Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сфера функционирования и средства регулирования политических отношений

Учебные вопросы

Введение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

 

на тему: Политические отношения и политический процесс __________________________________________________________________

(полное наименование темы лекции)

Дисциплина:________________политология____________________________

(наименование дисциплины)

 

Автор: Т.В.Мусиенко, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, доктор политических наук__________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность, уч. степень, уч. звание)

 

 

Санкт-Петербург

 

Аристотель определял человека как zwo politikos (животное политическое), поскольку тот обречен жить в коллективе. Действительно, общественные науки принуждены признать, что в основе человеческого общества лежат некие законы кооперации, которые толкают людей друг к другу и заставляют их объединяться. Животный мир тоже устроен таким образом, что особи одного вида инстинктивно сбиваются в стаи. Это касается и простейших организмов. Т.е., эти законы кооперации одинаковы. Однако, очевидно, что особи, вступающие в кооперацию совершенно различны, так что кооперируются на почве не одинаковых способностей и свойств.

Но законы кооперации едины для всех и они основаны на кооперации чувств, представлений и желании субъектов политического процесса – то, что и составляет наш психологический мир.

Очевидно, что чувства, представления и желания могут быть разными. Но всякая кооперация предполагает, что эти чувства, представления и желания имеют некоторую направляющую силу – т.е. власть. Очевидно также, что власть порождается теми же самыми чувствами, представлениями и желаниями, т.е. возникает одновременно с самим общественным и политическим процессом. Будучи направляющей силой, власть порождается не одной волей (желаниями), но, как показывает история, не может существовать без представлений и чувств (имидж власти и восприятие власти).

 

 

1. Понятие, сфера функционирования и средства регулирования политических отношений.

2. Сущность, структура и типологизация политического процесса.

3. Типология, функции, динамика и управление политическим конфликтом.

 

Политические отношения – вся совокупность общественно политических отношений, складывающихся в процессе осуществления власти, как «по вертикали» (высшие/низшие органы власти), так и «по горизонтали» (между политическими партиями, партиями и государством, социальными слоями, нациями и т.п.).

Очевидно также, что власть порождается теми же самыми чувствами, представлениями и желаниями, т.е. возникает одновременно с самим общественным процессом. Будучи направляющей силой, власть порождается не одной волей (желаниями), но, как показывает история, не может существовать без представлений и чувств (имидж власти и восприятие власти).

История убедительно доказывает неизбежность власти, потому что неизвестно человеческих обществ без какой-либо власти и принуждения. Однако не все одинаково оценивают этот факт с нравственной стороны. Нередко власть и принуждение воспринимаются как неизбежное зло. Власти противопоставляют свободу как благодетельное состояние.

Следует заметить, что если бы человек не был самостоятельной личностью, то он не был бы способен ни к состоянию власти, ни к состоянию свободы. Что есть свобода? Это состояние независимости от данных окружающих нас условий, от внешних сил. При отсутствии самостоятельности, основанной не некоторой внутренней силе, это не возможно. При власти же человек подчиняет себя этим внешним силам. В реальности человек постоянно находится то в состоянии свободы, то в состоянии подчинения власти, т.к. постоянно то подчиняет себя окружающим условиям, то ведет себя самостоятельно (вышли из дома – выбираем вид транспорта; когда выбрали – подчиняемся правилам движения в транспорте – билеты и проч.).

При этом состояние абсолютной свободы ест внешне бездеятельное, т.к. в этом состоянии человек не подчиняется никому сам и никого не подчиняет себе. Конечно, это состояние как бы идеальное, но с общественной точки зрения не активное. Если бы все общество состояло из таких самоудовлетворенных личностей, оно перестало бы быть обществом – кооперацией, т.к. они перестали бы взаимодействовать. Это состояние блаженных духов, но не состояние гражданское, состояние zwo politikos.

Гражданское состояние, напротив, заключается в постоянной борьбе разных форм, грубых или утонченных, в которой возможно только два состояния: власть или подчинение.

Не стоит думать, что подчинение обязательно означает насилие. Как пишет К.П.Победоносцев, в сложной натуре человека есть в том числе несомненно искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться (пример: женщина ищет мужчину). Кстати, Л.А.Тихомиров называет эту черту «женственностью»). Она не есть выражение слабости, это скорее поэтическое выражение идеала, которым нельзя владеть, а которому можно только подчиняться, как высшему началу. Эта черта, особенно яркая у женщин, выражает однако целую серию общечеловеческих добродетелей: смирения, скромности, стремления к идеалу. Точно также стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также и грубой необузданностью натуры, тщеславием и т.д.

Таким образом, стремление к власти – сила, которая соединяет людей в общество. Стремление к независимости – сила, которая разобщает людей, хотя без свободы в обществе не будет больших личностей.

Когда жители Древней Руси призывали Рюрика на княжение, согласно летописи, главной причиной, которую они назвали, было отсутствие порядка: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Таким образом, главной задачей власти является создание и поддержание порядка.

Порядок нужен для любого процесса, иначе таковой разрушается и заменяется хаотическим смешением элементов. В физическом мире этот порядок достигается нерушимым господством т.н. законов природы. Здесь невозможно говорить о наличии свободу у составляющих мир элементов и это очевидно.

В социальных явлениях такой идеальный порядок невозможен, поскольку каждая личность обладает способностью хотения – волей, которую предусмотреть нереально. Поэтому, если бы эти хотения не были поставлены в некие рамки – т.е. обязательные для всех нормы, общественная жизнь была бы невозможна. Как бы ни был такой порядок несправедлив и жесток, к нему можно приспособиться, потому что по крайней мере известно, что те или иные нелепости возведены в систему и существуют твердо. Тогда их, по крайней мере, можно стараться избегать. Люди, благодаря богатству своих внутренних сил, могут жить и развиваться даже при самых ужасных условиях, если только они возведены в ясный и определенный порядок (пример с социалистическим обществом).

В истории есть очень мало примеров анархии, и в них человечество становится жертвой таких бедствий, что готово подчиниться скорее какой угодно жестокой и несправедливой власти, лишь бы ее господство дало порядок.

Итак, порядок – первая потребность человека в обществе. Для его осуществления нужна власть, способная к принуждению, чтобы произвольные личные хотения подчинить установленным нормам. Следовательно, власть необходима.

Первоначально власть формируется на уровне семьи, рода, общины. Нормы отношения закрепляются обычаями и традициями. Но, как гласит пословица: «Что город – то норов, что деревня – то обычай». В каждом маленьком центре человеческой организации возникает слишком субъективный порядок, непонятный для всех чужих и даже противоречащий их привычному поведению. Так возникает стремление к более широким, всеобъемлющим нормам порядка – т.е. зарождается государственная идея.

Государственная идея направлена на то, чтобы выработать такой порядок, который был бы приспособлен ко всем отношениям, вместе взятым, т.е. к человеку вообще. Такому всеобъемлющему порядку соответствует только одна власть – власть верховная, т.е. власть, которые стоит выше всех специальных интересов.

Цель этой верховной власти – правда и проистекающая из нее справедливость, к которой свойственно стремиться человеку.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Власть верховная
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.