Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное программирование

Социальное проектирование

Социальное прогнозирование

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления

Субъективный фактор государственного управления

1 Государственный интерес: понятие, классификация, взаимосвязь с типом государства

Категория интереса в науке (лат.interest - иметь значение) является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру.

Интерес - побудительная сила человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье».

Интерес – это основа деятельности людей, всех их нравов и представлений.

В таблице 1 представлено взаимодействие интересов в различных сферах жизни общества.

 

Таблица 1 - Взаимодействие интересов в различных сферах жизни общества.

Интересы Экономическая жизнь Социальная жизнь Политическая жизнь Духовная жизнь
Экономические Производство, собственность, распределение, потребление Обмен, торговля Материальные средства контроля политической деятельности Материальные средства обеспечения духовной деятельности
Социальные Предприятия, локальные общности Классы, нации, этнические группы Ассоциации, профессиональные и общественные организации Система образования
Политические Контроль и стимулы хозяйственной деятельности Социальная политика Государственная власть, политические партии Идеология, средства массовой информации
Духовные Трудовая мораль, отношение к богатству, собственности, деньгам Традиции и инновации Ценностные ориентации политики Наука, искусство, религия, философия

 

Государственный интерес - термин, введенный Макиавелли и Ришелье для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно должно защищать, если этого требуют высшие государственные интересы. Подобная идея бытовала в теории и практике государственного управления вплоть до сер. 19 в. Это понятие используют для защиты государственной «реальной политики» от всякого рода философско-правовых и социально-этических утопий. Наиболее полное и последовательное осуществление эта идея находит в тоталитарных государствах. Идея государственного интереса несовместима с идеей правового государства.

В теории государства и права принято считать, что сущность государства заключается в том, чьим интересам оно служит. В зависимости от этого различают две стороны сущности: классовую (может быть, точнее было бы назвать — групповую, или коллективную) и общесоциальную. В разные периоды истории каждого конкретного государства эти две стороны сущности государства либо чередовались, либо действовали одновременно, только в разных соотношениях: на отдельных этапах акценты смещались то на обслуживание интересов каких-то привилегированных общественных групп, слоев или страт, то на сохранение целостности и обеспечение функционирования всего общества.

Таким образом, главный «интерес» государства как явления состоит в том, чтобы сохранить целостность общества и обеспечить функционирование общества.

Социальные интересы, с точки зрения их носителей, можно подразделить на индивидуальные (частные, личные), групповые (классовые, кастовые, институционные), национальные или этнические (в том числе родовые, племенные, тейповые), общественные, государственные.

Государственный интерес — это результирующая интересов нации, общества и его слоев/страт, а также индивидуальных интересов. Чем лучше, эффективнее государство отражает эти интересы, тем оно прочнее и стабильнее.

В научной литературе и в политической практике в качестве синонима термина «государственный интерес» часто используется термин «национальный интерес».

Потребность государства в недостающих ресурсах имеет своим следствием интерес в поставках сырья извне. Следовательно, интересы и потребности — это не одно и то же. Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей.

Часто бывает, что известны социальные потребности, но не ясно, что делать и как удовлетворить эти потребности, т.е. интересы не осознаны и не сформулированы, не выстроена система, иерархия интересов. Именно такая ситуация, похоже, имеет место в современной России как внутри страны, так и в ее взаимоотношениях с другими государствами.

Потребности определяются содержанием экономических отношений и потому могут изменяться. Соответственно корректируются и интересы.

Главная потребность общества заключается в объективной необходимости поддерживать условия жизнедеятельности его составных частей. Эта потребность была удовлетворена созданием государства, но на современном этапе ее невозможно удовлетворить без межгосударственного взаимодействия. Следовательно, сейчас объективный интерес практически любого государства состоит в том, чтобы участвовать в межгосударственном общении.

Фактическая степень включения в межгосударственное общение может быть разной и зависит от множества причин. Важно только, что существует взаимозависимость между потребностями государства и степенью участия в международных отношениях.

Все то, что удовлетворяет потребности, можно обозначить понятием «ценности». Многообразие мира выступает в качестве ценностей. Объект обладает ценностью, если к нему проявляют интерес. Существует исторически обусловленная иерархия ценностей: территориальная целостность, естественные права человека и т.д.

Одновременно существует иерархия ценностей для каждого цивилизационного типа государства, а также для каждого государства. Государства восточной и западной цивилизаций имеют разные системы ценностей: для западной цивилизации характерным является приоритет индивидуальных ценностей над общественными, материальных — над духовными, изменение социальной среды, а для восточной цивилизации — приоритет общественных ценностей над индивидуальными, духовных — над материальными, не столько изменение социальной среды, сколько самосовершенствование человека. Ценностные ориентации задают и соответствующие системы интересов.

Таким образом, соотношение понятий «интерес», «потребность», «ценность», «цель» иллюстрируется формулой: потребность может быть удовлетворена ценностью; государство ставит цель — овладеть ценностью и определяет в этом плане свои интересы. При этом сама «цель» тоже может быть «ценностью». Следовательно, можно сделать такой вывод: системе ценностей в принципе должна соответствовать система интересов.

Так как за каждым государством стоит совокупность самых разнообразных интересов, то вся сфера межгосударственного общения предстает как столкновение, поглощение, состыковка и переплетение интересов.

