Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опасности на транспорте и аварии на транспортных коммуникациях

КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ТЕХНОГЕННЫХ ОПАСНОСТЕЙ, ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Тема 4. Техногенные опасности и их последствия. Типология аварий на потенциально-опасных объектах

Занятие 1 Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Нынешнее состояние природной среды Украины оценивается как критическое. Т.е. её самообновление и самоочищение уже невозможно. Основными факторами, приведшими к кризису техногенно-экологической безопасности, являются:

Ø демографический взрыв;

Ø урбанизация;

Ø индустриализация и химизация народного хозяйства.

Почти 20% городского населения страны проживает в зонах, где предельно-допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ в воздухе превышает установленную норму в 15 раз.

Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая в ночь на 26 апреля 1986 года, с ее непредвиденными последствиями для настоящих и будущих поколений, стала серьёзной трагедией для украинского народа.

В мирное время могут возникнуть следующие ЧС техногенного характера:

Ø промышленные аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ);

Ø аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене;

Ø пожары и взрывы (рис. 4.1).

 

Рис. 4.1. ЧС техногенного характера

 

В зависимости от масштаба чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера классифицируются, как:

Ø аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но без человеческих жертв;

Ø катастрофы, при которых наблюдаются не только разрушения материальных ценностей, а и гибель людей.

Для характеристики последствий катастроф, независимо от их происхождения, используют следующие критерии:

Ø количество погибших во время катастрофы;

Ø количество раненых (погибших от ран, ставших инвалидами);

Ø индивидуальные или коллективные потрясения;

Ø возможные физические и психологические последствия;

Ø экономические последствия;

Ø материальный ущерб.

В зависимости от вида производства аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выбросом (разливом) СДЯВ, выбросом радиоактивных веществ и возникновением пожаров.

Техногенная среда считается закрытой - в помещениях или открытой - на улице.

На человека, находящегося в техногенной среде, воздействуют следующие факторы, подразделяющиеся на физические, химические, биологические и социальные. Они могут быть благоприятными, вредными и опасными.

Каждый из факторов, действующих в техногенной среде, имеет предельно допустимый уровень, при превышении которого возникает опасность для человека или вероятность возникновения чрезвычайной ситуации.

Физические факторы

Физические факторы оказывают на человека энергетическое воздействие. Они могут быть:

Ø метеорологическими (температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, газовый состав воздуха);

Ø бароакустическими (давление, шум, ультразвук, инфразвук);

Ø термическими (нагретые или охлажденные поверхности и предметы, открытый огонь, пожары);

Ø механическими (подвижные предметы или их элементы, вибрация, ускорение, удары);

Ø электрическими (электрический ток, статический электрический заряд, аномальная ионизация);

Ø электромагнитными (электрические и магнитные поля, лазерное, световое, ультрафиолетовое излучение, радиоволны, видимый свет);

Ø ионизационными (рентгеновское, α-, β-, γ- и нейтронное излучение).

Химические факторы

За период жизненного цикла человек постоянно сталкивается с большим количеством вредных веществ, способных вызвать различные виды заболеваний, нарушения здоровья и травмы, как в момент непосредственного контакта, так и по истечении какого-либо времени.

В настоящее время к наиболее вредным факторам относятся: пестициды (ядохимикаты), минеральные удобрения, тяжелые металлы, сильнодействующие ядовитые промышленные вещества, дымы (в частности табачный), строительные материалы и бытовая химия. Особую опасность представляют химические вещества, которые, в зависимости от их практического применения, подразделяются на:

Ø промышленные яды, использующиеся в производстве (растворители, красители) и являющиеся источниками опасности возникновения острых и хронических интоксикаций в случаях нарушения правил техники безопасности (например, ртуть, свинец, ароматические соединения и т.п.);

Ø ядохимикаты - использующиеся в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками и различными вредителями (гербициды, пестициды);

Ø лекарственные препараты;

Ø бытовые химические вещества - использующиеся как пищевые добавки, средства санитарии, личной гигиены и косметические средства;

Ø химическое оружие.

Токсичными (отравляющими) называются вещества, которые попадая в организм человека, вызывают заметные физиологические изменения его отдельных систем и органов и этим приводят к нарушению его нормальной жизнедеятельности.

