Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет материально-производственных запасов. Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов определен на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет




Порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов определен на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. ‡ 44н, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. ‡ 119н и Методических указаний по инвентаризации и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. ‡ 49.

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

Материально-производственные запасы — это активы (имущество), которые в процессе промышленного производства под воздействием живого труда работников и при помощи средств труда переходят в готовую продукцию. Они, как правило, целиком потребляются в одном производственном цикле и стоимость свою полностью переносят на себестоимость вновь созданного продукта. В себестоимости готовой продукции материально-производственные затраты составляют значительную величину. Так, в целом по промышленности они составляют свыше 70% всех затрат на производство, а в легкой и пищевой отраслях — около 90%.

Основные задачи учета материально-производственных запасов:

контроль за поступлением в организацию материалов по объему и ассортименту;

контроль за соблюдением норм производственного потребления и точным распределением по объектам калькулирования для получения достоверных показателей себестоимости продукции и отдельных видов изделий;

контроль за соблюдением складских запасов установленным нормам, обеспечивающих беспрерывный выпуск продукции;

контроль за сохранностью материально-производственных запасов в местах их хранения и движения;

правильное и своевременное документальное отражение операций заготовления, поступления, отпуска материалов и расчетов с поставщиками;

выявление фактических затрат, связанных с заготовлением материально-производственных запасов;

своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей их вовлечения в оборот;

проведение анализа эффективности запасов.

Для выполнения поставленных задач учета материально-производственных запасов необходимо:

наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

размещение запасов по секциям складов, а внутри них — по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.д.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящихся запасах;

оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках — от поставщиков, с базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и т.д.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально-ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденного руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетентности — тип или вид операции, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решения).

Важнейшее условие организации учета материально-производственных запасов — их группировка по определенным признакам.

Сырье и материалы вещественно входят в изготовляемую продукцию и составляют ее основу. К сырью относят продукцию сельского хозяйства (хлопок, шерсть, сахарную свеклу, зерно и др.). Материалами считают продукцию обрабатывающей продукции обрабатывающей промышленности (металл — в машиностроении, кожа — в обувной промышленности и т.д.). К этой же группе примыкают полуфабрикаты. Полуфабрикаты могут быть собственного производства — материалы, прошедшие часть операций обработки (например, пряжа на текстильных комбинатах, чугун — на металлургических и т.д.), и покупные — аналогичные продукты, приобретаемые со стороны (отливки, поковки — в машиностроении). В учете полуфабрикаты, как правило, выделяют в самостоятельный вид расхода.

Топливо является вспомогательным материалом, но ввиду его большого народнохозяйственного значения, специфической роли в процессе производства, значительного удельного веса в затратах топливо выделяется в самостоятельный вид. Оно может быть по назначению технологическим, двигательным (горючее) и хозяйственным (для отопления).

Запасные части для ремонта имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.

Тара, предназначенная для упаковки продукции: мешки, ящики, тарные материалы и др. Тара для хранения полуфабрикатов, измерения выработки (мерная) учитывается в составе инвентаря.

Внутри каждого вида материалы подразделяются на укрупненные группы по физическим свойствам. Например, в машиностроении в составе основных материалов выделяются металлы, которые, в свою очередь, делятся на черные, цветные и т.д. Внутри укрупненных групп предусматривается перечень всех видов и марок материалов.

Систематизированный перечень всех материалов, используемых на предприятии, представляет собой номенклатуру конкретного предприятия, которая охватывает виды, однородные группы и подгруппы, включающие марки и сорта материалов. Каждому наименованию в номенклатуре соответствует отдельный номенклатурный номер, который отражает движение и наличие материалов каждого наименования. В той же номенклатуре зафиксирована учетная цена за единицу, в связи с чем систематизированные перечни материалов получили название «номенклатур-ценников». Они предназначены для оперативного учета движения материалов на складе, аналитического учета по номенклатурным номерам и оценки в текущем учете по учетным ценам.

В синтетическом учете группировка материалов отражена на счете 10 «Материалы»:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали.

3. Топливо.

4. Тара и тарные материалы.

5. Запасные части.

6. Прочие материалы.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону.

8. Строительные материалы.

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности.

