Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Учет материально-производственных запасов




1. Оценка материалов и расчеты их фактической себестоимости.

2. Документальное оформление поступления и отпуска материалов.

3. Синтетический учет материалов.

4. Учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР).

5. Инвентаризация.

Материалы - предметы, срок полезного использования которых менее 1 года, которые относятся к предметам труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации. Материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию. Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д.

На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17).

Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.

Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а). Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35. После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.

В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:

· по фактической стоимости приобретения (заготовления)

· по учетным ценам.

Вариант учета поступления материалов должен быть закреплен в учетной политике.

Учетные цены - цены, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство. Фактические цены - суммы, уплачиваемые в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги.

Первый вариант, как правило, используют организации, работающие с небольшой номенклатурой материалов. При этом все затраты по приобретению материалов отражаются на одноименном счете 10 "Материалы"

При втором способе обязательно применение счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", по дебету которого отражаются фактические затраты на приобретение (заготовление) материальных ценностей, а по кредиту - учетная стоимость поступивших в организацию и оприходованных запасов.

Разница между учетной и фактической стоимостью списывается со счета 15 на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы списываются (сторнируются - при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов. При реализации материалов разницы на счете 16 списываются в дебет 91-2. «Прочие расходы».

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение и давальческое сырье хранятся и учитываются отдельно на забалансовых счетах 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" и 003 "Материалы, принятые в переработку"

Материалы могут быть отпущены в производство, переданы в использование для собственных нужд, реализованы на сторону или ликвидированы в результате чрезвычайных обстоятельств. Отпуск материалов в производство оформляется лимитно-заборной картой (форма № М-8) если установлены нормы (лимиты) расхода материалов, или Требованием-накладной (форма № М-11), если нормы не установлены. При продаже или ином выбытии материалов оформляют Накладную на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). При отпуске запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из способов, который применяется по каждой группе (виду) материально - производственных запасов в течение отчетного года.

Аналитический учет материалов ведется в местах хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на каждое наименование и вид материалов.В карточках материально-ответственные лица отражают операции по поступлению и расходу материалов.

В бухгалтерии аналитический учет ведут одним из способов:

1. количественно-суммовой учет: записи в карточках учета производятся на основании документов, полученных со склада;

2. Оперативно-бухгалтерский учет: в бухгалтерии карточки не ведутся, для учета используют проверенные карточки, заполненные на складах;

3. Суммовой учет: учет ведется в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц только в суммовом выражении.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) входят в фактическую стоимость материалов. К ним относят все расходы, связанные с приобретением материалов, кроме цены покупки.

Способы оценки МПЗ при их выбытии: по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; способ ФИФO (по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов).

Инвентаризация начинается с того, что материально-ответственные лица предоставляют расписки о том, что все ценности оприходованы, а выбывшие - списаны, приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. Далее члены комиссии проверяют фактическое наличие материалов, результаты заносят в Инвентаризационную опись (форма № ИНВ-3). На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия составляет Сличительные ведомости инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае возможен зачет излишков и недостач по пересортице. По всем выявленным расхождения материально-ответственные лица предоставляют письменные объяснения.

Контрольные вопросы

1. Что входит в состав материально-производственных запасов?

2. Дайте классификацию материалов.

3. Перечислите основные задачи учета материалов.

4. Какие существуют виды оценок материалов для отражения их в текущем учете? В чем их различие?

5. Перечислите методы оценки материалов, используемые при отпуске их в производство. Дайте характеристику каждого метода.

6. Какие используются счета, если учет материалов ведется по учетным ценам? Дайте их характеристику.

7. Перечислить документы, используемые для отражения движения материальных ценностей.

8. Как отражаются операции по продаже материалов на счете бухгалтерского учета?

Литература

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. – М., 2011.

2. Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет. – М., 2011.

3. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет: [в схемах]. – М., 2011.

4. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. – М., 2011.

Лекция 5. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)

1. Задачи учета и классификация затрат.

2. Система счетов для учета затрат на производство.

3. Организация аналитического учета затрат.

4. Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости.

5. Учет потерь в производстве.

6. Учет и оценка незавершенного производства.

При осуществлении хозяйственной деятельности предприятие делает различные затраты. Основная их часть включается в себестоимость продукции, работ, услуг. Затраты - это явные (фактически произведенные) издержки организации. Расходы - уменьшение (фактическое использование) ресурсов или увеличение долговых обязательств организации. Затраты становятся расходами в момент их фактического использования в производстве. Расходы принимаются к учету в момент признания доходов (принцип начисления). Себестоимость - стоимостная оценка текущих затрат природных, трудовых и денежных ресурсов на производство и реализацию продукции.

Задачи учета затрат:

1. Своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт в учете.

2. Калькулирование фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей товарной продукции.

3. Оценка товаро-материальных запасов (незавершенного производства и готовой продукции.

4. Контроль за рациональным использованием всех видов ресурсов.

Классификация затрат по признакам:

1. По цели учета:

а) группировка затрат по экономически однородным элементам;

б) группировка по статьям калькуляции.

2. По отношению к производственному процессу:

а) основные, связанные непосредственно с производственным процессом;

б) накладные, связанные с процессами управления и обслуживания.

3. По способу включения в себестоимость:

а) прямые, которые можно рассчитать на единицу продукции;

б) косвенные, которые распределяются на единицу продукции специальными методами.