Промышленная авария - это внезапное прекращение работы или нарушение установленного производственного процесса на объекте, приводящее к повреждению или уничтожению материальных ценностей, травмам или гибели людей.

Хотя все промышленные аварии абсолютно индивидуальны по причинам их возникновения, развитию событий и последствиям, однако им всем присущи наиболее типичные поражающие факторы, такие как:

Ø взрывы, приводящие к разрушению производственных зданий;

Ø сильные пожары;

Ø отравление людей жидкостями и газами;

Ø завали производственных зданий и сооружений;

Ø поражение людей электрическим током;

Ø затопление промышленных объектов вместе с людьми.

Авария способна привести к катастрофе с неоправданными последствиями и большими людскими потерями.

Основными причинами возникновения производственных аварий является:

Ø безответственное отношение проектировщиков к требованиям норм проектирования и руководителей предприятий к организации техники безопасности на производстве;

Ø низкий контроль руководителей состояния производства;

Ø нарушение строительных норм и правил во время строительства объектов и монтажа технических систем;

Ø нарушение технологии производства, также правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера преимущественно возникают на потенциально опасных объектах.

К потенциально опасным объектам относятся:

Ø химически опасные объекты;

Ø радиационно опасные объекты;

Ø взрыво- и пожароопасные объекты;

Ø гидродинамические объекты.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера классифицируются по следующим основным признакам:

Ø по масштабам последствий (объектовые, местные, региональные и общегосударственные);

Ø по отраслевым признакам (ЧС в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве, на заповедной территории, на объектах особого природоохранного значения, на водоемах, материальных объектах, объектах инфраструктуры, промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).

Внезапное разрушение зданий и сооружений

Этот тип аварий, как правило, возникает не сам по себе, а инициируется каким-либо побочным фактором. Например, большим скоплением людей, качеством строительных материалов и т.п.

В настоящее время в Украине эксплуатируется более 17000 мостов, расчетный срок службы которых не должен превышать 30-40 лет, но они эксплуатируются уже значительно дольше.

В основных отраслях промышленности эксплуатируется свыше 35 млн. тон несущих металлических и свыше 250 млн. м3 железобетонных конструкций, уровень физического износа которых довольно значителен.

Имеющийся жилищный фонд находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Почти 54 тыс. домов (5% жилищного фонда Украины) отнесено к категории старых и аварийных.

Аварии на электроэнергетических системах

Подобные аварии приводят к чрезвычайным ситуациям, как правило, в результате их вторичных последствий. Наиболее серьезные последствия аварий на электроэнергетических сетях возникают зимой, а также в отдаленных и труднодоступных районах. Состояние украинских электрических сетей из года в год ухудшается, что приводит к аварийным ситуациям в отдельных областях.

Аварии в системах жизнеобеспечения

Подобные аварии возникают преимущественно в населенных пунктах и промышленных предприятиях с большим количеством (сосредоточением, скоплением) людей.

Локализация повреждений на разрушенных сетях должна проводиться немедленно. Особенно серьёзные разрушения могут возникнуть при несвоевременном переключении бензопроводов, газопроводов и других систем топливоснабжения, также технологических трубопроводов.

Общая протяжность водопроводных сетей в Украине составляет приблизительно 180 тыс. км, из которых 33% в настоящее время находятся в аварийном состоянии и нуждаются в немедленной замене.

Чрезвычайные ситуации на транспорте могут возникать, на:

Ø автомобильных дорогах;

Ø железнодорожных станциях, колеях и переездах;

Ø портах, акваториях Черного и Азовского морей;

Ø трассах магистральных трубопроводов.

Основной причиной этих чрезвычайных ситуаций является нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств при перевозке грузов и пассажиров, причем, наиболее тяжелые последствия возникают при авариях пассажирских автобусов на автодорогах и железнодорожных переездах.

В результате анализа причин возникновения ЧС на транспорте установлено, что:

Ø нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств, Правил пилотирования и судоходства привели к авариям почти в 59% случаев;

Ø вследствие неудовлетворительного технического состояния транспортных средств и коммуникаций - 27%;

Ø вследствие противоправных действий лиц - 10%;

Ø в 4% случаев - вследствие нарушения требований безопасности во время эксплуатации транспортных средств и в результате неблагоприятных погодных условий.

Опасный груз – это вещества, материалы, изделия, отходы производственной и другой деятельности, которые вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов при перевозке, могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмам, отравлению людей и животных.

Опасные грузы подразделяются на 9 классов:

Ø класс 1 - взрывчатые вещества и изделия;

Ø класс 2 - газы;

Ø класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

Ø класс 4.1 - твердые легковоспламеняющиеся вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;

Ø класс 4.2 - вещества, способные к самовозгоранию;

Ø класс 4.3 - вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;

Ø класс 5.1 - окисляющие вещества;

Ø класс 5.2 - органические пероксиды;

Ø класс 6.1- токсичные вещества;

Ø класс 6.2 - инфекционные вещества;

Ø класс 7 - радиоактивные материалы;

Ø класс 8 - коррозионные вещества;

Ø класс 9 - прочие опасные вещества и изделия.

Аварии на железнодорожном транспорте могут быть вызваны столкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. При пожаре непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь, дым и ушибы о конструкции вагонов, способные привести к травмам или гибели людей.

Для снижения тяжести последствий возможной аварии, пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах.

В вагонах запрещается:

Ø провозить легковоспламеняющиеся, взрывоопасное и токсичное вещества;

Ø пользоваться электроприборами, кроме бритв;

Ø зажигать спички, свечи, курить и выбрасывать окурки в неустановленных местах;

Ø размещать чемоданы и другие вещи на верхних полках без соответствующего крепления.

Аварии в метрополитене, как правило, происходят на станциях, в туннелях, в вагонах метрополитена в результате столкновенья и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, выявления в вагонах и на станциях инородных тел, относящихся к категории взрывоопасных, самовоспламеняющихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы.

При чрезвычайной ситуации пассажиры оповещаются по громкоговорящей связи. Эвакуация со станции осуществляется эскалаторами или поездами.

Аварии на автомобильном транспорте. Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самых.

Одним из основных правил безопасности является неуклонное выполнение требований дорожных знаков. Если же, несмотря на предусмотренные меры, не удается избежать дорожно-транспортного происшествия, необходимо управлять автомобилем до последней возможности, и использовать все, дабы избежать удара со встречным автомобилем, то есть свернуть в кювет или кустарник. Если же столкновения избежать не удалось - перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрячь все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, сидящий на заднем сидении должен закрыть голову руками и лечь набок. Если рядом находится ребенок, необходимо его крепко прижать, накрыть собой и также упасть набок. Как правило, после удара двери заклинивает, и выбираться приходится через окно.

Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее необходимо через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и патрульно-постовую службу (ППС).

Аварии на морском и речном транспорте. При кораблекрушениии, по распоряжению капитана, спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: сначала дети и женщины, раненные и старики, а потом - мужчины. В шлюпки также загружается питьевая вода, лекарство, продовольствие, одеяла и т.п. Все плавсредства со спасаемыми людьми должны держаться вместе и, по возможность, плыть к берегу или маршруту следования пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство т.е. наблюдение за горизонтом и воздухом. Пищу и воду необходимо расходовать экономно.

Аварии на авиационном транспорте. Безопасность полета зависит не только от экипажа, но и от пассажиров. Пассажиры обязаны занять места согласно номеров, указанных в авиабилетах. Сесть в кресло так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги. Заняв свое место, пассажир должен выяснить, где расположены аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и прочее вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, в этом случае необходимо до взлёта узнать, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.

При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.

В случае пожара в салоне самолета пассажир защищает себя от огня, закрыв открытые места тела одеждой. Он должен, по возможности, меньше дышать воздухом, содержащим дым. При наличии кислородных масок - воспользоваться ею, а при отсутствии - смочить носовой платок и дышать через него быстро подвигаясь к выходу, пригнувшись. Покинув самолет, необходимо быстро оказать помощь потерпевшим и удалиться от самолета на безопасное расстояние.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Суммирующий электрический топливомер СБЭС-1447 | Дифракция света. Метод зон Френеля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.