Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 2. Введение в предмет «Методика преподавания специальных дисциплин» (1 час)

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ – это совокупность рациональных методов и приемов обучения и воспитания; специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.

Методика может быть:

1. Общей – в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам;

2. Частной – здесь имеют в виду способы обучения, применяемые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика обучения всегда целенаправленна. В ней надо видеть практическую и теоретическую стороны дела, понимать роль и значение каждой из них.

Методика преподавания может рассматриваться как наука, как практика и как искусство.

Как наука она занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью психолого-педагогических методов экспериментальных исследований предлагает новые методы преподавания. Объектами научных исследований могут быть учащиеся, преподаватели, содержание и объем учебных заданий, учебные программы. Методика преподавания как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика преподавания основывается на научных данных педагогики, психологии, физиологии, эргономики, эстетики, искусствоведения и других отраслей наук, тесно связанных с деятельностью человека.

(ПЕДАГОГИКА – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о явлениях душевной жизни, о закономерностях развития и функционирования психики.

ФИЗИОЛОГИЯ – наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

ЭРГОНОМИКА – наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

ЭСТЕТИКА – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ - теория искусств.

Как практика методика преподавания требует известных способностей и наклонностей, так как эта область педагогики является трудным, сложным и очень ответственным делом. Можно быть прекрасным художником, но плохим педагогом. Методика требует от педагога живого, эмоционального, творческого подхода к делу, не терпящего работы по трафарету.

 

Методика преподавания изобразительного искусства в свою очередь является искусством, искусством сложным, многогранным и очень ответственным. Преподавание требует от педагога творческого подхода к делу, вдохновения, интуиции.

Многие художники искренне убеждены, что для успешной педагогической работы никакой особой методической подготовки не нужно, главное — знать свой предмет. Если художник овладел вершинами своего искусства, то он и преподавать будет успешно. Однако жизнь и практика доказывают, что это не всегда так. Еще П. П. Чистяков писал: «Не в пику я это говорю, а в доказательство того, что не всякий, кто работает порядочно, может быть и учителем хорошим».

Помимо знания своего предмета, помимо опыта творческой работы для успешной педагогической деятельности необходимо еще знание основных дидактических принципов, правил и законов обучения и воспитания. Педагогический процесс требует также многолетней педагогической практики, а для этого преподавателю приходится затрачивать многие годы, а иногда и десятилетия. Кроме того, не всякий может это выдержать, и мы знаем, что большинство хороших художников бросает педагогическую деятельность, по сути дела, и не приближаясь к ней. Педагог без специальной подготовки часто бесплодно тратит свои силы, мучает себя и своих учеников.

Быстрое и прочное усвоение основ изобразительной грамоты обусловливается, прежде всего, правильным методическим подходом. Еще в XVII веке великий французский энциклопедист Дени Дидро говорил, что страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать, превзошла бы скоро все страны во всех искусствах.

Программа по методике преподавания специальных дисциплин рассчитана на 122 учебных часа и включает в себя шесть разделов:

1. Методика преподавания изобразительного искусства как наука.

2. История развития методики обучения изобразительному искусству.

3. Изобразительное искусство как учебный предмет в общеобразовательной и художественной школе.

4. Психолого-педагогические основы обучения изобразительному искусству.

5. Содержание обучения и основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства в художественной школе.

6. Организационные формы построения учебной деятельности по изобразительному искусству в школе.

 

Рекомендуемая литература:

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

2. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью. М.: Просвещение, 1997.

3. Кузин В.С. Психология. М.: Агар, 1999.

4. Ли Н.Г. Основы учебного академического искусства: Учебник. М.: изд-во «ЭКСМО», 2005.

5. Рисунок: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Под ред. А.М. Серова. М.: Просвещение, 1973

6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва, 2000.

7. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. М.: Просвещение, 1981.

8. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка. М.: Просвещение, 1982.

9. Шорохов Е.В. Композиция. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 1986

10. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». М.: «Высшая школа», 1989

 


1.

Раздел 2. История развития методики обучения изобразительному искусству.

1.1. История методов преподавания изобразительного искусства (зарубежные методы)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Занятие 3. Система обучения рисованию в древности. Приемы и методы обучения рисованию в Древнем Египте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.