КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие административной ответственности и виды административных взысканий
Характеристика административных правоотношений. Структура федеральных органов исполнительной власти
1. Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление», поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле государственное управление близко к понятию исполнительной власти. Предмет административного права:
Источники административного права:
Кодификация- пересмотр и сведение в единое систематизированное целое (например, в кодекс) законов страны по отдельным областям права.
Субъекты административного права: · Федеральные органы исполнительной власти; · Органы местного самоуправления; · Предприятия и учреждения (государственные и негосударственные); · Общественные объединения (организации); · Государственные служащие (должностные лица); · Физические лица. Принципы административного права: 1. Принцип подчинённости и соответствующей подотчётности нижестоящих органов управления вышестоящим. 2. Принцип участия населения в управлении. Граждане участвуют в управлении государством через свободные демократические выборы своих представителей в органы власти. 3. Принцип законности в управлении. Вся исполнительно- распорядительная деятельность административных органов власти должна осуществляться на основе закона и во имя исполнения закона. 4. Принцип федерализма проявляется во взаимоотношениях между центральными и региональными органами управления, которые должны работать в единой системе законодательства. 2. Характеристика административных правоотношений. Административное право охватывает своим регулированием широкие области государственной и общественной жизни. Это обусловило многообразие проявлений механизма исполнительной власти. В настоящее время административным правом регулируются следующие виды отношений: · Внутриаппаратные отношения, то есть система органов исполнительной власти, компетенция органов, должностных лиц, формы и методы работы, например, отношения внутри министерства.
· Отношения между органами исполнительной власти и гражданами, например, между водителем машины и инспектором ГИБДД. · Отношения между гражданами в сфере общественного порядка, например, между водителем и пешеходом, мелкое хулиганство и т.д. Особенности административно-правовых отношений. Для административно-правовых отношений характерно, что они носят властный характер. Это определяется тем, что управление всегда предполагает подчинение воли участников общественной жизни единой управляющей воле. Иначе говоря, в административных отношениях присутствует соподчиненность воль. Отсюда неравенство сторон, так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. Сторона, имеющая властные полномочия, имеет доминирующее положение по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий. По своей сути административные правоотношения являются организационными, то есть они направлены на организацию процесса исполнения законов. Ещё одна особенность административных правоотношений заключается в том, что споры между сторонами разрешаются во внесудебном порядке, то есть в рамках сферы государственного управления. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом. Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей. Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами: 1. Исполнение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт). 2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещённых действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).
3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя). 4. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкций к нарушителям). Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направлено их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность. 3. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий. Административная ответственность наступает при наличии административного проступка. Административный проступок – это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством (например, Кодексом об административных правонарушениях). Административная ответственность в РФ наступает для граждан, достигших 16 летнего возраста. За лиц в возрасте до 16 лет ответственность несут родители или опекуны правонарушителя. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Военнослужащие и сотрудники ОВД в ряде случаев за административный проступок несут дисциплинарную, а не административную ответственность. Например, если гражданин задержан в нетрезвом состоянии, к нему будет применено административное взыскание, а военнослужащий за аналогичный проступок может получить только дисциплинарное взыскание. В других случаях военнослужащие несут административную ответственность наряду с гражданскими лицами, например, за нарушение правил дорожного движения, таможенных правил и т.д.).
Административное право предусматривает такое понятие, как вина без вины. Например, руководитель автопредприятия несет административную ответственность, если водитель этого предприятия будет признан виновным в совершении дорожно-транспортного происшествия. Административная ответственность не может применяться: 1. при соблюдении пределов необходимой обороны; 2. при крайней необходимости (в данном случае лицо не несет административной ответственности, но не освобождается от материальной ответственности перед третьими лицами); 3. в случае состояния невменяемости лица в момент совершения правонарушения; 4. если правонарушение имело незначительные вредные последствия или вовсе не имело их (исключение составляют правила дорожного движения); 5. при передаче дела об административном правонарушении на рассмотрение общественным организациям (трудовым коллективам, собраниям граждан и т.д.). Административная ответственность иностранцев и лиц без гражданства наступает на общих основаниях, кроме случаев, когда правонарушитель пользуется дипломатической неприкосновенностью. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Законодательство об административных правонарушениях коллективных субъектов не кодифицировано. Давность привлечения к административной ответственности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. По некоторым случаям, указанным в КоАП, срок привлечения к административной ответственности – 1 год. Мерой ответственности за административное правонарушение является административное взыскание. Виды административных взысканий:
Исправительные работы и административный арест могут применяться только по решению суда. В административном праве предусмотрена также такая процедура, как административное задержание. Это не взыскание, и применяется оно лишь в целях выяснения личности задержанного. Обычно административному задержанию подвергаются лица, подозреваемые в совершении преступления или в силу обстоятельств замешанные в тех или иных противоправных деяниях. Срок административного задержания может длиться не более трёх часов либо до рассмотрения дела народным судьёй или начальником органа внутренних дел. Время административного задержания исчисляется с момента доставления правонарушителя в отделение милиции. Задержанию сопутствуют личный досмотр и досмотр вещей задержанного с обязательным составлением протокола в присутствии не менее двух понятых. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Однако в законодательстве ещё не решён вопрос о компетентности лиц, применяющих взыскание. Таким образом, административное право занимает особое место в системе права РФ. Оно приводит в действие государственный механизм, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами. Оно также закрепляет права личности, дает гражданам гарантии от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |