Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы сюрреализма

- поэзия не изображает ничего, она заново творит;

- толчком для поэта служит душевный порыв, а не конкретное понятие, поступок;

- для поэта всегда существует только настоящее, вечное время – всегда;

- лирическая вселенная сроится без опоры на конкретном эпизоде;

- предмет поэзии сюрреалистов – вечное универсальное чувство;

- условное космическое пространство;

- особенностью поэтов-сюрреалистов является то, что они часто снимают индивидуальные покровы;

- очень часто поэтика сюрреалистов вступает в спор с реальным здравым смыслом;

- поэты-сюрреалисты хотят поднять слово над смыслом, лишают его всякого социального смысла.

Стихотворение «Из сказки» чешского поэта Витезслава Незвала – передает ирреальное впечатление на основе обычных реалий, соединенных вопреки логике и смыслу, но по закону фантазии:

 

Кто-то на старом рояле

Фальшью терзает слух.

А я в стеклянном замке

Бью огнекрылых мух.

Алебастровая ручка

не обнимала.

Стареет принцесса,

Старухой стала…

Глухо тоскует рояль:

Жаль ее, жаль…

А сердце мое сонно поет:

Было-нету,

Было-нету,

Бим-

Бам.

 

Незадолго до первой мировой войны в Германии и Австрии сначала в живописи, а затем и в литературе сложилось течение экспрессионизма (от фр. expression – «выражение»). Слово «экспрессионизм» вошло в обиход в 1911г. с легкой руки философа Вильгельма Воррингера, который назвал французских художников Маттиса, Сезанна, Ван-Гога синтетистами и экспрессионистами. С 1912-13 гг. термин стал использоваться и в других видах искусств.

Оно имело антиимпериалистическую направленность, выступало против «механизации» и «обездушивания» жизни. Часть экспрессионистов была за революцию и против классовой борьбы, революция воспринималась как условный символ нравственного усовершенствования. Характерна ярко выраженная антивоенная позиция:

Груды искромсанных тел.

Тлеют и корчатся трупы.

Мозг вытекает струей

Из проломленных лбов.

Остекленели глаза.

Воздух отравлен запахом бойни.

О, если бы видеть могли вы

Своих сыновей, немецкие матери,

Матери Франции!

Лежат вперемешку

Разбухшие трупы бывших врагов,

Касаясь друг друга руками беспалыми,

В зловещем объятии!

Я вижу их, вижу. Но кто же я сам?

Зверь ли? Пес мясника?

Я вижу их, вижу:

Опозоренных…

Мертвых…

(Эрнст Толлер «Трупы в лесу»).

 

 

Основа экспрессионизма – деформированное изображение действительности ради особой выразительности в передаче духовного мира художника. Провозгласив тезис о приоритете самого художника, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». В творчестве экспрессионистов постоянно ощущается чувство страха и бессилия перед хаосом событий. Формы внешнего мира рассматриваются художником-экспрессионистом только как средство для выражения своих переживаний. В поисках максимальной выразительности и динамичности образа экспрессионисты отказывались от упорядоченного синтаксиса и логических связей, превращали язык в хаос отдельных слов и восклицаний. К 30-м гг. экспрессионизм в литературе перестал существовать как течение, но сохранил свое влияние в музыке в последующие десятилетия.

Формальные признаки экспрессионизма:

- тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральные принципы;

- обобщенные символы и собирательные образы. Стихотворения при этом становятся трудно переводимыми.

Руки-серпы сметайте улицы-ущелья ввысь!

Голова-чертополох шипит туча-губка… Месяц-дыра –

Как качается человек человек: о безбрежно!

Женщина поворачивает на свету растерзанное чрево.

(Бехер из сборника «Песнь против современности» 1918г.).

 

Кубизм прежде всего связан с живописью, с деятельностью французских художников. В литературоведении употребляется с 1908 г. Французский поэт Анре Сальмон провозглашает кубизм совершенно новым искусством, призванным спасти мир. Кубизм выражает чаяния страдающего художника (в широком смысле).

Кубисты сочли, что в живописи нужно произвести коперниковский переворот: разбить традиционные представления о цвете, форме, представить мир в геометрических формах. Аналогией кубизма в литературе является футуризм (от англ. «футуро» - «будущее»). Направление возникает во Франции и Италии.

