Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность человека в производственной среде

 

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения), называемые вредными и опасными факторами.

Опасные факторы – способны при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма.

Вредные факторы – отрицательно влияют на работоспособность или вызывают профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделятся на:

- химические, возникающие от действия токсических веществ;

- физические: шум, вибрация, климатические параметры, уровень освещенности;

- биологические, вызываемые патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, спорообразующей микрофлорой.

К вредным факторам относятся:

- физические (статические и динамические) перегрузки: подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, мышцы, суставы;

- физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);

- нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Различают следующие основные формы труда:

1. Труд, требующий значительной мышечной энергии. Применяется при отсутствии механизированных средств, энергозатраты 4000-6000 Ккал. Стимулирует развитие мышечной системы и обменные процессы, однако низко производителен.

2. Механизированный труд, энергозатраты 3000-4000 Ккал. Однообразие простых действий и дефицит информации для восприятия приводят к монотонности.

3. Автоматизированный труд, когда человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Необходима быстрота реакции, состояние готовности, недостатки: монотонность, высокий темп работы, нервное напряжение.

4. Конвейерный – разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполнения, как следствие, наступает преждевременная усталость, нервное истощение.

5. Управление производственными процессами и механизмами (умственный труд). Различают труд в сфере материального производства и творческий. Требует мобилизации памяти, внимания, активизации процессов мышления, энергозатраты 2000-2400 Ккал, характерна гипокинезия, высокое эмоциональное напряжение.

Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности. Его характеризует снижение производительности труда, ощущение усталости, нарушения в ЦНС.

При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды развивается переутомление – хроническое утомление, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Симптомы переутомления: нарушения нервно-психической сферы, головные боли, расстройства сна, ухудшение аппетита, раздражительность.

Профилактикой утомления является рациональная система чередования периодов работы и отдыха. Длительность перерывов должна соответствовать возрастным особенностям организма. В период отдыха происходит не только ликвидация утомления, но и потеря «врабатываемости» - повышения качества и количества выполняемой работы.

Методы снятия утомления:

- активный отдых,

- функциональная музыка,

- кабинеты релаксации, психологической разгрузки,

- аутогенные тренировки – комплекс взаимосвязанных приемов психи-ческой саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением.

Мероприятия по профилактике утомления:

a. Рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений в работе.

b. Соответствие производственных движений привычным движениям человека.

c. Механизация и автоматизация производства.

d. Санитарное благоустройство производственных помещений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие БЖ | Характеристика техногенных опасностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.