Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия

Наука.

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека без усвоенных им основ научных знаний.

Наука влияет на все стороны жизни как общества в це­лом, так и отдельного человека. Достижения современной науки так или иначе применяются во всех сферах куль­туры. Наука обеспечивает технологический прогресс, со­здавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: го­сударство, обладающее развитой наукой и на основе это­го создающее передовые технологии, имеет больший вес в международном сообществе. В самом общем смысле наука – это духовная деятельность людей, направленная на производство знаний о мире с целью постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука – явление многогранное по своим основным признакам:

1. Наука— это систематизированные взгляды на окру­жающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о науч­ных взглядах, открытиях, теориях и т. п.);

2. Наука— это сфера человеческой деятельности, на­правленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Наука— это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреж­дений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и на­уки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в этом смысле).

4. Наука— это общность людей, постоянно выдвигаю­щих и проверяющих идеи, строящих и критикующих те­ории (в этом случае речь идет о некоем научном сообщес­тве).

Критерии научности знаний:

1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).

2. Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.

3. Нацеленность на восприятие сущности, первосте­пенных закономерностей объекта.

4. Системность. Упорядоченность знания по определен­ным признакам (система — совокупность взаимосвязан­ных элементов, которая представляет единое целое).

5. Проверяемость (верифицируемость). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логи­ки и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получа­емым знанием и выводимость одних знаний из других, ис­тинность которых уже доказана.

6. Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания сис­темы особых методов.

7. Занятия наукой требуют от человека особой подго­товки, тогда как при обыденном познании такая подго­товка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы де­ятельности.

Основные функции науки в обществе:

• познавательно-объяснительная (познание и объясне­ние устройства мира и законов мирового развития);

• мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного миро­воззрения);

• прогностическая (составление прогнозов о последс­твиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенден­циях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

- социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

- производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями).

Однако, наряду с достижениями, которые помогают человеку экономить время, сохранять здоровье, продлевать жизнь…, наука «наградила» человечество смертоносным оружием, ядовитыми материалами, разрушающими природу во имя технического прогресса.

Новые научные открытия и достижения еще не являются однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

 

Религия представляет собой значимое явление культур­ной жизни общества. Есть много определений религии, объединив которые можно получить исчерпывающую фор­мулировку. Религия – это система взглядов человека, связанная с верой в сверхъестественное с соответствующими культами и обрядами.

Религия охватывает:

1) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъстественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

2) действия, составляющие культ, в котором религиоз­ный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жер­твоприношение и т. п.;

3)нормы и правила поведения, которым должен следо­вать человек в своей повседневной жизни;

4)объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в на­роде — церковью, общиной, сектой и т. п.).

На протяжении всей истории человечества религиозные взгляды постепенно менялись. Можно выделить три основ­ных этапа этого процесса:

- ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание ду­хов),

- формирование национальных религий (особые пред­ставления, свойственные обычно одному народу)

- возник­новение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество).

В древние времена человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, населяя ее духами, божествами, незри­мыми силами.

К древнейшим формам религии относятся анимизм (одушевление сил и стихий природы),тотемизм (почитание зверей и птиц в качестве прародителей чело­веческого рода), шаманизм (вера в духов предков) и т. д. Древние славяне, к примеру, населяли духами весь окру­жающий их мир — дом, двор, поле, лес, водоем.

Многие народы верили, что когда-то их предки были животными или растениями. Эти животные (растения) становились предметом культа и получали название то­тем. Рисунки, танцы, праздники и обряды посвящались тотему. Существовали представления, что после смерти человек снова превратится в это животное или растение. Отзвуки веры в священных животных и растения особенно ярко проявляются в государственных символах (на гербах и флагах ряда населенных пунктов, областей и целых стран изображены орлы, львы, слоны, волки, медведи, розы, кедры, дубы и т. д.), в названиях и даже в фамили­ях людей.