Футуристы выступали против искусства прошлого, традиции. Пытаются отыскать и ввести в практику новые формы для изображения нового мира: «Обычный опыт должен быть дополнен сущностью века». Для кубистов и футуристов целью искусства оказывается не познание и отображение мира, а создание новой реальности.

Абстракционизм – наиболее крайняя, радикальная школа в искусстве модернизма. Основной принцип – отрицание изобразительности, которая является основой всякого искусства. Абстракционизм устремлен к разрушению реального, зрительного образа и соответствует этому образу эстетики.

«Новая вещественность» или «мнимый реализм» (1918-1939).

Основа – появившийся интерес к реальности, однако вместо истинной реальности имеется в виду, тот или иной, суррогат.

Используя принцип реализма, стремились закрепить хаос жизни с помощью стабильных форм. В литературе это направление проявилось в романе Д.Джойса «Улисс». Джойс создал роман, где каждая вещь является способом выразить весь мир. Джойс: «Я хочу выразить все во всем».

 

б) Особенности развития реализма в XX веке.

Реализм XX в., наследуя традиции прошлого (аналитизм, интерес к социальной сфере) отличается по палитре приемов от реализма XIX в.

Реализм XX в. имеет дело с принципиально иной социальной действительностью. Это войны и диктаторские перевороты, социальные и национально-освободительные революции. Реализм XX в. имеет дело с иным уровнем научного осмысления мира и человека, учитывает психоанализ Фрейда и его последователей, философию экзистенциализма, разочарование в просветительском гуманизме (человек уже не мера всех вещей).

Все это не могло не влиять на реалистический тип художественного мышления, не могло не менять прежние стандарты и соотношение описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации, критерии правды жизни. Реализм XX в. отказался от копирования и зеркального повторения действительности, стал широко внедрять приемы опосредованного познания мира. На смену традиционной описательности пришли:

- аналитическое исследование (Т. Манн «Доктор Фаустус», «Волшебная гора»),

- ирония и подтекст (Э. Хемингуэй),

- гротеск, фантастическое и условное моделирование (М. Булгаков).

Реализм продуктивно использует модернистские приемы – «поток сознания», деформацию, суггестию и др. ранее недоступные приемы. Философия входит в литературу в новом качестве, как прием, глубоко проникая в ткань художественного произведения. Продуктивно развивается жанр притчи (Кафка, Камю, Экзюпери).

Меняется герой, человек предстает более усложненным, нередко непредсказуемым в своих поступках (Фолкнер, Пиранделло). Литература стремится проникнуть в сферу иррационального, в подсознание, исследует бессознательное и сферу инстинктов, по-новому трактует биологическое в человеке (Лоуренс, О’ Нил). Автор престает быть всевидящим и всеведущим демиургом, но не утрачивает своего первостепенного значения.

Меняется жанровая палитра романа в результате диффузии жанровых разновидностей: научно-фантастического, политического, детективного, семейного, авантюрного и т.д. Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному повлиял на жанр эпопеи и определил ее интерес к субъекту. В литературе XX в. широко используется термин «субъективная эпопея» в тех случаях, когда речь идет о романах, где в центре сюжетных линий и проблем находится индивидуальное сознание (термин «субъективная эпопея» впервые употребил Луначарский применительно к роману М. Пруста).

Внимание к коренным проблемам бытия, приоритет общечеловеческих ценностей в реализме XX в. продолжают линию, заявленную в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Франца, Б. Шоу. Продолжает существовать тенденция классического реализма, следующая канонам выработанным в прошлом веке - гуманизму и оптимистическому взгляду на историю и человека (Д. Голсуорси, С. Моэм, Г. Гауптман, С. Лагерлеф).

В XX в. сосуществуют 2 формы отражения действительности:

1) Условно-метафорические, фантастические формы;

2) Описательные, повторяющие мир зеркально.

Их не следует противопоставлять, т.к. на практике они нередко соседствуют. Жизнестойкость реализма в XX в. доказывается наличием в нем специфических ответвлений.

Социалистический реализм – художественный метод, возникший на волне революции 1917 г. Творческая основа – марксизм. В основе идеологии метода заложены тезисы об изображении действительности в ее революционном развитии, и о человеке, который формирует окружающие исторические обстоятельства.

Магический реализм – метод, сложившийся во 2-й половине XX в. Он объединяет латиноамериканский миф с современной техникой письма, в основе который заложены принципы реализма.

Реализм – живой, развивающийся метод. Реализм постоянно обогащается новыми формами, приемами, образами.

 

в) Литературный экзистенциализм.

Экзистенциализм необычно распространился благодаря французским писателям. Они перевели философские понятия на доступный всем язык художественной литературы. А. Камю писал: «Хотите философствовать – пишите романы».

Французский «литературный экзистенциализм» показывает, что экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения в мире, где «все дозволено» («Если Бога нет, то все дозволено» Ф.М. Достоевский «Записки из подполья»), и выбор соответствующего поведения. (см. лекцию по Камю)

 

г) Постмодернизм.

Постмодернизм (от англ. Postmodernism – буквально: то, что приходит после модернизма) – многозначный и подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений.

Зарождение постмодернизма датируется концом второй мировой войны, и начиная с начала 1980-х гг. осознается как общеэстетический феномен западной культуры.

Первоначально постмодернизм опирался на теорию и практику постструктурализма и деконструктивизма. Первые либеральные критики постмодернизма (Лиотар, Хассан, Джеймсон, Батлер и др.) пытались через эмоциональные представления выявить мировоззренческий комплекс художественного произведения.

Основными понятиями направления являются «мир как хаос», «мир как текст», «сознание как текст», интертекстуальность, дискретность, авторская маска, «кризис авторитетов», метарассказ, фрагментарность повествования.

Зародившись в русле постструктивизма, постмодернизм существенно расширил сферу применения. Постструктивизм ограничивается узкой сферой философско-литературных интересов. Постмодернизм претендует на выражение общей теории современного искусства вообще и специфического постмодернистского менталитета. Постмодернизм понимается как выражение духа времени во всех сферах человеческой деятельности: искусстве, философии, науке, экономике, политике.

Важным признаком постмодернистского мышления является феномен «поэтического мышления». Постмодернистские романы Фаулза, Дж. Барта, Х. Кортасара включают в себя не только описание событий и действующих лиц, но и пространные рассуждения о самом написании данного произведения. Введение в художественную ткань произведения теоретических блоков объясняется невозможностью в «новых условиях» писать «по-старому», т.е. в традиционной реалистической манере. Этот симбиоз художественного вымысла и литературоведческого теоретизирования продиктован необходимостью объяснения читателю непривычной формы повествования.

Металитературность – один из ключевых признаков постмодернизма. Постмодернизм склонен к цитированию и самоцитированию, иногда оперируя целыми блоками семантических цитат. Представитель «нового романа» А. Роб-Грийе называл постмодернистскую прозу «цитатной литературой». Причем в постмодернистском коллаже не происходит взаимовлияния, переплетения, синтезирования материала. Он переоценивается, как бы высвечивается со всех сторон для полной апробации.

Термин постмодернизм подчеркивает кризисный характер постмодернистского сознания. Этот кризис уходит корнями в рубеж 19-20 вв., когда был подорван авторитет позитивистского научного знания. Постмодернизм сознательно отвергает всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей литературной традицией. Искусство постмодернизм рассматривает как своеобразный художественный код, т.е. свод правил организации текста художественного произведения. Постмодернистская критика исследует различные способы повествовательной техники, призванной создать фрагментированный дискурс (фрагментарность повествования).

Постмодернизм обобщает опыт авангардистской литературы XX века и носит ярко антиреалистический характер. Умберто Эко считает неизбежным появление феномена постмодернизма. При любой смене культурных эпох происходит слом одной культурной парадигмы и возникновения на ее обломках другой. Так, например, особенно плодотворно в постмодернизме используются те формы и жанры, которые считались давно «отработанными» во времена преобладания реализма: готика, барокко, меннипеи, т.е. искусство переходных эпох. У. Эко подчеркивает, что нечто близкое постмодернистским настроениям можно наблюдать в разные переходные эпохи.

М. Брэбрери в 1979 г. писал: «Модернизм стал понятием историческим… Похоже, что мы вступили в новый период экспериментаторства, и реализм в романе после периода возрождения подвергается серьезному пересмотру. Начался новый эстетический период, и нам выдан удобный флаг, под которым можно пускаться в плавание. На этом флаге значится «Постмодернизм»».

