Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип независимости суда

Принципы правосудия

Взаимоотношения судебной власти и исполнительной власти.

14.10.11

 

Влияние правительства или исполнительной власти на судебную власть

1. Разработка, а в последствии и исполнение бюджета находится в руках правительства.

2. Правительство распоряжается объектами федеральной собственности. А федеральная собственность-это здания и сооружения, в которых расположены суды.

 

Влияние судебной власти на исполнительную.

1. Конституционный контроль, который конституционный суд осуществляет за актами правительства ст. 125 Конституции РФ.

2. Административный судебный контроль, который осуществляют общие суды и арбитражные суды за законностью актов органов исполнительной власти. Причём не только правительства, но и за федеральными органами исполнительной власти, т.е. Министерствами и Ведомствами.

 

Взаимоотношение судебной власти и органов юстиции(в певую очередь Минестерства Юстиции РФ)

К этому вопросу вернёмся!

 

Вот такова характеристика взаимоотношения судебной власти и других ветвей государственной власти

 

 

Ст. 120 Конституции РФ

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Различают независимость в институциональном и независимость в содержательном аспекте. Независимость в институциональном аспекте означает, что судебные учреждения, т.е. суды как органы, как институция, суды не при ком не состоят, суды отдельно обособленно, сами по себе. Поэтому суды не при правительстве, не при президенте, не при министерстве юстиций, суды как органы власти обособлены и представляют собой институционально самостоятельную систему. В этом отношении данная составляющая принцип независимости реализована: суды никуда не входят, ни к кому не примыкают, ни при ком не состоят, не являются частью каких либо других органов государственной власти. Они институционально не зависимы, они обособленны институционально. Дополнительной гарантией институциональной независимостью является:

ч.1 ст.118 Конституции РФ «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.» -Запрет осуществления судебной деятельности другими государственными органами. Правосудие осуществляется только судом. Таким образом суды обособленны и ни какой другой орган власти осуществлять правосудие не может. Эта функция монопольно принадлежит судам

ч.3 ст.118 Конституции РФ «Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.»- Устанавливает запрет на создание чрезвычайных судов. Он так же установлен пунктом пятым «Основных принципов независимости судебных органов» п. 5 ООН 1985г. -Запрет на создание чрезвычайных судов. Ибо чрезвычайный суд - это прямая угроза уничтожения независимого суда.

Второй аспект независимости- это независимость в содержательном значении. Независимость в содержательным смысле – это беспристрастность. Быть независимым и подчиняться только закону, означает быть беспристрастным ст. 120 Конституции РФ уже сказала, что суды беспристрастны. Но этого явно не достаточно. Ч.5 Ст. 5 ФЗ «О Судебной системе» и пункт 2.3.4 «Основных принципов...» - Устанавливают запрет государственным органам и каким бы то ни было ещё субъектам вмешиваться в осуществление судами правосудия. Этот запрет подкреплён уголовной ответственностью за оказания влияния на суд. Никто не имеет право влиять на суд, хотя и очень хочет, а если попытается то сядет в тюрьмы.

Далее независимость в содержательном аспекте распадается на объективную и субъективную беспристрастность. Или правильнее сказать: на механизмы объективной и субъективной беспристрастности. Объективная беспристрастность – это то, что зависит от закона, а субъективная – это то, что зависит от конкретного судьи. Сначала рассмотрим механизмы обеспеченья объективной беспристрастности. Что же может и должен делать закон, с тем что бы обеспечить независимость, т.е. беспристрастность судьи? Другими словами: что нужно сделать, что бы судьи подчинялись только закону?

Первый элемент. Формирование такого порядка отбора и назначения судьи, который не вызывал бы сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным или иным интересам и при этом исключал бы какую бы то ни было дискриминацию.

Каков же порядок отбора и назначения судей на должность?

ст.4 закона «О статусе судей»

· Гражданство РФ ч.1

· Юридическое образование п.1 ч.1

· Отсутствие судимости п.2 ч.1

· Полная дееспособность п.4 ч.1

· Отсутствие соответствующих заболеваний

· Минимальный возраст п. 4 ч. 2 25 лет для судьи суда первого звена и стаж работы 5 лет

 

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

1. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

ч.1 ст.5 устанавливает, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

8. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных в пункте 6 настоящей статьи документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

 

ч.8 ст.5 устанавливает, что квалификационная коллегия судей рассмотрев соответствующие материалы, принимает решение о рекомендации одного или нескольких, для занятия на должность судьи. Вот эта рекомендация-это и есть победа на конкурсе. Это и есть сущности конкурсного отбора. Участию в конкурсном отборе предшествует сдача квалификационного экзамена. Об этом говорит:

ч.3 ст.5 Гражданин, который отвечает предъявляемым требованиям, он вправе сдать квалификационный экзамен.

