Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правонарушения в области дорожного движения как причина аварийности на автомобильном транспорте




Процесс автомобилизации страны наряду с огромным значением для социально-экономического развития общества имеет и отрицательные стороны. Главная из них – аварийность на автомобильном транспорте. Ежегодно в России совершается более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП)[107], в которых погибают до 35 тыс. и получают различные увечья не менее 270 – 290 тыс. человек. Число ДТП, не подлежащих государственному статистическому учёту (в которых нет пострадавших участников дорожного движения) в несколько раз больше. Всего за 10 лет в ДТП погибли 320 тыс. человек. Практически 1/3 погибших в ДТП составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет). Около 20% пострадавших стали инвалидами.

По сравнению с европейскими странами аварийность в Российской Федерации характеризуется одним из самых высоких уровней риска гибели, а также высокой тяжестью последствий. Относительный показатель числа людей, пострадавших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств, в России в 3 – 5 раз выше, чем в европейских странах; относительный показатель количества погибших лиц на 100 тысяч населения, в 1,7 – 2 раза больше, чем в странах развитой автомобилизации; тяжесть последствий ДТП в среднем в 5 – 6 раз выше. Число погибших в ДТП на 10 тысяч попавших в аварию автомобилей у нас в 10 раз выше, чем в европейских странах, и в три раза выше, чем, например, в Южной Корее. Из каждых 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях людей в России погибает 15, тогда как в США и Германии – только 2, в Италии и Швейцарии – 3.

Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России колоссальный ущерб. Только прямой ущерб от ДТП ежегодно составляет 2,4 – 2,6% ВВП (порядка 325 млрд. руб., в том числе от гибели и ранения людей не менее 210 млрд. руб., хотя, потери человеческих жизней в полной мере оценить невозможно). При этом темп прироста экономического ущерба от ДТП составляет 5 – 7% в год. Косвенные же виды ущерба, связанные с ограниченной потерей трудоспособности и психологическими травмами лиц, попавших ДТП, а также рядом других факторов, вообще не учитываются.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения Правил дорожного движения[108]. За последние 10 лет в стране ежегодно официально наказывается от 45 до 50 – 52 миллионов таких нарушений, из которых 70 – 85% совершают водители транспортных средств. Как показывают исследования, нарушений Правил дорожного движения в действительности выявляется в 2 – 2,5 раза больше. Часть из них в силу ряда обстоятельств вообще остаётся без наказания, а во многих случаях участники дорожного движения «откупаются» неофициально. Реально можно говорить не менее чем о 70 – 85 млн. ежегодно выявленных нарушений Правил дорожного движения. К тому же следует учитывать их огромную латентность: выявляется не более 5 – 6% совершённых нарушений, а зачастую ещё меньше. По оценкам экспертов, число нарушений Правил дорожного движения достигает в России 1,2 – 1,7 млрд. в год.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, по существующей мировой закономерности, при парке автотранспорта, приближающегося к численности 280 – 300 автомобилей на 1000 жителей, отмечается обострение всех проблем, связанных с автомобилизацией, в том числе – резкое ухудшение обстановки с безопасностью дорожного движения. В настоящее время в России на 1000 жителей приходится порядка 250 автомобилей. По прогнозу к 2010 г. данный показатель достигнет значения 280 единиц. С точки зрения аварийности на автомобильном транспорте страна находится в критическом состоянии.

Уже отмечалось, что главные причины аварийности связаны с нарушениями Правил дорожного движения, от 70 до 85% наказаний за которые приходится на водителей и от 15 до 28% – на пешеходов. Причины нарушений Правил дорожного движения водителями в большинстве случаев связаны с сознательным пренебрежением ими Правил, низкой дисциплинированностью, большим числом ошибок в управлении транспортным средством. Многочисленные нарушения Правил дорожного движения со стороны водителей стало нормой. Так, например, если 12 – 15 лет назад нарушителей скоростного режима выявлялось порядка 7 миллионов в год, то в настоящее время эта цифра доходит до 15 – 17 миллионов.

Кроме того, в последние годы в России (как, кстати, за рубежом) в поведении водителей всё более и более явственно прослеживается повышенная агрессивность, что приводит к увеличению числа нарушений. По оценке европейских специалистов, если бы водители перестали совершать нарушения Правил дорожного движения, количество ДТП сократилось бы в 2 раза.

Из противоправных действий водителей на дорогах России, наиболее сильно влияющих на возникновение ДТП, следует отметить, прежде всего, превышение установленного ограничения скорости движения (по этой причине совершается каждое третье происшествие). А с учётом аварий, произошедших из-за несоответствия скорости транспортных средств конкретным условиям дорожного движения и нарушений правил обгона (что косвенно также связанно с увеличением скорости движения), общая доля «скоростных происшествий» достигает 50% среди всех ДТП. Серьёзными причинами аварийности являются также выезд транспортных средств на полосу встречного движения (по этой причине совершается до 20 – 23% происшествий, т.е. каждое четвёртое – пятое ДТП); управление транспортным средством в состоянии опьянения; управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления; технические неисправности транспортных средств и др.

В этой связи крайне важно не только, чтобы участники дорожного движения хорошо разбирались в Правилах дорожного движения, других нормативных актах, регулирующих процесс дорожного движения, в вопросах ответственности за нарушения в данной сфере, но и чтобы государственные органы создали эффективный механизм наказания участников дорожного движения, совершающих соответствующие проступки. Мощным рычагом в решении данной проблемы является грамотное применение в области дорожного движения мер административной ответственности.

За совершение правонарушений в области дорожного движения КоАП РФ предусмотрены такие виды административных наказаний, как предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством) и административный арест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.