Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнегреческая культура сыграла огромную роль в культурном развитии всего человечества, что и определяет её непреходящую ценность и значение

-------------------------------------------------------------------------------

3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.

Главная черта эпохи – господство церкви и религиозного мировоззрения. Философия была служанкой богословья и использовалась как способ логического обоснования проблем теологии.

 

Теоцентризм – основная характеристика средневековой философии.

 

Центральная проблема средневековой философии - соотношение Бога и человека, веры и разума.

Основной онтологический принцип – креационизм, т.е. творение. Бог создал и материальный мир и духовный мир человека.

…Бог есть бытие. Вещи не есть бытие, они обладают бытием, если связаны с Богом. Подлинное бытие – бытие Бога.

…Ни Платон, ни Аристотель не объясняли, откуда появляется материя. Есть и всё. Религия же говорит: «создана Богом». Бог – источник и основание мира.

Основной гносеологический принцип – принцип откровения, т.е. истина открывается человеку Богом, а не является результатом познания.

Основной способ познаниявера.

… Ведь цель познания – познание Бога, а он не доступен ни чувству, ни разуму.

Стиль средневекового мышления пронизан символизмом. Любой объект, слово рассматривались как знак, требующий особого толкования, интерпретации.

Природа не имеет самостоятельного бытия. Она – лишь «книга природы». Природа и человек рассматриваются как сотворенная Богом реальность, указывающая на мудрость Творца. Познавая природу, человека и священное писание, в котором Бог открывается через слово, мы тем самым, опосредованно, через все им сотворенное, познает специфику Бога, а непосредственно Бога познать нельзя.

Особое внимание уделяется человеческой истории. Она рассматривается как осуществление предусмотренного Богом плана спасения человека. В ней действует божественное провидение (провиденциализм). Тем самым истории приписывается сакральный (священный) характер. Она делится на периоды до Христа, после Христа и утверждается, что будет конец истории – царство божье восторжествует и на земле и на небе. Учение Августина о конце «града земного, грешного» называется эсхатологией.

Т.е. история рассматривается не как в античности, как круговорот, а появляется идея «стрелы времени»…

 

Исторические этапы развития средневековой философии.

 

Все этапы средневековой философии пронизаны выяснением проблемы соотношения веры и разума.

= Апологетика – от греч. Защищать, оправдывать.

Один из основных представителей – Тертуллиан (160-220).

Тертуллиан утверждал несовместимость веры и разума. Бросая вызов неверующим, он писал: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, хотя это и постыдно; сын божий умер, - вполне верим этому, потому, что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому, что это невозможно». (распинали преступников).

Он говорил: «Верую, потому, что абсурдно!»

То, что понимаю разумом, не нуждается в вере. То, что понятно, сказал не Бог! В общем, христианство не нуждается в философском обосновании. Это ирриционализм.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия эпохи эллинизма. 4-3-й в. до н.э. – начало кризиса рабовладельческой демократии | Ориген (185-254)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.