В отличие от реализма постмодернизм даже не претендует на создание модели мира, т.к. постмодернисты выражают неуверенность в иерархии и содержании жизненных ценностей. Поэтому у писателя постмодерниста нет претензий на роль автора-демиурга, на логически развивающееся действие, на единство и связность хронотопа, на стабильность и психологическую однозначность героев. Постмодернистский текст вариативен, фрагментарен, многозначен. Ключевыми образами-знаками постмодернистской литературы становятся полисемантичные образы-символы: карнавал, лабиринт, сумасшедший дом.

В отличие от модернизма как трагичного искусства отчужденной индивидуума, постмодернизм это искусство трагикомическое, фарсовое, не только ироническое и пародийное, но и самоироническое и самопародийное. Радикальная ирония становится основой творческого подхода постмодернизма.

Постмодернизм нельзя рассматривать как некое синтезирующее искусство, как окончательный вариант современности, в нем превалирует ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, контуры которого неясны и не обещают ничего прочного и ясного. Это делает постмодернизм очень ярким выразителем «духа времени» конца XX столетия на стыке веков и тысячелетий.

 

Тема: Литература Англии. Взаимодействие писателей разных направлений. Модернизм и реализм.

 

Англия переживает серьезные перемены вследствие первой мировой войны, в 1929 г. Начинается экономический кризис. Основными литературными направлениями были: модернизм (начинает складываться в 20-е гг.) и реализм (продолжает и развивает традиции реализма XIX в.).

Вирджиния Вульф в 1919 г. в этюде «Современная литература» провела раздел между классическими писателями (к ним отнесла своих современников Г. Уэльса, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона) и современными (Д. Джойс, В. Вульф, Д.Г. Лоуренс). Вульф определила этот раздел оригинальным способом: «современные писатели фиксируют каждый атом в том порядке, как он возникает в нашем сознании. Давайте чертить узоры, какими бы сложными и несвязными они не казались, даже если они оставляют незначительный след».

Модернисты провозглашают искусство, которое зависело от 3 факторов:

1) Основой произведения объявлялся поэтический образ, т.е. некий фантом, возникающий в воображении художника. Это не реальная действительность, а плод фантазии.

2) Существенным формообразующим фактором является миф. Миф – это рассказ о вечных, повторяющихся категориях. Именно в начале 20-х гг. интерес к мифу становится всепоглощающим.

3) Новая техника изображения психологии личности, которая связана с открытием техники «потока сознания». «Поток сознания» основан на ассоциативных связях, в них нет логики, т.к. ассоциации не подвластны никаким закономерностям.

Принцип свободных ассоциаций, который лежит в основе «потока сознания» придуман не литературоведами, а психологами У. Джеймсом и З. Фрейдом. У. Джеймс в книге «Основы психологии» (в начале в виде статей с 1874 г.) пишет: «Сознание никогда не рисуется самому себе раздробленным на куски. В нем нет ничего, что могло бы связываться, - оно течет».

Я.Н. Засурский писал: «Герой литературного произведения превращается скорее в рупор потока бессознательного, чем в рупор потока сознания».

Техника «потока сознания» в чем-то близка «диалектике души» внутренних монологов Л.Н. Толстого. Но внутренний монолог основан на линейном течении времени и его смысл разгадать большого труда не составляет, т.к. основан на временных логических связях.

Важнейшей особенностью модернизма является синтез искусств. Современное искусство связано с поиском синтеза. Литература перестает быть искусством слова, на нее огромное влияние оказывают живопись и музыка. Музыка проникает в структуру литературы (нередко главы произведений будут названы музыкальными терминами – «Смерть героя» Р. Олдингтона).

Художник-модернист жаждет соединить несоединимое (Д. Джойс: «Я хочу выразить все во всем»).

Другая особенность модернизма – аналитическая тенденция, жажда расщепить, проникнуть внутрь. По мере развития искусства аналитическая тенденция становится превалирующей.

Вирджиния Вулф (1882-1941)

Происходила из семьи «высоколобых англичан», ее отец Лесли Стивен был философом и литературоведом. Жила в Блумсбери – элитном районе Лондона, где жили аристократы по происхождению и духу. В их доме постоянно собирались поэты, критики, художники. Ее друзьями были поэт Форстер, У. Джойс. Покончила жизнь самоубийством.

Вулф является представительницей психологической школы, была ярой противницей реализма. Своим учителем в области философии считала Анри Бергсона, основоположника философии интуитивизма.

Вулф легко уловила тенденцию современной литературы – поворот к субъективному миру отдельной личности. Все ее романы – это своеобразное путешествие вглубь личности, которую читатель может принять или не принять, но не имеет права что-то диктовать и навязывать.

Ключ к психологической прозе Вулф содержится в ее статье «Современная литература» (1919), в которой писательница призывает «описывать мельчайшие частицы, как они западают в сознание, в том порядке, в каком они западают… пытаться разобрать узор, которым все увиденное и случившееся запечатлевается в сознании, каким бы разорванным и бессвязным он нам не казался».

Задача художника, по мнению Вулф, – запечатлевать мимолетность, впечатление от явления, а не само явление (в живописи импрессионизм). Вулф спорила с реалистами, которые изучали общественные закономерности, искали типичное и общее. Призывала обратить внимание на то, что было принято считать малым – мир души. Все ее романы посвящены этой внутренней жизни, в ней писательница находит больше смысла, чем в социальных процессах. Два плана жизни – внешний и внутренний – монтируются и чередуются, создавая прихотливый узор чувств, переживаний, страданий. Он составляет сюжетный стержень повествования.

Главным предметом исследования в творчестве В. Вулф было человеческое сознание. В ее романах нет традиционного сюжета, характера, единства повествования. Пространство романов распадается на отдельные зарисовки внутреннего мира героев. Вулф пытается внедриться в поток сознания героев. Термин «поток сознания» был заимствован ею из работы психолога Джеймса «Принципы психологии». Тончайшие переживания, эмоции, воспоминания нанизываются на некий стержень и возникает нечто целое. Вулф наиболее привлекают женские судьбы. Как правило, ее героини – дамы из высшего света, досконально известного ей.

Ее перу принадлежат следующие романы:

«Путешествие во внешний мир» (1915)

«Комната Джейкоба» (1922)

«Миссис Дэллоуэй» (1925)

«На маяк» (1927)

«Волны» (1931)

«Годы» (1937)

«Между актами» (1941)

Рассмотрим наиболее значительные произведения.

«Миссис Дэллоуэй»

Главная героиня – Кларисса Дэллоуэй, светская дама, жена члена парламента, ведет замкнутый образ жизни. Действие романа охватывает один июньский день 1923 г. В этот день она хлопочет о приеме, на котором будет присутствовать Питер Уолш. В молодости он был влюблен в нее, но она предпочла выйти замуж за другого. После длительного отсутствия Уолш возвращается из Индии. Его приезд вызывает у героини поток воспоминаний, они окрашивают все, что она делает.

В романе описываются близкие Клариссы: муж, дочь, друзья семьи, подруги; улицы Лондона, суета по случаю кортежа королевы. Все эти мелочи, впечатления от них и есть жизнь, своеобразный фон душевных метаний героини.

Роман импрессионистичен, напоминает полотна Сислея и Писсаро. Критики называют романы В. Вулф «пейзажами души». Писательница не навязывает читателю свое видение и даже не подводит к придуманному ею решению. Она приглашает в мир души, чтобы сделать выводы из своих собственных наблюдений. Например, решить, как соотносится с судьбой Клариссы Дэллоуэй безумие Септимуса Смита, добровольца-фронтовика, выбросившегося в этот день из окна.

«На маяк»

Название романа выражает намерение посетить маяк на острове. Поездка долго откладывается из-за плохой погоды, и происходит только после войны, когда многих уже нет в живых, а оставшиеся надломлены войной.

Вулф не пишет ни о войне, ни о потерянном поколении. Ее внимание сосредоточено на доме профессора Ремзи, на взаимоотношениях между супругами и детьми. Душой дома была миссис Ремзи, заботливая мать восьмерых детей, мужественная женщина. Все окружающие находили в ней поддержку, она ко всем могла найти подход.

В романе описывается около 10 лет, композиционно они разделены на три периода. В первой части, самой обширной, описывается сентябрьский вечер за несколько лет до войны. Во второй части, самой короткой, описывается грозовая ночь, бушующее море, ливень, обрушившийся на дом у берегу моря. Третья часть, послевоенное время.

