Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и порядок анализа издержек обращения коммерческого предприятия




Издержки обращения (ИО) посреднических предприятий измеряются в сумме и по уровню. Уровень ИО представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей предприятия и показывает, сколько процентов занимают издержки в стоимости товаров.

Анализ ИО направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы посреднического предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания покупателей.

Полный анализ ИО необходимо производить не реже одного раза в квартал, а неполный – ежемесячно. Также целесообразно еженедельно сравнивать произведённые затраты с допустимыми, нормативными, прогнозными.

Задачами полного анализа ИО является определение:

- фактических уровней и суммы затрат, выполнения плана Ио по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

- динамики и степени выполнения плана по ИО;

- размера и темпа изменения фактического уровня ИО по сравнению с плановым;

- величины экономии и перерасхода средств по общему уровню и отдельным статьям;

- изменений размера влияния основных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;

- изменений в ИО подведомственных предприятий;

- обоснованности и напряжённости по ИО на основе поведения затрат;

- издержкоёмкости отдельных видов товаров;

- размера различий в сравнении с ИО конкурентов.

Источниками информации для анализа ИО служат данные первичных документов (товаро-транспортные накладные, расчётно-платёжные ведомости на оплату труда и др.), материалы документальных ревизий, инвентаризаций, проверок, докладные записки, результаты наблюдений.

Сначала проводят анализ общего уровня и суммы ИО в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года. Общий анализ проводят за год, по кварталам, по месяцам и по подразделениям.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расхода, соблюдения сметы по отдельным статьям. Анализу подлежат все статьи ИО, но в первую очередь, расходы на оплату труда, транспортные расходы, амортизация основных средств, проценты по кредитам банков.

Относительное изменение уровня затрат определяется как разность между фактическим уровнем и плановым.

Относительная экономия ИО (или перерасход ИО) в сумме определяется умножением величины фактического товарооборота (РФ) на размер изменения уровня издержек (УИО)и делением на сто:

Эио = Рф УИО:100%. (17)

Абсолютная экономия (или перерасход) рассчитывается как разность между фактической суммой затрат и плановой.

Интенсивность изменения уровня расходов характеризуется темпами их снижения или повышения, которые рассчитываются по нижеприведённой формуле:

Тизм =УИО: УИОпл · 100%, (18)

где Тизм - темп изменения ИО;

Уио - размер изменения ИО;

УИОпл - первоначальный уровень ИО.

 

Наиболее часто применяемые приёмы анализа: сравнение, группировка, цепная подстановка, метод разниц.

На абсолютную сумму и относительный уровень издержек обращения оказывают влияние различные факторы. Из них наиболее значимыми являются:

- изменение объема, состава и структуры товарооборота;

- изменение тарифов и ставок за услуги сторонних организаций;

- изменение уровня розничных цен, цен на материальные ресурсы;

- изменение времени и скорости товарного обращения;

- изменение состава и эффективности использования материально-технической базы;

- изменение производительности труда работников.

При анализе ИО следует учитывать неодинаковую степень зависимости отдельных статей от объёма товарооборота.

Влияние объёма товарооборота на ИО определяется следующим образом: плановая сумма условно-переменных затрат умножается на перевыполнение или недовыполнение плана товарооборота и итог делят на сто.

Если к полученному результату прибавить сумму условно-постоянных расходов, получим скорректированную плановую сумму ИО с учётом фактического объёма товарооборота. Если вычесть из этой скорректированной суммы плановую абсолютную величину ИО, получим влияние изменения объёма товарооборота на ИО.

Последние годы суммы и уровень ИО находятся под сильным влиянием фактора цен, что обусловлено переходом к свободному ценообразованию, инфляционными процессами, снижением эффективности общественного производства, рыночными преобразованиями.

Снижение или рост ИО за счёт изменения цен, тарифов, ставок не характеризует эффективность работы посреднического предприятия, так как изменение цен в основном носит характер влияния факторов внешней среды.

Для расчёта влияния цен на уровень ИО необходимо иметь данные об индексах цен на товары, индексах транспортных тарифов, ставок арендной оплаты, тарифах на коммунальные услуги, индексах должностных окладов, тарифных и процентных ставок за пользование банковскими кредитами и займами. Затем уровень ИО по отдельным статьям пересчитывается в сопоставимые цены и тарифы. Разница между уровнем ИО в действующих ценах и сопоставимых даст влияние ценового фактора.

По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению ИО и ликвидации нерациональных текущих затрат в посреднической деятельности.

 

16. Факторы, влияющие на величину и уровень издержек обращения коммерческого предприятия

Величина издержек обращения находится под воздействием многочисленных зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов. Факторы делятся на внешние и внутренние, снижающие и повышающие рост затрат.

К факторам внешней среды, то есть не зависящим напрямую от деятельности предприятия, относятся:

- поведение покупателя;

- объём спроса и предложения, их соотношение;

- местоположение предприятия;

- сегмент рынка;

- уровни конкуренции, сервиса, предполагаемого конкурентами;

- состояние экономики страны, уровень инфляции, налоги, процентные ставки, минимальная зарплата и т.д.;

- уровень нормативных величин.

Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоёмкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием предприятия в целом.

Издержкоёмкость товара зависит от вида, потребительских свойств, качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоёмкости, жизненного цикла и ресурсообеспеенности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др.

К факторам прямого воздействия относятся:

- объём и структура товарооборота;

- издержкоёмкость товара;

- производительность труда;

- увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее или более издержкоёмких товаров;

- рациональное использование всех видов ресурсов;

- сокращение звенности товародвижения;

- транспортировка и др.

К факторам, снижающим уровень издержек, относятся:

- рост объёма товарооборота и доли мелкооптового оборота в его составе;

- увеличение в структуре товарооборота удельного веса менее издеркоёмких товаров;

- повышение эффективности труда торговых работников;

- внедрение прогрессивных методов продажи, полное использование производственных мощностей, увеличение товарооборота в расчёте на 1 м2 торговой площади, рост технической оснащённости;

- рациональное использование оборотных средств, недопущение случаев образования сверхнормативных запасов товара;

- ускорение товарооборачиваемости;

- полная ликвидация всех видов непроизводительных расходов и потерь;

- укрупнение предприятий коммерческого посредничества;

- сокращение звенности товародвижения;

- совершенствование управления торговлей.

Факторами, вызывающими рост затрат, могут быть: снижение объёмов продаж, увеличение в структуре товарооборота удельного веса товаров со сравнительно высоким уровнем издержек обращения, замедление товарооборачиваемости, увеличение объёмов кредитов, повышение цен, ставок, окладов, тарифов, повышение качества обслуживания, увеличение количества услуг, оказываемых покупателям.

Но всё же одним из основных факторов, влияющих на уровень и сумму издержек обращения, является объём товарооборота. С его ростом, как правило, увеличивается общая сумма издержек обращения и сумма расходов по условно-переменным статьям. Уровень расходов тоже может повыситься.

При расчёте степени влияния факторов на издержки обращения необходимо учитывать, что влияние отдельных факторов не всегда можно измерить количественно. Это касается, прежде всего, качественных факторов и факторов макросреды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.