Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы ориентировки




Формой ориентировки может быть краткий доклад по проблеме, сделанный организатором экспертизы, представителем заказчика или одним из специалистов-экспертов. Проведение доклада не требует под­готовки какой-либо информации в письменном виде, распространяемой среди экспертов, и потому наиболее просто в организационном плане. Однако ориентировка, проводимая в форме доклада, сопряжена со следующими негативными возможностями:

1) эксперты могут прослушать, забыть и т.п. основные положения доклада и подготовленные организаторами четкие формулировки цели, задач и др.;

2) эксперты не могут в ходе доклада всесторонне осмыслить задачу и предложить продуманные формулировки цели и способов работы;

3) в случае, если доклад делает представитель заказчика, он по не­опытности может вообще не обратить внимания на такие важные мо­менты, как формулировка цели, описание принципов работы и др. и увлечься второстепенными вопросами.

Ориентировка может быть проведена в форме обязательного озна­комления всех экспертов с печатными материалами по проблеме экс­пертизы. Для этого может быть использована специально подобранная сводка данных, копии статей, прогнозные данные и т.п.

При выполнении экспертизы прогнозного назначения целесообраз­но использовать информацию, получаемую путем экстраполяции тен­денций. Это позволит получить значения показателей оцениваемой продукции, достигаемые при сохранении существующих условий. Экс­пертам легче будет указать пределы сохранения тенденций, предвидеть качественные или скачкообразные количественные изменения показателей.

Для прогнозирования изменений в требованиях к качеству (напри­мер, к качеству предполагаемой к выпуску продукции, качеству произ­водственной и экологической обстановки и др.) целесообразно предста­вить в ориентирующей информации данные по соответствующему опы­ту развитых стран.

Недостатки указанной формы ориентировки следующие:

1) крайне трудно подобрать, обработать, представить в удобной для восприятия форме весь необходимый объем информации, имеющей отношение к проблеме экспертизы. Нет уверенности в том, что подоб­ранная информация нужна экспертам и будет ими использована. Нет возможности убедиться в полноте подобранной информации. Весьма возможно, что именно важные для оценивания источники не вошли в состав ориентирующей информации, что решающим образом отразится на работе экспертов;

2) при обработке разнохарактерной информации велика возмож­ность одностороннего, субъективного подбора данных, что также не­верно ориентирует экспертов. Если же представить информацию в не­обработанном виде (в виде простого набора копий документов), то из-за большого объема эксперты могут ее вообще проигнорировать.

В целом форма ориентировки, предполагающая передачу экспертам некоторой совокупности документов, так или иначе подобранных, ма­лоэффективна и чревата ошибками. Здесь можно рекомендовать вру­чать экспертам не сами документы, а их аннотированный список, чтобы эксперт мог выбрать необходимые лично ему документы. Этот вариант почти гарантирует ознакомление экспертов с отобранной информацией и значительно снижает объем работы организаторов,

Непосредственно спросить эксперта, какая именно ориентирующая информация ему нужна, нельзя. Некоторые эксперты не спросят ничего, и это значит, что они проигнорируют поступающие извне сведения. Другие же представят список редкой и специальной литературы, кото­рую организатор не сможет достать, что может послужить упрекам в невыполнении им своих обязанностей.

Формой ориентировки может быть выполнение экспертами опре­деленных домашних заданий, например, составление докладных запи­сок по проблеме экспертизы или же заполнение определенных анкет, в ходе которого эксперт вынужден обращаться к справочной информа­ции. Этот способ оптимален, но чреват тем, что некоторые эксперты из-за нежелания заниматься самоподготовкой откажутся от участия в экспертизе.

Итак, приступая к работе, организатор может столкнуться струд­ностями обеспечения глубокого знакомства экспертов, особенно высо­коквалифицированных, с материалами ориентировки. Радикальным средством, обеспечивающим эффективное ознакомление с ориентирую­щей информацией, если это возможно по общей обстановке, является проведение деловой игры.

В процессе деловой игры можно обеспечить освоение всеми экспер­тами необходимой ориентирующей информацией, причем в форме, не приводящей к значительной усталости экспертов.

Но подготовка деловой игры требует большой работы рабочей группы и занимает значительное время. Поэтому применять этот способ целесообразно в тех случаях, когда экспертизу данного назначения предстоит проводить неоднократно, например, при оценивании качест­ва систематически поступающих партий дорогостоящей продукции.

Ориентировку можно проводить с сообщением экспертам всей имеющейся информации по проблеме или же лишь ее части. При этом появляется возможность проверить в ходе экспертизы точность оценок экспертов путем сопоставления их с не сообщенными экспертам данны­ми. Иногда применяют такой прием: предоставляют экспертам заведо­мо неверную информацию с просьбой прокомментировать и откорректировать ее. Если при этом удается стимулировать эксперта на озна­комление с имеющейся «истинной» информацией, то цель ориентировки достигнута.

В фантастическом рассказе Р. Джоунса «Уровень шума» описан прием ориентировки, когда экспертам, поставленным перед необходи­мостью решения задачи, считавшейся неразрешимой (создание антигра­витационного устройства), были сообщены заведомо ложные сведения о том, что кем-то это устройство уже создано. Эксперты, в итоге работы нашли решение проблемы. Но мы не можем сказать, насколько реально такое развитие событий вне фантастических рассказов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.