ч.4 ст.5 Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Гражданин отвечающий предъявляемым требованиям, собирает пакет документов, сдаёт квалификационный экзамен, который принимает у него экзаменационная комиссия, состоящая при квалификационной коллегии судей. Если он сдал его на положительную оценку, он участвует в конкурсе. Конкурс проводит квалификационная коллегия судей. И по результатам конкурса победить может не один, а несколько претендентов ч.8. ст.5: коллегия может рекомендовать на должность судьи не одного, а нескольких. Последний абзац ч. 8 устанавливает, что решение квалификационной коллегии, о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке. Положительное может быть обжаловано по мотиву нарушения порядка, а отрицательное может быть обжаловано как по мотиву нарушения порядка, так и по существу.

Состав квалификационной коллегии судей: 2/3 судей, 1/3 представители общественности, которые назначаются законодательными органами власти. И в каждой квалификационной коллегии судей есть по одному представителю президента.

ч.9 ст. 5 Кандидатуры победителей на конкурсе сообщаются председателю того суда, в котором открыта вакансия и в котором проводиться конкурс. И он может не согласиться с квалификационной коллегией и отклонить этих кандидатов, своего рода, наложить вето. Но это вето может быть преодолено 2/3 голосов членов квалификационной коллегии. И если квалификационная коллегия сломала это вето, то председатель соответствующего суда должен внести представление о назначение судьи на должность. Представление председатель суда вносит на имя председателя верховного суда и председателя высшего арбитражного суда соответственно. А те в свою очередь вносят представление Президенту РФ. Ибо ч.6 устанавливает, что всех судей, кроме судей высших судов, а высших суда у нас три: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный. Всех судей назначает Президент, а высших судей назначает Совет Федерации, но только по представлению Президента. Таким образом, подчеркнули в прошлый раз, что президент ключевой игрок в формировании кадрового корпуса, кадров судейских. И ч.2 ст.6 и далее устанавливает, что судьи назначаются президентом по представлению Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Как говорит эта статься в ч.5, президент рассматривает внесённые кандидатуры в течении двух месяцев. Но в реальности Президент рассматривает столько, сколько хочет. Президент в праве назначить и в праве отклонить. Если президент отклоняет, он не обязан мотивировать почему он отклоняет, Президент суверенен. Если квалификационная коллегия судей должна мотивировать почему она рекомендует или не рекомендует. И именно по тому что она должна мотивировать свою рекомендацию или отказ в ней. Её заключение может быть обжаловано в суд. То Президент назначая или не назначая, ничего никому не объясняет. Президент суверенен и в этом смысле обжаловать его отказ в назначении на должность судьи нельзя. Вот такая процедура назначения судьи на должность. Здесь мы уже отметили, что с одной стороны мы отметили, что она обеспечивает равный доступ к замещению судейских должностей(установлена конкурсная процедура), с другой стороны здесь уже появляется вот эта грозная фигура председателя суда- председателя начальника, председателя берущего или не берущего на работу.

 

Действующая Конституция закрепляет такие минимальные требования предъявляемые к судье, что у нас есть все основания назвать такую Конституцию аморальной. Ибо стать судьёй в возрасте 25 лет нельзя, потому что нет в первую очередь житейского опыта и нет той репутации, которую за пять лет не заработаешь.

 

Следующий элемент механизма объективной беспристрастности суда: Это формирование такого механизма приостановления и прекращение полномочий судьи, который бы его независимость и исключал бы возможность освобождения его от должности, кроме как по причине неспособности выполнять свои обязанности или за поведение делающее его несоответствующим занимаемой должности. Пункты 17-19, 11,12 основных принципов.

Ст.13 и ст. 14 «О статусе судей» Эти статьи посвящены приостановлению и прекращению полномочий Судьи. Основания могут быть разделены на две группы: дискредитирующие (порочащие) и не дискредитирующие(не порочащие)

Не дискредитирующее основания:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение судебной власти и президентской власти | Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.