Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением законодательства о труде и об охране труда




Тема 3. Административные правонарушения в области трудовых отношений.

Вопросы к теме:

1. Административные правонарушения, связанные с несоблюдением законодательства о труде и об охране труда.

2. Административные правонарушения, связанные с уклонением от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения.

3. Административные правонарушения, связанные с непредоставлением информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

4. Административные правонарушения, связанные с необоснованным отказом от заключения коллективного договора, соглашения.

5. Административные правонарушения, связанные с нарушением или невыполнением обязательств по коллективному договору, соглашению.

6. Административные правонарушения, связанные с уклонением от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.

7. Административные правонарушения, связанные с невыполнением соглашения.

8. Административные правонарушения, связанные с увольнением работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

9. Административные правонарушения, связанные с принуждением к участию или к отказу от участия в забастовке.

10. Административные правонарушения, связанные с сокрытием страхового случая.

Мы уже говорили, что установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относится к ведению Российской Федерации. В этой связи, поскольку правила и нормы, регулирующие трудовые отношения, установлены федеральными законами, в том числе ТК РФ[89], административные правонарушения в области трудовых отношений определены КоАП РФ.

В КоАП РФ имеются ряд статей (ст. ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.44), посвященных правонарушениям, посягающим на трудовые права граждан[90]. Деяния, сформулированные в диспозициях этих статей, не являются лишь нарушениями соответствующих требований ТК РФ, а связаны и с нарушениями положений Декларации Международной организации труда (МОТ) от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с последующими изменениями и дополнениями), Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (с последующими изменениями и дополнениями) и др.

Следует отметить, что ранее действовавший КоАП РСФСР также имел шесть аналогичных статей (ст. 41 – 415), однако в КоАП РФ отдельные правонарушения получили самостоятельное звучание или вообще установлены впервые. Например, теперь определена административная ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.32 и 5.33 КоАП РФ), за увольнение работника в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ), за сокрытие страхового случая на производстве при обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП РФ) и др.

Рассмотрим составы административных правонарушений, совершаемых в сфере трудовых отношений, детально.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране трудапредусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно ч. 1 этой статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Если же лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда, ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, оно дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет (ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом этого правонарушения является должностное лицо (работодатель или лицо, его представляющее)[91].

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, составляют должностные лица Федеральной инспекции труда[92] и подведомственных ей государственных инспекций труда. Конкретный перечень таких должностных лиц определен ст. 23.12 КоАП РФ и ст. 28.3 КоАП РФ, а также приказом Роструда[93].

Лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, являются те должностные лица, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства, которые наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать решения о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ это:

· главный государственный инспектор труда РФ, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда РФ; главный государственный инспектор РФ по охране труда; руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;

· руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Согласно п.16 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, также составляют должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в соответствии со штатным расписанием Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов определен вышеназванным приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. № 60.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ;

· государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда – заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители;

· начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах РФ.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности), это:

· руководитель Роструда – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда - заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

· начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители;

· руководители государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители по вопросам охраны труда;

· начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах РФ, их заместители;

· главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах РФ;

· государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.

Завершая анализ правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ, следует напомнить, что помимо административной ответственности Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за такие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, как, например: 1) нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или смерть человека (ст. 143 УК РФ); 2) необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (ст. 145 УК РФ); невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем – физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе повлекшая тяжкие последствия (ст. 1451 УК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.