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить, во-первых, формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а во-вторых надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости: сумме фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

суммы, уплачиваемые организациями за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

таможенные пошлины;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, в том числе расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов, затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, затраты на услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором, затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и т.п. Сюда же организации могут относить и оплату процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до момента оприходования материально-производственных запасов на складах организации;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляется в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость таких активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и при ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут заменять друг друга обычным образом, оцениваются по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости этой группы на их количество; при этом под запасом понимается остаток на начало месяца и запасы поступившие в течение данного месяца.

Оценка по способу ФИФО основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При использовании этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости запасов, последних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость запасов, наиболее ранних по времени приобретения.

Оценка по способу ЛИФО основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних приобретений. При этом оценка материально-производственных запасов, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости запасов, наиболее ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость товаров, последних по времени приобретения.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

На конец отчетного периода запасы (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) оцениваются в зависимости от принятого способа оценки, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

Материально-производственные запасы поступают в организацию от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих материалы за наличный расчет, от своего производства (возврат и отходы), от списания пришедших в негодность основных средств.

Поставщик одновременно с отгрузкой материалов высылает покупателю расчетные и сопроводительные документы: платежное поручение или платежное требование-поручение, товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной, счет-фактуру и др. Основными документами по учету материально-производственные запасов является:

доверенность (ф. ‡ М-2 или М-2а) для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного по получению материальных ценностей. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку. Срок действия доверенностей, как правило, не должен превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.

однострочные приходные ордера (ф. ‡ М-3) и многострочные приходные ордера (ф. ‡ М-4) для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления материалов на склад. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.

Груз получают одни и те же лица, список которых и образцы подписей заранее сообщают на станцию железной дороги или пристань. Приемка груза осуществляется в соответствии с квитанциями транспортных накладных по весу и количеству мест. При выявлении недостачи по вине транспорта в момент приемки составляется коммерческий счет, служащий основанием для предъявления претензии к этой организации. Материалы, ошибочно адресованные предприятию, принимаются на ответственное хранение.

Груз доставляется на склад, где он проверяется в соответствии со счетом-фактурой и сопроводительным документом по количеству, ассортименту и качеству. Принимает ценности заведующий складом или кладовщик; при обнаружении недостачи привлекается представитель незаинтересованной организации. На выявленное несоответствие количества и качества доставляемого на склад груза составляется приемный акт, где фиксируется размер недостачи и устанавливается сумма, взыскиваемая с поставщика. Приемный акт служит основанием для предъявления претензий к поставщику. Он составляется по форме ‡ М-7 в двух экземпляра членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя незаинтересованной организации. Акт утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой — в службу снабжения.

При централизованной доставке материалов автотранспортом со склада поставщика груз оформляется товарно-транспортной накладной (ф. ‡ М-5 и М-6) или межведомственной (ф. ‡ Т-1). Накладная выписывается в четырех экземплярах, которые предоставляются:

покупателю, как основание для оприходования материалов;

в банк для расчета с автобазой;

поставщику для списания материалов;

транспортной организации для учета работы автомашин и расчетов по заработной плате.

Подавляющая часть материалов отпускается со склада в цехи для производственного потребления, на обслуживание оборудования, хозяйственные нужды. В отдельных случаях с разрешения руководителя организации возможна передача или реализация излишних и ненужных материалов.

Каждая операция отпуска, как и приемка, оформляется первичным документом, а количество отпускаемых материалов измеряется, взвешивается, подсчитывается. Отпуск со склада осуществляется только специально на то уполномоченными лицами, списки и образцы подписей которых заранее сообщаются на склады.

В первичном документе на отпуск кроме реквизитов, характеризующих выдаваемый материал, имеются шифры производственных затрат, отражающих либо направление расхода на изготовление определенного изделия или заказа, либо статью комплексных расходов.

Отпуск материалов, потребляемых в течение месяца, регулярно оформляется лимитно-заборными картами (ф. ‡ М-9). Они составляются в двух экземплярах в плановом отделе или в специальной группе отдела материально-технического снабжения. Само название документа свидетельствует о том, что отпуск по нему допускается в пределах лимита, который устанавливают, исходя из производственной программы изготовления данного вида изделия (детали, полуфабриката) и действующей технической нормы расхода материала на единицу изделия.

Один экземпляр лимитно-заборной карты передается до начала отчетного периода цеху-потребителю, другой — складу.

Верхняя часть лимитной карты заполняется в отделе материально-технического снабжения при ее выписке; нижняя предназначена для отражения фактического отпуска материала и контроля за использованием лимита. После каждой записи о получении материалов в графе «Остаток лимита» указывается количество, рассчитанное как остатки по предыдущей строке минус текущий отпуск.