Дом пришел в запустение. Пру Ремзи умерла при родах, ее брат Эндрю погиб во Франции от взрыва гранаты. Картина упадка дома приобретает символическое обобщение: «Дом был брошен, дом был оставлен. Был как пустая мертвая раковина на песке, покрывающаяся соляной сыпью. Будто долгая ночь восцарилась… Сковороды заржавели и прогнили ковры. По комнатам ползали жабы. Праздно, бесцельно болталась шаль. Чертополох пробился между плитами в погребе. Ласточки свили гнезда в гостиной».

В финале романа дом возвращается к жизни. Миссис Ремзи согревает дом и после смерти. Другой женский образ романа – художница Лили Бриско. Ей 44 года, она так и не вышла замуж. Ей очень не хватает миссис Ремзи. Миссис Ремзи является воплощением альтруизма, она отдала всю свою независимость ради семейного уюта. Лили, напротив, стремилась утвердить себя в искусстве и ради него пожертвовала своим женским счастьем. Женским образам противостоит образ хозяина дома. Мистер Ремзи вносит разрушение во взаимопонимание между матерью и детьми, он нарушает покой Лили, требует от окружающих постоянного внимания к себе.

Каждый из романов Вулф показывает небольшую группу людей, но главное внимание уделено характеру главной героини. Это неординарные фигуры, по-своему несчастные в жизни, но внешне все выглядит благополучно. В каждом случае роман представляет собой блуждание по глубинам человеческого сознания. Причем, главный герой, его внутренний мир, его мысли показаны не глазами автора, а глазами других героев.

 

Джеймс Джойс (1882-1941)

Родился в семье ирландских интеллигентов. Молодость пришлась на 1900-е годы, когда ирландское революционное движение переживало упадок. Ирландцы чувствовали себя париями в британской колонии, всеми силами стремились сохранить свои национальные корни.

В 1904 г. Джойс уехал из Ирландии и никогда больше не возвращался. Джойс был вечным странником, где бы он не находился, он писал о Дублине. Он так и не сможет забыть Родину, но так и не вернется.

В 1908 г. выходит сборник стихотворений «Камерная музыка». Это небольшой сборник произведений, в котором Джойс пытается приобщиться к английскому языку. Джойс обладал уникальными лингвистическими способностями, они позволили ему сделать язык одним из героев своего творчества.

В 1914 г. выходит сборник рассказов «Дублинцы». Сборник отличается единством построения, место действия – Дублин. Интересный взгляд на обычный мир, лишенный героичности. Герои рассказов – люди разных возрастов («Эвелин» - молодая девушка, «Сестры» - пожилые сестры, горюющие о смерти брата-священника). Завершающий рассказ сборника «Мертвые», в нем нет мертвецов, у людей просто нет будущего, их жизнь не имеет никакого смысла. Главная забота в жизни – еда и пустые разговоры. В этом сборнике Джойс еще использует приемы критического реализма: описание, пейзажи, в них велика роль детали.

В 1916 г. выходит роман «Портрет художника в юности». По словам автора он навеян романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это своеобразный роман-воспитание, но главным героем становится не личность, а сознание человека.

Этим романом Джойс свел счеты с юностью, со своим иезуитским воспитанием. Главный герой – Стивен Дедал – очень близок Джойсу, он наивный ребенок, который восходит по тяжелому пути душевных исканий. Роман состоит из пяти частей, каждая часть представляет собой отдельный эпизод жизни Дедала. Он живет в убогой провинции Ирландии, их семья зажата в тисках церкви. Он и все жители деревни – нищие, вокруг много и занудно говорят об ирландской независимости, о революционной борьбе.

Из дома Стивен попадает в иезуитский колледж. Там обстановка ничуть не лучшее. Он бросается в грязный разврат, испытывая при этом глубокое чувство вины. Погрязший в грехе, Стивен случайно заходит в церковь и попадает на проповедь. Эта речь жжет Стивена как клеймо. Всю жизнь он будет метаться от духовной к плотской жизни.

Следующий момент в жизни – обучение в убогом, нищем университете. Стивен мечтает о духовной изысканности, а вокруг нищие студенты-крестьяне, которые озабочены низменными проблемами. Он изучает убогую ирландскую старину и тяготится этим. И в то же время он очень сильно любит свою родину. И опять в нем происходит напряженная внутренняя борьба. В это время у него умирает мать, она ревностная католичка. Стивен раздражен просьбой матери молиться на ее смертном одре, он отказывает ей в этом и ссорится с отцом. Он тяготится их нищей жизнью, младшими братьями и сестрами, забота о которых ложится на его плечи. Стивен мечтает о судьбе поэта и окончательно порывает с домом – уезжает за границу изучать европейскую культуру.

