положительных связей с общественностью, разработки и доведения до потребителей эффективной рекламы.

Реальная возможность выполнения требований к обеспечению конкурентоспособности предприятия и создание условий, способствующих повышению конкурентоспособности, складывается под воздействием ряда факторов.

Классификация факторов конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 2.

 

 
 

 


по месту возникновения

 
 

 


по степени контролируемости воздействия

 
 

 


по направленности действия

       
 
 
   

 


по характеру воздействия

           
   
 
 
 
   

 


по степени зависимости от субъекта управления

 
 

 

 


Рисунок 2 - классификация факторов конкурентоспособности предприятия

 

В соответствии с признаком места возникновения факторы конкурентоспособности предприятия можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние факторы - зависящие от деятельности самого предприятия, порождаются им. В эту группу необходимо отнести способность руководства управлять конкурентоспособностью предприятия, научно-технический прогресс и инновационную политику предприятия, уровень организации производства, труда и управления предприятием, политику в области качества, уровень управления предприятием, политику в области качества, уровень управления издержками и ценовой политикой, уровень управления маркетингом, обеспеченность средствами коммуникаций, информационными технологиями.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и характеризуют внешнюю экономическую и политическую среду предприятия. К их числу следует отнести: стабильность государственной экономической политики и государственной политики в области предпринимательства, налоговый режим, правовой режим, развитость сети организаций, которые могут оказать предприятию помощь (консультационную, правовую, экономическую, научно-техническую, инвестиционную, образовательную поддержку и т.д.), наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, состояние конъюнктуры рынка (что проявляется в изменении спроса и предложения, колебании цен), политическая обстановка внутри страны и в глобальном масштабе, состояние инфляционных процессов, состояние правового обеспечения защиты конкуренции.

По степени контролируемости факторы конкурентоспособности целесообразно подразделить на контролируемые и неконтролируемые (или слабоконтролируемые).

К контролируемым относятся факторы, силу и характер воздействия которых предприятие может регулировать исходя из собственных прогнозов их влияния на конкурентоспособность предприятия, а также проверять свои прогнозы и отслеживать результаты своих воздействий на ослабление, усиление, изменение данных факторов. В эту группу факторов следует отнести все внутренние факторы, связанные с работой предприятия, а также ряд факторов, определяемых состоянием рыночной среды, в том числе насыщенность рынка товарами, условия потребления, рыночные цены и т.д.

Неконтролируемыми являются те факторы, на силу и характер воздействия которых предприятие существенно повлиять не может. Необходимо лишь учитывать их влияние, выстраивая свою деятельность таким образом, чтобы по возможности усилить их положительное действие или смягчить отрицательное. К их числу можно отнести экономический и политический климат в стране и на мировом уровне, уязвимость отраслевого рынка продукции данного предприятия по отношению к цикличности производства и бизнеса, уровень деловой активности конкурентов, структуру рынка.

По направленности действия совокупность факторов конкурентоспособности можно подразделить на позитивные и негативные.

Позитивные факторы благотворно влияют на конкурентоспособность предприятия, способствуют ее повышению.

Негативные - факторы, под влиянием которых предприятия ослабляют свои позиции на рынке, теряют конкурентоспособность.

В соответствии с характером воздействия на конкурентоспособность предприятия факторы следует сгруппировать следующим образом.

Технические - факторы, связанные с обеспечением материальной основы для разработки и выпуска конкурентоспособной продукции. В эту группу факторов включаются состояние техники, технологии, качество применяемых сырья, материалов, характеризующие материальную основу выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные - факторы, связанные с совершенствованием организации производства и труда, уровнем квалификации и ответственности за эффективность и качество производства.

Экономические - факторы, обусловленные затратами на выпуск и реализацию продукции., затратами на обеспечение необходимого качества проекта и изготовления продукции, политикой ценообразования, системой экономического стимулирования повышения конкурентоспособности предприятия.

Социально-психологические - факторы, определяющие моральный, социально-психологический климат в коллективе предприятия, а также создание условий для производительной деятельности в обстановке гордости за марку предприятия.

По степени зависимости от субъекта управления конкурентоспособностью представляется целесообразным выделить две группы факторов: субъективные и объективные.

Объективные факторы - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления конкурентоспособностью. К таким факторам можно отнести внешние факторы и часть внутренних, таких как стихийные бедствия, аварийные ситуации на предприятии.

Субъективные факторы полностью зависят и, в ряде случаев, формируются субъектом управления конкурентоспособности. К их числу относится подавляющее большинство перечисленных выше внутренних факторов технического, организационного, экономического, социально-психологического характера, в том числе состояние «паблик рилейшенз» на предприятии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.