Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственные риски предприятия. Природа, методы оценки и управления




Ерохина

В общем смысле риск — это возможная опасность, действие на­удачу в надежде на счастливый исход с пониманием того, что могут произойти неприятности, наносящие ущерб.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации бизнес-плана, невозможность точного прогнозирования (предвидения) изменений в окружающей среде бизнеса, непредсказуемость в действиях конкурентов, партне­ров, невозможность предугадать прорывы в научных открытиях и т.д.

Основными причинами неопределенности являются:

— невозможность полного знания хозяйствующего субъекта об окружающем мире;

— случайность возникновения событий, которые могут привести к убыткам или значительной выгоде;

— непредсказуемость рыночной ситуации (динамика цен, плате­жеспособный спрос, наполненность рынка товарами-субститутами и комплиментарными товарами, изменение вкусов потребителей и т.д.);

— противодействие предприятию со стороны криминальных эле­ментов и конкурентов, конфликты с партнерами по бизнесу, наруше­ние договорных обязательств, трудовые конфликты и т.д.

Следовательно, под коммерческим риском следует понимать риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произве­денных или закупленных предпринимателем.

Основными причинами коммерческого риска могут быть сниже­ние объема продажи товаров вследствие изменения конъюнктуры рынка, повышение закупочной цены товаров, снижение объемов за­купок, рост издержек обращения.

Другое определение коммерческого риска можно сформулиро­вать так: коммерческий риск — это способ ведения торговли в не­определенных условиях (обстоятельствах), при котором создаются, благодаря особым способностям предпринимателя, возможности и необходимость предотвращать, уменьшать неблагоприятное воздей­ствие стохастических условий и получать в этих условиях коммер­ческий доход.

Бесспорно, данное определение раскрывает важнейшие сущнос­тные положения коммерческого риска, дающие возможность вник­нуть в его содержание.

Вместе с тем содержание коммерческого риска значительно шире и охватывает все его функции, представленные на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Содержание коммерческого риска

Функция создания коммерческого дохода показывает цель риска.

Инновационная функция, функция реализации и развития спо­собностей предпринимателя служат главными источниками коммер­ческого дохода.

Защитная функция направлена на то, чтобы предприниматель в условиях неопределенности и воздействия непредвиденных обстоя­тельств искал пути предотвращения потерь.

Аналитическая функция проявляется в том, что менеджер нахо­дится в постоянном поиске, просчитывает возможные варианты ре­шения проблем, анализирует их и выбирает оптимальный.

Регулирующая функция показывает, что предприниматель посто­янно изучает ситуацию, прогнозирует риски, корректирует ранее при­нятые решения, регулирует торгово-хозяйственную деятельность.

Социальная функция коммерческого риска состоит в том, что, добиваясь получения коммерческого дохода, предприятие тем самым увеличивает материальную базу для удовлетворения социальных по­требностей и повышения благосостояния своих работников и в целом населения страны.

В коммерческой деятельности используются товарные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, так что коммерческий риск связан с угрозой их сокращения или потерей. Это означает, что риск представляет собой опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с ожидаемыми результатами.

Ущерб, убыток, потеря, урон — это нежелательное изменение ка­честв предмета безопасности, снижение его ценности для субъекта или полная его утрата. Потери коммерческого риска могут быть са­мыми различными: товарными, финансовыми, кадровыми, информа­ционными, это и потеря клиентов и рынков сбыта, надежных источ­ников сырья и т.д.

Раз существует возможность потери ресурсов или дохода либо получения коммерческого дохода, мы можем охарактеризовать кате­горию «коммерческий риск» не только с качественной стороны, но и определить количественную меру, используя для этого величину либо полученного коммерческого дохода, либо потерь. Остановимся на уровне потерь, анализ которых имеет принципиальное методоло­гическое значение для прогнозирования угрозы риска, расчета затрат на его предотвращение или ликвидацию последствий ущерба и т.д.

При рассмотрении потерь (ущерба), вызванных коммерческим риском, следует учитывать только те из них, которые невозможно заранее точно предвидеть. Это случайные потери, которые возника­ют в неопределенной ситуации на основе влияния непредсказуемых факторов, речь о которых пойдет несколько ниже. Потенциально воз­можные потери, которые можно спрогнозировать, заранее предвидеть и просчитать, следует отнести к неизбежным расходам и включить в расчетные издержки. К примеру, планируемое повышение тарифов грузового обращения и пассажирского транспорта, введение новых налогов и платежей, рост платы за электроэнергию и т.д.

Уровень вероятных потерь определяют (рассчитывают), как пра­вило, в абсолютном или относительном выражении. В абсолютном выражении цена риска может быть оценена в физическом, матери­ально-вещественном (кг, часы, кВт) или стоимостном (руб., дол.) выражении. При относительном выражении величину потерь соот­носят с некоторой базой, например, со стоимостью имущества пред­приятия (основные и оборотные фонды), стоимостью суммарных за­трат предприятия на данный вид предпринимательской деятельности (капиталовложения и текущие затраты) или с расчетным доходом (прибылью).

Каждый вид потерь может возникнуть под влиянием различных факторов риска, а их величина с определенной долей вероятности может быть рассчитана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.