Однако этот вывод не всегда верен. В ряде случаев определенные виды материалов, отсутствующие на складе, по распоряжению главного инженера или главного технолога могут заменяться другими. Замена осуществляется специальным документом — актом или требованием на замену, которое свидетельствует о дополнительном расходе, не отраженном в лимитной карте. В случаях перерасхода материала выдача производится на основании требований (ф. ‡ М-10А и М-11 А) на сверхлимитный отпуск. Эти документы содержат отличительные признаки, например, красную полосу по диагонали, позволяющую обращать на них особое внимание. Каждый такой расходный документ — свидетельство о неэффективном использовании материалов и росте себестоимости продукции.

Материалы, которые получают в разовом порядке, а также материалы, повторный отпуск которых заранее предусмотреть невозможно, выдаются на основании требований, составляемых в двух экземплярах: для склада и цеха. Они могут быть однострочными или многострочными — в зависимости от количества видов одновременно получаемых материалов.

Для оформления разового отпуска материалов применяют требования-накладные (ф. ‡ М-10 и М-11) — однострочные и многострочные, или межведомственные формы ‡ М-3. Накладная составляется в двух экземплярах материально-ответственными лицами склада или цеха. Первый экземпляр предназначается для списания ценностей, а второй — для оприходования ценностей получателя.

Отпуск материалов на сторону оформляется накладной ф. ‡ М-15. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении доверенности на получение ценностей. Первый экземпляр передается на склад для оформления отпуска материалов, второй — получателю.

Для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру используется карточка учета материалов (ф. ‡ 17). Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Кладовщик ежедневно делает в них записи на основе первичных приходно-расходных документов и выводит остатки.

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей. При использовании количественно-суммового метода учета материалов одновременно на складе и в бухгалтерии ведутся регистры количественно-суммовой формы (карточки аналитического учета, оборотные ведомости) в разрезе номенклатурных номеров. В конце месяца проводится взаимосверка данных склада и бухгалтерии.

Все первичные документы на поступление и расход материалов используются прежде всего для ведения оперативного учета материалов работниками складов. На каждой номенклатурный номер материальных ценностей имеется карточка количественного складского учета.

Верхняя часть карточки (сведения о самом материале, норма запаса, цена за единицу) заполняется бухгалтером материальной группы. Нижняя часть предназначена для отражает текущее движение материала в натуральном выражении на основе первичных документов. Карточки регистрируются и под расписку выдаются кладовщику.

Периодически, не реже одного раза в 10 дней, бухгалтер материальной группы принимает по реестру первичные документы на приход и расход материалов, проверяет соответствие записей в карточках содержанию документов и ставит в графе «Контроль» дату проверки и подпись.

При таком порядке данные оперативного учета приобретают бухгалтерскую достоверность и в дальнейшем процессе учета материалов могут использоваться в качестве регистров аналитического учета их движения.

Сама картотека на складе строится в порядке балансовых счетов, однородных групп материалов, а внутри них — по номенклатурным номерам. Записи в карточках ведут только работники складов, которым поручен оперативный учет. Остатки на 1 число каждого месяца переносятся из карточек в сальдовую книгу или ведомость, таксируются по учетной цене и подсчитываются по укрупненным группам материалов, складам и балансовым счетам.

Полученные после таксировки по учетным ценам суммы остатков материалов каждой укрупненной группы сверяются с данными бухгалтерии, где движение материалов учитывается в денежном выражении, по тем же укрупненным группам однородных материалов. Такой порядок ведения оперативного учета движения материалов называется оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом.

Преимущество его, особенно в условиях обработки с применением ЭВМ, состоит в том, что оперативные данные движения каждого вида материалов, отраженные в карточках складской картотеки, приобретают бухгалтерскую достоверность благодаря установленной системе контроля за текущими запасами и остатками. Это, в свою очередь, позволяет отказаться от учета движения по каждому номенклатурному номеру в натуральных единицах измерения, объединить оперативный и аналитический учет в единую систему и тем самым снизить затраты на ведение такого учета.