Как и любое общественное явление, религия выпол­няет определенные социальные функции. Она помогает объяснять мир и определять место человека в нем, под­час восполняя существующие в науке пробелы. Ее ответы распространяются как на истоки появления всего живого (у каждой религии есть свои взгляды на начало мира, на­учное название которых — «космогония»), так и на окон­чание истории человечества. В нашей стране наука и ре­лигия долго считались непримиримыми соперниками. Однако, с течением времени стало ясно, что научные теории использу­ют точные формулы и цифры, опираются на лабораторные исследования, а религиозные утверждения используют об­разы и символы. И то и другое необходимо человеку и все­му человечеству.

Религиозные идеи, ценности, установки, культовая де­ятельность и религиозные организации выступают в каче­стве регуляторов поведения людей. Все священные книги содержат целую систему предписаний запретов.

Кроме того, религия служит средством общения верующих. Прежде всего, люди общаются с Богом и его служителями, кроме того, они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночества, имеют общие темы для бесед, на­ходятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой так не хватает человеку.

Особое место в религиозном мире современного челове­чества занимают мировые религии.

Отличительной чертой мировых религий является то, что их исповедуют люди разных национальностей. С появлением таких религий ук­репилось взаимодействие разных народов. К числу веду­щих мировых религий относятся:

Буддизм. Появился в Индии в VI веке до н.э. в знак про­теста против кастовой системы деления общества — допус­кал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений. По преданию, индийский принц Гаутама столкнулся с нищетой, болезнью, старостью и смертью, что заставило его бросить дом, семью, отказаться от почес­тей и власти. После долгих скитаний он достиг высших ис­тин и стал Просветленным (по-индийски — Буддой). Он-то и стал одновременно пророком и божеством новой религии.

Будда учил, что миром правят страдания, что их причина заключается в многочисленных страстях человека (они как бы привязывают его к миру и заставляют снова и снова перерождаться, а значит, и страдать), что можно отказать­ся от них и получить вечное блаженство (у буддистов это состояние полного покоя называется нирваной) и что су­ществует путь достижения нирваны. Буддизм предъявлял к жизни людей очень строгие требо­вания, превращавшиеся практически в отказ от всех жиз­ненных удовольствий. Культура поведения человека требо­вала от него соблюдения пяти строгих заповедей: не убей (причем требование относилось не только к человеку, но и ко всему живому миру, включая муравьев, мух, мошек и т. д.), не бери чужого (то есть требование довольствовать­ся своим), не лги, не пей хмельного, остерегайся смотреть на женщин (к молодой женщине относись как к дочери, к ровеснице — как к сестре, к старшей — как к матери). Конечно, обычный человек не в силах был все это выпол­нить и позже предписания были смягчены — осуждалось лишь сознательное убийство живого существа, а последняя заповедь заменена запретом на прелюбодеяние.

Священной книгой буддистов является Трипитака (в пе­реводе — «три корзины», так как первоначально тексты записывались в специальные сборники, получившие на­звание корзин или питак), а в качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса, и Колесо закона с восемью спицами. До сих пор в буддизме существу­ют различные направления, потому что не всем понрави­лось смягчение первоначальных требований. Как бы то ни было, буддизм является одной из трех мировых религий; большинство его последователей сейчас находится в Ки­тае, особенно в горных районах Тибета. В нашей стране есть народы, исповедующие буддизм — буряты, калмыки и тувинцы.

Христианство. Вторая по времени возникновения ми­ровая религия. В качестве Бога христиане признают Святую Троицу (единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Свя­того Духа), главным символом является крест (на кресте погиб Иисус Христос, искупляя грехи людей), основным принципом провозглашается любовь к ближнему («Возлю­би ближнего своего, как самого себя»), признаются запове­ди Ветхого Завета, почитаются различные Жития Святых. Большинство христиан признает семь главных таинств, составляющих основу внешнего почитания Бога: крещение (окунание или обрызгивание святой водой), миропомазание (смазывание тела крестящегося особым церковным мас­лом), причащение (вкушение особого хлеба и вина, симво­лизирующих тело и кровь Христа), исповедь (возможность покаяться перед священнослужителем в своих грехах), венчание (церковное освящение брака), священство (осо­бые обряды перед вступлением в сан священника) и собо­рование (исповедь умирающего человека).

