Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проблемного обучения как источник образовательно-культурной среды

Технология инновационного типа предполагает специальное целеполагание в образовании, реализацию когнитивной таксоно­мии целей, осуществление ценностных характеристик образова­ния. Образовательно-культурная среда складывается на основе философии образования, методологического, содержательного и тех­нологического решения проблем «образование и личность», «об­разование и культура», «образование и общество». Гносеологиче­ские основы образования строятся с опорой на теории развития личности, цели профессиональной подготовки, различные дидак­тические конструкты, возрастные особенности обучения и подго­товленность учащихся. Технологии обучения реализуют образова­тельные цели в предметно-информационном, интегративном и деятельностном аспектах. Реализация образования базируется на личностно-ориентированных технологиях обучения и рефлексивном управлении учебным процессом.

Проблема технологического содержания современного педаго­гического процесса всегда была в поле зрения вузовского образо­вания. Однако долгое время в практике и теории наблюдалось от­чуждение этой задачи от культурологических задач образования. Аспект «культура и образование» заменялся аспектом «общество и образование», человек рассматривался исключительно в сфере совокупности социальных отношений, при этом упускались по­нимание личности как субъекта культуры, ее роль в развитии об­щества и культуры. Между тем социальная позиция человека, от­решенного от культурного наследия и собственных функций в развитии культуры, может привести к потере рефлексии и гума­нистической ориентации.

В современных условиях развития общества педагогическая тех­нология образования существенным образом определяет его куль­турологические функции, трансформирует содержание образова­ния и обусловливает динамику его развития, тем самым задает движение субъекта познавательной деятельности, преобразует его интеллектуальную активность в личностную культуру. Направле­ние этого эволюционного процесса составляет программу форми­рования образовательной культуры обучающихся, которая интег­рирует общеобразовательные блоки и педагогический инструмен­тарий, переводящий учебную информацию в познавательные дей­ствия.

Технологическая стратегия обучения предусматривает взаимо­действие между познающим субъектом и познаваемым объектом в форме механизмов генезиса интеллектуальных операций. При этом реализуется концепция активного усвоения учащимися основ наук и социального опыта, осуществляется личностно-ориентированное педагогическое управление учебной деятельностью, а также формируется объект-субъектная форма социокогнитивных отно­шений между педагогом и учащимися и между самими учащими­ся в процессе обучения.

Согласно теории интегральной индивидуальности субъектно-личностная позиция учащихся определяется качествами лично­сти, приобщенной к целевому назначению образовательного процесса, к самообразованию в учебной среде. Полагая, что индиви­дуальный процесс познания формируется на уровне личностного смысла, воспитания социальных и духовных ценностей, интел­лектуальных и нравственно-волевых качеств личности, создания моральных и образовательно-значимых установок, процесс обу­чения следует организовывать на основе индивидуальной адапта­ции к учебным возможностям учащихся и стимулирования их по­тенциальных сил.

Технология обучения порождает деятельностную опосредованность культуры личности. Культура выступает в этом процессе как индивидуальное выражение личности. Личность проявляется в ее активности, избирательности поведения и в стремлении к преоб­разовательной деятельности. Современные технологии создают условия для формирования личностной культуры учащихся в виде мира ценностей и самопреобразующей деятельности, ориентиро­ванной на приобретение знаний и творческое овладение функцио­нальным составом познавательной деятельности. Деятельностный подход к формированию личностной культуры связывает концеп­цию культуры с развитием личности.

Известно, что эволюция общества во многом определяется про­фессионально-педагогической культурой, ее преобразовательной функцией, а также функцией сохранения и трансляции. Иннова­ционные тенденции профессиональной культуры педагога выпол­няют роль прогрессивной перестройки общества посредством со­здания образовательно-культурной среды в учебных заведениях. Основными целевыми назначениями инновационных педагоги­ческих технологий являются их индивидуальная ориентация на учащихся, технологическая компетентность и направленность на познавательную деятельность, интеграцию общих и специальных умений.

Применение таких технологий связано с обеспечением ряда условий, среди которых существенное значение имеет содержа­тельное и структурное соотношение общеобразовательной и пред­метной информации, их гносеологических функций. Эта пробле­ма касается широкого круга вопросов реформирования профес­сионального образования, выбора приоритетов и стратегий, об­разовательных стандартов и учебных программ.

Технологии образования и обучения занимают особое место в трансляции культуры общества и развитии культуры человека. Они реализуют потенциальные возможности непосредственного влияния на развитие личности и эволюционную культуру обще­ства. Развитие общей и образовательной культуры педагога так­же неотделимы друг от друга, как развитие личности и обще­ства.

Технология профессионально-развивающего обучения, состав­ляющая психологические условия формирования личностной культуры, находится в глубоком взаимодействии с движением науч­ной информации, во многом определяет успешность образова­тельного процесса и технологии образования. Формирование про­фессиональной культуры в аксиологическом и технологическом направлениях — единый процесс. Учебная среда является факто­ром, влияющим на развитие культуры сознания и образователь­ной культуры обучающихся. Функции инновационных педагоги­ческих технологий состоят не только в передаче культурного на­следия — теоретических предметных знаний, но и в стимулирова­нии и развитии познавательных действий и формировании куль­туры управления учебной деятельностью. Сложившаяся в процес­се деятельности личностная культура учащихся отражает культуру учебного труда, определяет мотивацию самообразования и общую культуру личности.

Инновационные педагогические технологии характеризуются достаточно высоким уровнем педагогической эвристики при мо­делировании познавательных ситуаций, рассчитаны на индиви­дуальные пороги доступности и преодоления возникающих за­труднений. Принцип доступного уровня учебного материала имеет глубокое психологическое обоснование в плане стимулирования мотивационной направленности и активности учащихся. Напол­нение его содержанием происходит в процессе интеграции тео­ретического и деятельностного образования и достигается по­средством развивающих технологий обучения. В этой связи сле­дует сказать, что познавательные затруднения возникают по ходу развития познавательных действий. Важно определить механизм управления и регуляции этими действиями — схему коммуника­ций и информационное содержание между педагогом и учащи­мися, а также соотношение между предметом и познавательны­ми действиями.

Технологии развивающего обучения основываются на конст­руировании знаний, на мотивации и интенсификации общения учителя с учащимися. С помощью этих технологий обучения мож­но устранить серьезные препятствия в достижении цели, расши­рить границы доступности учебного материала и тем самым пре­доставить учащимся большую свободу действий, а следовательно, интенсифицировать их активность и самостоятельность, обеспе­чить прогресс в их когнитивном и культурном развитии.

Технологии, основанные на высоком теоретическом уровне учебного материала и деятельностном подходе к организации обу­чения, формируют теоретическое сознание и мышление, а так­же интеллектуальные способности, создают базис для практи­ческих действий. Обучение учащихся посредством инновацион­ных технологий создает естественную культурную среду образо­вательного процесса, в которой развитие личностного мышле­ния происходит в плане индивидуального генезиса культуры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология и теория обучения | Недоношенный ребенок и уход за ним
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.