«Портрет художника в юности» - это вполне традиционный роман, ничем не выделяющийся из потока современных ему романов. Но Джойс уже в нем использует принцип психологической стенограммы, регистрирующей сменяющиеся впечатления в их временной последовательности. Пока еще Джойс не экспериментирует со временем.

Психологическая манера Джойса разрабатывалась под влиянием психолога Уильяма Джеймса и писателя Генри Джеймса, эта манера также характерна для В. Вулф. Манера письма Джойса резко отличается от манеры М. Пруста, несмотря на то, что их часто сравнивают и находят много общего. У Пруста ультрапсихологизм дан в чистом виде. Он исследователь закоулков сознания, он подходит к жизни со скальпелем в руках. Пруст стремится все понять, проанализировать. Джойс, напротив, художник, его психологизм осложнен конструктивистскими тенденциями. Для Джойса важны не связи и отношения, а образы. Джойс – «чистый художник, создатель искусственных предметов».

В романе «Портрет художника в юности» нет никаких размышлений от автора, есть чистое мышление образов. Джойс в отличие от Пруста строит лабиринты образов. «Портрет художника в юности» подготовил усложненный и изысканный психологизм романа «Улисс».

«Улисс» (1922) называют энциклопедией модернизма.

Написан роман довольно быстро, вызвал резкую реакцию. Впервые опубликован в 1922 г. в Париже, где Джойс жил в эмиграции. В Англии и Америке роман был запрещен за безнравственность вплоть до 1937 г., хотя фрагменты печатались в американских маленьких журналах задолго до парижского издания. Критика упрекала автора в натурализме, эротичности и святотатстве.

Вместе с тем, один из современников Джойса С. Цвейг называл его «Гомером наших дней». Он писал об «Улиссе»: «Эта книга – лунный камень, заброшенный в нашу литературу, великолепное, фантастическое, единственное в своем роде произведение, героический эксперимент архииндивидуалиста, эксцентричного гения».

В структуре романа Джойс решил реализовать формулу «все во всем». Эта же форма является основой и повествовательной манеры. «Улисс» содержит 18 эпизодов, аналогичных «Одиссее» Гомера, хотя порядок их следования не совпадает. Композиция романа трехчастна, подобно эпосу. Первая часть «Телемахида» состоит из трех эпизодов: 1) Телемах, 2) Нестор, 3) Протей.

 

Дэвид Герберт Лоуренс (1885-1930)

Лоуренс был четвертым ребенком в многодетной шахтерской семье. Его мать тяготилась судьбой жены шахтера, она пыталась приобщить малограмотного мужа к серьезному чтению и религиозности, но это только усилило его тягу к пьянству. Трое старших детей пошли по стопам отца, и мать сделала все, чтобы дать последнему ребенку Дэвиду хорошее образование. Между матерью и сыном были очень трогательные отношения, Лоуренс до конца жизни сохранил страстную любовь к матери. Несмотря на слабое здоровье, на открывшийся в 16 лет туберкулез, он много работал и оставил обширное наследие: книги стихов, 10 романов (наиболее известные из них, написанные до первой мировой войны: «Белый павлин» 1911, «Сыновья и любовники» 1913, «Радуга» 1915 и после: «Кенгуру» 1923, «Пернатые змеи» 1926, «Любовник леди Чаттерли» 1928), рассказы, пьесы, несколько томов литературоведческих исследований, эссе на тему морали и искусства, два тома мемуаров «Феникс 1», «Феникс 2».

«Сыновья и любовники» - автобиографический роман, повествует о жизни молодого одаренного художника на фоне быта шахтерской семьи. В этом романе с полной отчетливостью проступают элементы фрейдистского эдипова комплекса. – отношения младшего сына в семействе Морелов с матерью не лишены фрейдистски понятых эротических моментов.

Привязанность детей к родителям противоположного пола выражается, по мнению фрейдистов, не только в комплексе Эдипа, но и в комплексе Электры, которая подтолкнула своего брата Ореста к убийству матери. После Фрейда в зарубежной литературе стала популярна тема эротических взаимоотношений между отцом и дочерью (например, роман С. Фицджеральда «Ночь нежна»). Эта тема не является редкой в мировой литературе. Так, в «Тихом Доне» Шолохова юную Аксинью насилует ее отец. Но Шолохов не делает этот факт определяющим для дальнейшей жизни героини. У Фицджеральда теме инцеста и отношениям родителей и детей придается судьбоносное фрейдистское значение.