Возникновение христианства связано с попыткой пре­одолеть этническую ограниченность иудаизма рамками ев­рейской нации. В своих проповедях Христос говорил о ра­венстве независимо от происхождения и принадлежности к определенному народу. Признавалась личная ответствен­ность человека за его дальнейшее спасение. В первые годы существования христианство было запрещено и многие его приверженцы подвергались гонениям и жестоким казням. Прошло более трехсот лет, прежде чем власти признали эту религию. В дальнейшем в христианстве появились раз­ные направления и течения. В настоящее время сущест­вуют три основные ветви христианства — православие, католичество и протестантизм.

Зарождение христианства стало началом современного летоисчисления — оно соответствует времени, которое, (по мнению христиан), прошло с момента рождения Иисуса Христа. Многие памятники мирового искусства отражают библейские образы и сюжеты, а кресты присутствуют на государственных флагах многих стран мира в частности, Швейцарии, Финляндии, Греции, Великобритании и др.

Ислам самая молодая по времени возникновения миро­вая религия. Его возникновение относят к началу VII века, а главным пророком считают Мухаммеда. Ислам возник среди племен Аравийской пустыни, а затем распространил­ся по всему миру. Мусульмане, сторонники ислама, верят в единого Бога — Аллаха и имеют одну священную кни­гу — Коран. Главным центром почитания является город Мекка в Саудовской Аравии (где бы ни был мусульманин во время молитвы он обращается лицом в сторону Мекки, а молиться надо не менее пяти раз в день).

Уже в начальный период существования мусульманской общины сложилось представление о пяти важнейших положениях вероучения, так называемых столпах, правилах, который обязан соблюдать каждый мусульманин:

1) Шахада - вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Муххамед есть посланник Аллаха;
2) Салят

пятикратное ежедневное совершение молитвы;
3) Закят - милостыня в пользу бедных;
4) Саум - пост в месяц рамадан;
5) Хаджж - паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни.
Ислам играет важную роль в современном мире. Его символы — зеленый цвет и полумесяц — обязательно присутствуют на знаменах арабских государств, а предпи­сания даже становятся главными законами (в ряде стран судопроизводство ведется по законам шариата — мусуль­манского права — и до сих пор используются старинные наказания — удары палкой, битие камнями и др.).

По отношению к разным религиозным взглядам все лю­ди делятся на атеистов, сектантов, представителей опре­деленной конфессии и нерелигиозных людей. В Советском Союзе атеизм признавался в качестве государственной по­литики и состоял в постоянной борьбе с любыми проявле­ниями набожности, суеверия, мистики. Была запрещена религиозная литература, а в учебных заведениях велись специальные предметы атеистической направленности. Сейчас в нашей стране провозглашена свобода вероис­поведания — каждый человек может исповедовать любые религиозные взгляды или не исповедовать их вообще, за­прещены любые преследования за веру. Однако, появи­лась другая опасность: свобода вероисповедания породила множество самых разных сект, вовлекающих в свои ря­ды любыми путями, использующих зачастую психическое воздействие. Лидеры этих сект под видом борьбы за про­стоту жизни требуют передачи в секту личного имущества, используют своих людей для давления на окружающих.

Мир религии очень сложен. Народы по-своему искали и ищут пути понимания жизни, ответы на главные вопро­сы существования человечества. Некоторые люди, а среди них есть и ученые, пытаются разделить все религиозные представления на более и менее правильные, самостоя­тельные и подчиненные, примитивные и сложные, вы­сшие и низшие. Опасен не только воинствующий атеизм, но и религиозный фанатизм, и сектанство. Человечество сильно своим многообразием и это утверждение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям религии, поли­тики и общества. Хороши все пути, которые ведут к миру и согласию между людьми.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время появления массовой культуры – середина XX века. Суть ее в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная | Мораль. Нравственная культура личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.