Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды административно-правовых норм

Основные виды (по предмету регулирования):

– материальные – определяют содержание прав и обязанностей, ответственность, правовой режим у конкретных сторон в общественных отношениях, являются статичными нормами, устанавливают основы взаимодействия субъектов и объектов управления;

– процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей, прав и делятся в свою очередь на:

– административно-юрисдикционные, регулирующие рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, реализующие правоохранительный аспект отрасли;

– административно-процедурные, регулирующие процедуры, которые не связаны с разрешением спора (например, подготовка и проведение заседаний правительства).

По целевому назначению различают следующие нормы административного права:

– регулятивные (правила созидательной деятельности) – так называемая «активная администрация»;

– охранительные (защита административных отношений) – «пассивная администрация».

В зависимости от юридического содержания, или по методу воздействия на поведение субъектов, нормы административного права делятся на:

– обязывающие – предписывающие обязательное совершение конкретных действий;

– запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий;

– уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;

– дозволительные;

– поощрительные, стимулирующие;

– рекомендательные.

Наличие в составе административного права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих норм свидетельствует о его развитии и «демократизации».

В зависимости от субъекта нормы административного права делятся на (предел действия по кругу лиц):

– регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);

– закрепляющие административно-правовой статус служащих;

– закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;

– закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.

По юридической силе нормы административного права подразделяются на:

– основные – устанавливаются Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

– производные – устанавливаются подзаконными нормативными актами.

По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:

– общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.

– специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.

– исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По действию в пространстве (предел действия в пространстве) нормы административного права подразделяются на: федеральные, субъектов Федерации и местные.

По времени действия нормы административного права подразделяются на: срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных) и бессрочные.

Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:

– перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);

– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);

– с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы устраняющие или смягчающие ответственность).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура | Источники административного права. Реализация норм административного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.