Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность административного права. Тема 1. Предмет, метод и система административного права

Тема 1. Предмет, метод и система административного права

Лекция №1 05.09.12

Административное право

1936 г. – выделение административного права из конституционного права

АП состоит из Общей части и особенной.

Особенная часть – практическое управление в отдельных отраслях и сферах.
Административное право – это право управления.

1. Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Сфера государственного управления.

http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/2.htm

http://www.be5.biz/pravo/akov/02.htm

Управление – воздействие субъекта на объект (систему объектов, объединенных по определенному признаку, а это взаимосвязь элементов и их составляющих)с целью упорядочения.

Зачем воздействовать и кто участвует?

Субъект – тот, кто воздействует, потому что он может себе это позволить.

Объекты – те, кто вынужден претерпеть воздействие

Без социума человек не жизнеспособен.

Управление:

1. Биологическое

2. Кибернетическое

3. Техническое (

4. Социальное (http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-3/2.htm)

Рассматривается социальное управление и его разновидности:

1. Государственное управление (осуществляется государством – системой органов и лиц, функционирующих в них)

2. Общественное управление (политические партии, общественные движения и организации, фонды)

3. Муниципальное управление (муниципии – самоуправляемые территории. Район – префект, как глава управы; муниципалитет как организация самоуправления; функция – поддержание инфраструктуры муниципального образования)

Функции – направления развития и деятельности государства.

Социальное управление имеет 3 подвида, в каждом участвуют субъекты и объекты.

Государственное управление – это юридическая категория, а это одна из форм государственной деятельности.

Общественное управление – юридическая категория, присущая общественным объединениям.

Муниципальное управление – юридическая категория, присущая муниципальным образованиям.

Власть в РФ осуществляет Президент, ГД и ФС, исполнительная власть – Правительство РФ и судебная система (ст. 11 Конституции РФ)

2. Исполнительная власть в системе разделения властей, ее основные признаки и функции.

http://www.be5.biz/pravo/a002/10.htm

http://www.coolreferat.com/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8

Ст. 110. Исполнительная власть осуществляется Правительством РФ.

Вопросы ведения исполнительной власти, по уровням:

1. Федерального уровня

2. Уровня субъектов федерации

3. В совместном ведении

Исполнительная власть есть власть организующая и распорядительная (это её сущность)

Организующая власть заключается в структуре исполнительной власти (по уровням ведения, по субъектам исполнительной власти)

4. Соотношение исполнительной власти и государственного управления

http://www.pravo.vuzlib.org/book_z902_page_9.html

Государственное управление – это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции РФ, государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам и иным федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Деятельность указанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственным управлением. После того, как юридически было закреплено разделение государственной власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – вместо термина «государственное управление» стали употреблять термин «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации часто называются органами, осуществляющими государственное управление. Хотя эти понятия весьма близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление» - шире понятия «исполнительная власть», т.к. некоторые управленческие функции выполняются и другими органами государственной власти наряду с их главными функциями. Так, органы судебной власти наряду с осуществлением правосудия – своей главной функцией – одновременно осуществляют при рассмотрении конкретных дел контроль за законностью актов органов исполнительной власти и внутреннее управление, выражающееся в руководстве деятельностью аппаратов судов и других судебных работников.

Характерные черты исполнительной власти:

  1. исполнительная власть самостоятельна и независима;

Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с ее законодательной и судебной ветвями.

Исполнительная власть самостоятельна в функционально-компетенционном смысле. Ее функции прямо определяются ее наименованием: практическая реализация законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

  1. является правоприменительной (организует исполнение требований закона) по своей сути;
  2. осуществляет управленческую и распорядительную деятельность;

Распорядительная деятельность – это деятельность по изданию подзаконных нормативных актов и их реализации.

  1. субъекты исполнительной власти – это органы власти, которые действуют от имени государства и от своего имени. Однако сама исполнительная власть, как и само государственное управление, - это не система соответствующих государственных органов, а осуществляемая ими деятельность определенной функциональной направленности, в рамках которой и возникают административно регулируемые общественные отношения.
  2. исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. Данное качество в равной мере характеризовало и государственное управление, ибо и оно функционально действовало как средство исполнительства, реализуясь в регулируемых административным правом управленческих отношениях.

Итак, исполнительная власть – это категория политико-правовая, а государственное управление – это организационно-правовая категория. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению государственное управление представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

Проблема. Соотнести государственное управление и исполнительную власть. Исполнительная власть – это политико-правовая категория. Отсюда проявление властности – это категория и правовая, и политическая. Государственное управление же – это организационно-правовая категория. Исполнительная власть реализуется только посредством государственного управления. Государственное управление шире по кругу субъектов.

«Власть – это воля и возможность её навязать», - Ш.Л. Монтескьё.

Воля – это исполнительная власть, навязывание – это государственное управление

Навязывание государственного управления в исполнительной власти осуществляется в социально-культурной, экономической и административно-политической сфере.

Сфера – круг правоотношений, нуждающихся в нормативном регулировании.

4. Административное право: понятие, функции, принципы.

http://www.webarhimed.ru/page-109.html

Функции, принципы системы АП

Функции:

1. Правоисполнительная

2. Правотворческая

3. Правоохранительная

4. Организационная

5. Регулятивная – это не прямое управление, а управление, осуществляемое при появлении определенных отношений (действует в определенной области)

Принципы АП:

1. Приоритет личности

2. Разделение властей

3. Федерализм

4. Принцип законности

5. Гласность (до определенного предела)

6. Принцип ответственности

 

5)Понятие и система субъектов административного права. Административная пра­во- и дееспособность.

http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/subekty-ap.html

 

6. Метод административного права (предписания, запреты, дозволения).

http://www.be5.biz/pravo/a001/02.htm

Метод права – способ воздействия права на предмет.

Метод АП. Метод выражается сначала в предписании, затем в запрещении, и только потом в дозволении.

Предписание, запрет и дозволение

Особенности метода АП: распорядительство – это метод распорядительного типа (есть субъект, объект и механизм воздействия), императивность (неравенство сторон),

 

7. Соотношение административного права с другими отраслями права.

http://en.coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D1%81_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0

7. Система административного права.

http://www.webarhimed.ru/page-109.html

Система АП:

1. Части (Общая и Особенная)

2. Институты права (институт государственной службы, институт административной ответственности)

3. Подинституты права (подинститут административного принуждения)

4. Нормы права (находятся в Общей части и Особенной части)

На отрасль воздействуют разные правовые институты.

Акт - волеизъявление

 

Ничтожные акты – те акты, которые не действуют и не вызывают юридических последствий.

Оспоримые акты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пересчет книг, созданных более ранними версиями Microsoft Excel | Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.