Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные основы прохождения гражданской службы

 

Прохождение гражданской службы – важнейшая часть процесса ее организации и функционирования.

Прохождение гражданской службы связано с целым рядом служебных действий и процедур, которые обычно жестко регламентированы. В практике государственно-служебных отношений нередко допускается смешение понятий административный и должностной регламенты, что не вполне правильно. Административный регламент – это порядок взаимодействия государственного органа с гражданами и организациями либо государственных структур между собой. Он имеет по большей части внешний по отношению к должностному регламенту характер. В отличие от него должностной регламент обычно имеет более детальную процедуру прохождения гражданской службы и механизмы взаимодействия гражданского служащего с тем государственным органом либо лицом, замещающим государственную должность, функции которого призван обеспечить данный гражданский служащий.

Таким образом, согласно № 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Должностной регламент определяет должностные обязанности, права и другие условия профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой. Во исполнение указанного требования действующего законодательства о гражданской службе в Белгородской области типовой должностной регламент гражданского служащего утвержден распоряжением заместителя губернатора области – руководителя аппарата губернатора области от 1 июня 2005г. № 50 «Об утверждении типового должностного регламента государственного гражданского служащего Белгородской области».

Прохождение службы включает в себя назначение на Д, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной Д гражданской службы либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) профессиональный рост, обновление (ротацию) кадров, оценку соответствия гражданского служащего замещаемой Д (уровня его квалификации), а также освобождение от Д (увольнение с гражданской службы).

В гражданской службе России в настоящее время преобладают правовые нормы должностной и патронатной систем прохождения гражданской службы.

Должностная система означает, что в основе прохождения службы находится реестр должностей гражданской службы, в нем сформулированы условия для занятия каждой из них; ликвидация должности в большинстве случаев означает прекращение трудовых отношений со служащим.

Патронатная система предполагает, что предпочтение при назначении на должность и перемещении по службе отдается признакам личной преданности, знакомства, семейным, родственным и иным связям.

В современной гражданской службе России наметился переход к карьерной системе ее прохождения, которая обеспечивает путем участия во внутренних конкурсах продвижение по службе наиболее способным.

В современной гражданской службе сочетаются два вида продвижения по службе: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное продвижение означает переход гражданского служащего от одной служебной позиции к другой того же уровня. Социальный статус при этом не меняется. При вертикальном продвижении меняется уровень и социальный статус. В гражданской службе открытого типа каждый служащий может подниматься и опускаться по статусам, составляющим ее структуру, в зависимости от собственных усилий и способностей. Можно выделить два основных направления должностного роста гражданского служащего: продвижение по классным чинам и продвижение по должностям.

В закрытой гражданской службе каждая социальная позиция предписана с момента поступления на службу, отсутствуют четкие правила и гарантии должностного продвижения, вследствие чего социальный подъем или социальное падение не зависит от усилий и способностей служащих. Между социальными статусами, придаваемыми Д, группам и категориям гражданской службы, в этом случае существуют труднопреодолимые барьеры, которые затрудняют вертикальное и горизонтальное продвижение служащих.

Прохождение службы связано с системой правовых мер, определяющих порядок и основания приема на гражданскую службу, испытания, определения должностных полномочий, присвоения классных чинов, продвижения гражданских служащих по горизонтали и вертикали иерархии Д, а также порядок прекращения гражданской службы.

Принципы прохождения государственной службы отражены на рис. 20.

 

Рис. 20. Принципы прохождения государственной службы

 

Прохождение службы начинается с приема, что означает приобретение служащим особого статуса, т.е. прав и обязанностей, гарантий и ответственности, компенсаций и привилегий. Он осуществляется с помощью таких организационно-правовых форм, как конкурс, зачисление, контракт, испытание.

В соответствии с №79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещения гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Помимо № 79-ФЗ процедуры приема на гражданскую службу регламентируются Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее - № 112).

В Белгородской области конкурсная процедура регулируется также распоряжением губернатора области – руководителя аппарата губернатора области от 10 июня 2005г. № 55 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Белгородской области», которым утверждена методика проведения конкурса, и постановлением правительства области от 29 сентября 2006 г. № 202-пп «Об утверждении административного регламента проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Белгородской области», которым утвержден соответствующий административный регламент проведения конкурса на замещение вакантной Д гражданской службы области.

Условия востребованности конкурса практикой приведены на рис.21.

Гражданин поступает на гражданскую службу по результатам конкурса на основе акта (приказа) по государственному органу о назначении его на Д гражданской службы и служебного контракта.

Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

При издании акта государственного органа о назначении на Д гражданской службы и заключении служебного контракта соглашением сторон может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой Д гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Аттестация – юридическая обязанность гражданских служащих проходить в установленной организационно-правовой форме периодическую проверку их профессиональных и личностных качеств. Она призвана способствовать эффективности прохождения службы и проводится в целях опреде-

 

Рис. 21. Условия востребованности конкурса практикой

 

ления их соответствия замещаемым Д гражданской службы один раза в три года. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, выполнение обязательств и требований служебного поведения, отсутствие положений, несовместимых с прохождением гражданской службы, установленных № 79-ФЗ, результаты исполнения должностного регламента. Для поведения аттестации гражданских служащих всех групп актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Правовое регулирование аттестации на федеральном уровне, помимо № 79-ФЗ, осуществляется также Указом Президента РФ от 1 февраля 2005г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Указ № 110).

Цель, принципы, основные задачи и функции аттестации представлены на рис.22.

Условия эффективности аттестации отражены на схеме 5.

Порядок проведения аттестации приведен на схеме 6.