4. По времени отнесения на себестоимость затрат:

а) текущие (постоянные, постоянные);

б) единовременные (разовые) затраты.

Расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции (по обычным видам деятельности) группируются по элементам:

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Амортизация.

5. Прочие затраты.

Конкретный перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. По способу отнесения на себестоимость продукции все затраты организации делятся на прямые и косвенные. Для учета прямых затрат предназначен счет 20 "Основное производство", для учета косвенных - счета 25 "Общепроизводственные" и 26 "Общехозяйственные расходы". Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 "Основное производство" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда. С целью калькуляции себестоимости единицы продукции, прямые расходы необходимо распределять между видами продукции и учитывать на отдельных субсчетах к счету 20.

Вспомогательные производства - это энергетические хозяйства, обслуживающие производство видами энергии, транспортное хозяйство, обслуживающее производство и др. Расходы, связанные с деятельностью вспомогательных производств учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства". Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства. Они списываются на счет 23 с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда. Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства. Они списываются на счет 23 со счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Расходы по обслуживанию производства могут учитываться на счете 23 без предварительного накапливания на счете 25. Потери от брака списываются на счет 23 "Вспомогательные производства" с кредита счета 28 "Брак в производстве". Вспомогательное производство предназначено для выполнения работ для нужд основного (или обслуживающего) производства или для сторонних организаций.

К обслуживающим производствам относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, мастерские бытового обслуживания, подсобное сельское хозяйство, столовые и буфеты; детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и другие учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения, находящиеся на балансе организации.

Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью обслуживающего производства. Они списываются в дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Косвенные расходы связаны с управлением обслуживающим производством. Они списываются в дебет счета 29 со счетов 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Обслуживающие производства и хозяйства предназначены для выполнения работ для нужд основного производства, для непроизводственных нужд организации или для сторонних организаций.

Общепроизводственные расходы - это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основное, вспомогательное, обслуживающее). К ним относятся: расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. Общепроизводственные расходы отражаются по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Расходы, учтенные на собирательно-распределительном счете 25, в последний день истекшего месяца списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Порядок распределения организация устанавливает самостоятельно (например, пропорционально прямым затратам производства или величин зарплаты сотрудников производства). Установленный порядок распределения затрат закрепляется в учетной политике.

Общехозяйственные расходы - расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Общехозяйственные расходы отражаются по дебету собирательно-распределительного счета 26 "Общехозяйственные расходы" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями и др. Аналитический учет общехозяйственных расходов ведется в ведомостях учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (форма №15), которые составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц. Общехозяйственные расходы списываются в зависимости от способа формирования себестоимости.

1. Если готовая продукция учитывается по полной производственной себестоимости, то расходы, учтенные на счете 26, списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства, 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если вспомогательные и обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону). Порядок распределения общехозяйственных расходов на основное, вспомогательное и обслуживающее производство организация устанавливает самостоятельно в учетной политике.

2. Если используется сокращенная себестоимость, то расходы со счета 26 сразу списываются на субсчет 90-2 "Себестоимость продаж". Счета 25 и 26 в конце месяца закрываются и сальдо не имеют.

Организации, оказывающие услуги посреднического характера: агенты, брокеры, дилеры, комиссионеры на 26 счете указывают все свои расходы. Учет по счету 20 «Основное производство» не ведут.

К незавершенному производству относятся: продукция (работы), не прошедшая всех стадий технологического процесса и изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком. Объем незавершенного производства определяют путем инвентаризации или документальным методом.

Последовательность группировки и учета затрат на счетах.

1. В течение месяца элементы затрат отражаются по Д производственных счетов (10, 23, 25, 26) и К счетов, на которых учитываются эти затраты.

2. В конце месяца списываются расходы будущих периодов, относящиеся к отчетному Д20-К97.

3. Резервируются предстоящие расходы и платежи, делаются отчисления в создаваемые фонды Д20-К96.

4. Списываются суммы резервов, израсходованные в отчетном периоде. Д96-К 70,23, 60.

5. Суммируются, распределяются и списываются расходы по счетам 23, 25, 26.

6. Определяются потери от брака и включаются в себестоимость продукции Д20-К28.

7. Определяется себестоимость выпущенной продукции и стоимость незавершенного производства.

Методы учета затрат (калькулирования): нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой), стандарт-костинг, директ-костинг, система Just in time, ABC- костинг, ФСА, Target – костинг, Каisen – костинг.

Контрольные вопросы

1. Что такое себестоимость продукции (работ, услуг)?

2. Назовите признаки, по которым классифицируются затра­ты на производство.

3. Как группируются затраты на производство по экономиче­ским элементам и по статьям калькуляции?

4. Какое значение имеют эти группировки?

5. Какие расходы можно отнести к основным?

6. Какие расходы можно отнести к накладным?

7. Как оцениваются остатки незавершенного производства?

8. Как включаются в себестоимость продукции прямые рас­ходы?

9. Как включаются в себестоимость продукции косвенные рас­ходы?

10. Из каких этапов состоит общая схема учета затрат на произ­водство?

11. Как определяется фактическая производственная себестои­мость выпущенной из производства готовой продукции?

Литература

1. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет. – М., 2011.

2. Бдайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет. – М., 2011.

3. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учет: [в схемах]. – М., 2011.

4. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. – М., 2011.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.