В романе «Сыновья и любовники» мать, миссис Морел, незаурядная личность, сильная женщина, которая не смогла создать счастливую семью. Она вносит разлад во взаимоотношения сына и его подруг. Любовь матери становится в тягость детям. Все – мать, возлюбленные Мириам, Клара – пытаются подчинить героя себе. Борьба трех женщин за Поля обрывается смертью матери.

В традиционный роман о семейных отношениях Лоуренс вносит новые акценты: интимные отношения между мужчинами и женщинами, гармония физического и духовного. Подлинная любовь, по Лоуренсу, основана на уважении личности партнера. Для этого романа характерен грубый язык, ненормированная лексика. Центральной идеей произведения стала мысль о том, что любовь – это величайшая трагедия и боль в жизни человека.

Лоуренс утверждает, что «половое влечение, инстинкт размножения - основной источник человеческой энергии». Он выступал с активной критикой войны. Затравленный официальной прессой Лоуренс в 1919 г. эмигрировал в Германию, на родину жены баронессы фон Рихтхофен (по одной из версий причиной эмиграции стали обвинения в шпионаже в пользу Германии), позже жил в США и Австралии.

В эмиграции он продолжает разрабатывать избранную проблематику. Секс означает для него «всю полноту отношений между мужчиной и женщиной». Самый «неприличный» по реакции английских критиков роман «Любовник леди Чаттерли», впервые был опубликован в США, в Англии спустя 30 лет.

В этом романе наиболее полно выражены взгляды Лоуренса на естественную мудрость человека и любовных отношений, губительное влияние социального неравенства и цивилизации. Сюжет романа ничем не отличается от стандартного бульварного чтива: адюльтер, связь жены дворянина, инвалида войны сэра Чарльза Клиффорда с его егерем Меллорсом. Но содержание романа затрагивает философскую проблему пагубного влияния цивилизации на человека.

И леди Чаттерли и лесничий Меллорс отгорожены от своего класса жаждой любви и одиночеством. Одиночество как главную болезнь XX века впервые почувствовали именно модернисты (Лоуренс, Джойс, Вулф). Любовь между Меллорсом и Конни органична и естественна. Это соединение духовного и физического влечения для того, чтобы спасти две души. Плотская любовь в интерпретации Лоуренса – это природное явление и противиться ему бессмысленно. Неспособный любить физически, сэр Клиффорд показан как воплощение эгоизма и честолюбия (хотя в конце романа он готов дать свое имя и воспитать чужого ребенка). Плачущий от злобы мужчина-мальчик смешон и жалок. Финал романа открыт – персонажи убегают от жизни в любовь.

У Лоуренса Конни и Меллорс становятся «красивыми зверями», он утверждает новый мир – естественный, здоровый духовно и физически. Перегруженность откровенно сексуальными сценами мешает читателю воспринять высокие идеалы автора, и роман воспринимается чуть ни как порнография. Поэтому Лоуренс оказался непонятым своими современниками и соотечественниками: в Лондоне была разгромлена выставка его картин, романы не издавались. Для многих он остался автором сексуальных романов и последователем фрейдизма. Но в то же время он художник могучего и разностороннего дарования, мыслитель, написавший о любовных отношениях не как о постыдных, а естественных и органичных.

Известность к нему пришла во второй половине XX века, он стал очень популярен на родине. Английская писательница Памела Хэнсфорд писала о шокирующем раскрепощении нового поколения англичан, открытого у Лоуренса: «Мы впервые глотнули воздуха сексуальной свободы». Свидетельства популярности Лоуренса можно найти в романе Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой».

В современной англо-американской критике по популярности Лоуренс может соперничать лишь с Джойсом, его творчеству посвящено огромное количество исследований.

 

Тема: Литература о первой мировой войне.

План:

1. Писатели-реалисты о войне.

а) Роман «Огонь» А. Барбюса

2. Литература «потерянного поколения»

а) Р. Олдингтон «Смерть героя»

б) Э. Хемингуэй «Прощай оружие»

в) Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Писатели-реалисты о войне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.