В соответствии с вышеуказанными нормативным правовым актами в Белгородской области процедура аттестации регламентируется также постановлением правительства области от 9 июня 2006г. № 136-пп «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Белгородской области», распоряжением губернатора области от 7 ноября 2006г. № 936-р «О проведении аттестации государственных гражданских служащих», распоряжением заместителя губернатора области – руководителя аппарата губернатора области от 6 июля 2005г. № 69 «Об утверждении состава и порядка работы аттестационной комиссии аппарата губернатора Белгородской области».

Средством обеспечения реализации принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих, закрепленного № 79-ФЗ, является квалификационный экзамен.

В соответствии с Указом № 111 квалификационный экзамен гражданского служащего проводится по мере необходимости при присвоении классного чина по замещаемой должности гражданской службы не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Ранее этого срока внеочередной

 

Рис.22 Цель, принципы, основные задачи и функции аттестации

Схема 5. Условия эффективности аттестации

 

Схема 6. Порядок проведения аттестации

 

квалификационный экзамен может проводиться по инициативе гражданского служащего не позднее чем через три месяца после подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы. Квалификационный экзамен гражданского служащего проводится в установленных формах в целях оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня).

В Белгородской области порядок сдачи квалификационного экзамена гражданскими служащими также регламентируется распоряжением заместителя губернатора области – руководителя аппарата губернатора области от 1 сентября 2005г. № 105 «О порядке проведения квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Белгородской области» и распоряжением заместителя губернатора области – руководителя аппарата губернатора области от 22 февраля 2006 г. № 15 «О проведении тестирования для сдачи квалификационного экзамена государственных гражданских служащих Белгородской области».

В случае поступления представителю нанимателя информации о совершении гражданским служащим дисциплинарного проступка либо об установленном факте совершения или подготовки им преступления по инициативе представителя нанимателя проводится служебная проверка.

Гражданский служащий имеет право на проведение служебной проверки по письменному заявлению для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Служебная проверка должна быть закончена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему можно применить только после проведения служебной проверки.

Одним из важных аспектов прохождения службы является ее прекращение, осуществляемое в форме увольнения. Оно олицетворяет установленные законом основания и порядок прекращения гражданским служащим государственно-служебных отношений. Инициатором увольнения может выступать либо государственный орган, либо сам служащий.

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный представительный орган гражданских служащих данного государственного органа (профсоюз) не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующей Д гражданской службы.

Прохождение службы требует четкой организации. Она воплощается в действиях гражданского служащего или мерах органов управления гражданской службой по обеспечению внутренней упорядоченности, согласованности, совершенствованию взаимосвязей между служащими и другими компонентами гражданской службы по поводу ее прохождения. В этом процессе вырабатываются организационные нормы, способы, процедуры, правила, стандарты, традиции, которые находят отражение в принципах организации, формах, методах проведения приема на гражданскую службу, испытания, исполнения служащими полномочий, передвижения по горизонтали и вертикали, а также прекращения служебных отношений.

Так, организация приема на государственную службу предполагает применение ряда методов изучения кандидатов, их оценки и отбора. Наиболее распространенными в настоящее время являются такие методы: биографический; анализ труда и результатов деятельности; наблюдение; беседа; сбор отзывов, характеристик; испытание на конкретных поручениях; групповая дискуссия; диагностика личных качеств; деловые игры; экспертный опрос, тестирование и др. Каждый из методов реализуется с помощью процедур, операций, которые в совокупности образуют соответствующую организационную технологию (схема 7):

 

 

Схема 7. Организационная технология оценки персонала государственной службы

 

Критерии оценки государственных служащих приведены на схеме 8.

Большого внимания требует организация собственно прохождения ГС - регулирования профессиональной деятельности, выдвижения на другие должности, участки работы. Этот процесс связан с применением принципов мотивации деятельности, профессионального развития, выдвижения на вышестоящие должности на основе реальных достижений и профессиональных качеств, ротации служащих и др.

Одним из важнейших условий организации эффективного продвижения по службе является наличие полноценного резерва кадров, сформированного на конкурсной основе. Кадровый резерв представляет собой реестр государственных служащих, обладающих необходимыми данными для дальнейшего должностного роста на различных должностях ГС. Кадровый резерв является средством реализации такого приоритетного направления формирования кадрового состава гражданской службы, как содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе.

№ 79-ФЗ устанавливает несколько видов кадрового резерва: федеральный, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ, кадровый резерв государственного органа субъекта РФ.

Совокупность всех видов кадровых резервов составляет Сводный кадровый резерв РФ для замещения вакантных Д ГГС РФ. Структура Сводного кадрового резерва отражает государственное устройство России и существующие виды государственной деятельности.


 

Схема 8. Критерии оценки государственных служащих

 

В соответствии с действующим законодательством о гражданской службе и в целях обеспечения эффективной работы с кадровым резервом в Белгородской области принято постановление губернатора области от 13 апреля 2006г. № 52 «О кадровом резерве на государственной гражданской службе Белгородской области».

Важной задачей органов управления является придание ГС привлекательного имиджа в глазах молодежи. Для привлечения и трудоустройства выпускников вузов области в органы государственной власти области постановлением правительства области от 28 июля 2006г. № 161-пп «Об Институте стажерства при правительстве области» введен указанный Институт, утверждено соответствующее положение о нем и положение о проведении конкурса «Кадровый потенциал государственных органов области».

Таким образом, совершенствование организации прохождения гражданской службы является одним из важнейших условий повышения эффективности государственного управления и укрепления государства в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликт интересов и индивидуальные служебные споры на гражданской службе | Вопросы для повторения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.