С точки зрения носителей того или иного интереса различаются:

— интересы государственные (одного государства);

— интересы групповые (нескольких государств, в том числе государств одного цивилизационного типа);

— интересы международного сообщества в целом (общечеловеческие).

Соответственно интересы государственные можно подразделить на:

— интересы внутреннего развития (внутренние);

— интересы государства как субъекта международных отношений (внешние).

С точки зрения предмета государственные интересы достаточно условно подразделяются на:

— экономические;

— политические;

— территориальные;

— правовые;

— интеллектуальные (духовные, социокультурные).

Можно различать также интересы тактические и стратегические; долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; нашедшие отражение в праве и не закрепленные в нем.

При этом следует принимать во внимание:

1) условность самой классификации;

2) возможность трансформации интересов из одного вида в другой;

3) существующие зачастую различия между объективным интересом и тем, как он понят, осознан, сформулирован и подается вовне;

4) одновременное присутствие многих видов интересов в каждой практической (даже очень узкой) сфере отношений.

У каждого государства выстраивается своя система ценностей — интересов. Как правило, у государств одного цивилизационного типа ценности-интересы во многом совпадают.

Однако у каждого цивилизационного типа государств имеется свой угол зрения на ценности, и соответственно интересы этих групп государств могут существенно отличаться. В настоящее время идет активная разработка цивилизационного подхода к проблемам государства и права. В рамках этих исследований называют, в частности, такие цивилизационные группы государств, как латиноамериканская, арабская, иранская и др. В более обобщенном виде выделяют западный и восточный тип цивилизации. Ценностной базой системы интересов государств западного цивилизационного типа является человек. Особенность западного менталитета — индивидуализм, защита частного интереса; экономической основой западного типа государства со времени его появления является частная собственность.

Ценностная база системы интересов государств восточного цивилизационного типа — это общество, государство. Особенность восточного менталитета — коллективизм, защита общего интереса; экономической основой восточного типа государства со времени его появления служила коллективная собственность (общественная, «огосударствленная», государственная собственность).

Для государственного управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. От того, что понимается под системой государственного управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением.

Прежде всего имеется в виду «взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления.

Последняя призвана обязательно охватывать:

а) организация и функционирование субъекта управления - управляющую систему;

б) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами;

в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.

Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно- объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова. В широком смысле: субъект управления (государство как управляющая подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению).

В такой системе субъект управления (государство) определяет государственно - властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, которое выступает диалектическим сочетанием закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей (организующе - регулирующих потенций) субъекта управления.

Здесь особая роль отводится закономерностям, потребностям и интересам общественной жизнедеятельностью. В узком смысле, как уже непосредственно реализуемое, практически осуществляемое управления, система субъектно - объектных зависимостей включает в себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления, а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования.

В данной схеме воздействия вычленяются из взаимодействий и берутся в сформированном виде; в общественной системе также выделяются только то ее стороны, проявления, которые подлежат государственно-управляющим воздействиям.

Государственное управление существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению.

Особенности управляющих воздействий:

Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для достижения конкретных целей.

Государство - многомерное явление, причем каждое его проявление имеет смысл, поскольку несет в себе что-то от его сущности.

Основные характеристики государства:

Форма общества. Оно повязано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической.

Территориальная организация людей, особым юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает институт гражданства.

Юридическая взаимосвязь между людьми посредством института гражданства.

Объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без гражданства, т.е. объективно выражает общие для всех, интегрированные потребности, интересы и целя жизнедеятельности своего сообщества людей. Общенациональную идею должно найти государство.

Через структуры и механизмы государства формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательствование и принуждение при его реализации.

Для реализации своих целей государству необходим аппарат осуществляющий свою деятельность на профессиональной основе. (Проблема аппарата и его иерархии).

Структура и механизм общественного самоуправления.

Выражает национальные интересы своего народа на международной арене.

Классификация государств:

1. По источнику и суверенному носителю властной силы:

- монархия; - аристократия (коллективное управление со стороны элиты с распределением власти по вертикали и по горизонтали); - демократия (построение государственной власти и государственного управления снизу вверх от народа, посредством формы прямого волеизъявления..

2.По форме правления, то есть по организации общегосударственной власти:

- парламентская республика; - президентская республика; - смешанная форма - полупрезидентская республика или - парламентарная монархия

В парламентской республике приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия).

В президентской республике законодательный орган и глава исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов.

3. По форме государственного устройства, т.е. по способу разделения государства на определенные части, с соответствующим разделением власти по управлению ими - унитарные и федеративные. Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти.

Федеративные - единое государство с обширной автономией его составных частей.

4. По политическому режиму:

- деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы) - способ реализации государственной воли - насилие, подавление, произвол, ограничение свободы и т.д.

- либеральный - государственная власть исходит прежде всего из прав и свобод человека и их осуществлению подчиняет свои возможности, власть обслуживает свободу.

- демократически-правовой - сущность состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках материального и процессуанального законодательства.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

Система экономических отношений - данная систем а соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

Научно-технический прогресс.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объективный характер государственного интереса | Социальный механизм формирования и реализации государственного управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.