Однако сальдовый метод не приобрел повсеместного распространения — встречаются и другие варианты организации аналитического учета по видам материалов. На ряде предприятий отсутствует контроль со стороны бухгалтерии за отражением операций поступления и отпуска материалов в складских карточках, что вызывает необходимость в самой бухгалтерии осуществлять параллельный учет движения по каждому номенклатурному номеру в натуральных единицах измерения. Для этого используют сортовую оборотную ведомость, в которой ежемесячно на основе сгруппированных по номенклатурным номерам первичных документов показывают количество и сумму остатков на начало месяца, приход, расход и остатки на конец месяца. На отдельных предприятиях (как правило, небольших) в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета материалов по каждому номенклатурному номеру с последующим обобщением данных об остатках и движении в оборотной ведомости. Это намного увеличивает трудоемкость ведения сортового учета материалов за счет дублирования ряда записей, дополнительных подсчетов и т.д.

Применение в учете материалов ПЭВМ позволяет отказаться от ведения вышеперечисленных регистров учета и составлять на основании первичных документов машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. Их ведут в разрезе складов и материально ответственных лиц с автоматическим выведением остатков после каждой операции. Однако, при составлении сортовых оборотных ведомостей на ЭВМ ослабевает контроль за организацией учета материалов на складе, поэтому сальдовый метод учета остается одним из наиболее эффективных при ручной обработке учетных данных. Правда, учет в этом случае остается трудоемким, так как в оборотную ведомость приходится записывать сотни номенклатурных номеров материалов.

Синтетический учет производственных запасов ведется на счетах:

10 «Материалы»;

11 «Животные на выращивании и откорме»;

14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Учет материалов ведется на синтетическом, активном счете 10 «Материалы», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и др.

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.

Определение фактической себестоимости приобретения (заготовления) материалов было рассмотрено выше. При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) ценностей отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов».

На субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается наличие и движение:

сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, как ее основа или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении;

вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу;

сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки и т.п.

На субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали» учитываются наличие и движение покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, которые требуют затрат по их обработке или сборке.

На субсчете 10-3 «Топливо» — и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. При использовании талонов на нефтепродукты их учет также ведется на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» — наличие и движение всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов и деталей, предназначенных для изготовления тары и ее ремонта (детали для сборки ящиков, бочковая клепка, железо обручное и др.). Предметы, предназначенные для дополнительного оборудования вагонов, барж, судов в целях обеспечения сохранности отгружаемой продукции, учитываются на субсчете 10-1 «Сырье и материалы».

На субсчете 10-5 «Запасные части» — наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также автомобильных шин в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях предприятий, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

На субсчете 10-6 «Прочие материалы» — наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака,; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части на данном предприятии (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п. Отходы производства и вторичные материальные ценности, используемые как твердое топливо, учитываются на субсчете 10-3 «Топливо».

На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — движение материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним предприятиям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

Субсчет 10-8 «Строительные материалы» используется предприятиями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства (взрывчатые вещества и т.д.).

Субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» используется для учета спецодежды, спецобуви и относящихся к ним приспособлениях (например «кошки» для высотников).

В зависимости от принятой организацией учетной политики учет поступления материалов может быть организован с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» или без их использования.

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражает информацию о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовки и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежные документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.

Счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» предназначен для отражения разницы в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

Счета 15 и 16 используют, когда материалы учитываются в учетных ценах, а не по фактической себестоимости.

Ниже приведена схема записи на счетах бухгалтерского учета операций по заготовлению материалов с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Сумма покупной стоимости (без НДС) отражается записью:

Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» либо счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Сумма НДС по полученным материалам:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» (субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»)

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» либо счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Оприходование материалов по учетной цене проводится записью:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

НДС списывается на расчеты с бюджетом после оплаты и оприходования материалов:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»)

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступали в организацию — до или после получения расчетных документов поставщика.

Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В конце месяца по счетам 15 и 10 отражается также стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщика (без оприходования этих ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются и числятся в текущем учете по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Выявившийся на счете 15 остаток списывается в конце месяца в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Можно и не проводить в конце месяца записи по счетам 15 и 10 на стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков. При этом разница между стоимостью фактически поступивших на предприятие материалов по учетным ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) этих материалов списывается в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материалов». Остаток по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие материальных ценностей в пути.

Во втором случае оприходование материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 — «Расчеты с поставщиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. — в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов поставщика.

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек обращения) или другими соответствующими счетами.

Фактический расход материалов в зависимости от направления списания оформляется бухгалтерскими записями:

Дебет счета 20 «Основное производство» или счета 23 «Вспомогательное производство», «Общепроизводственные расходы», «Общехозяйственные расходы», «Обслуживающие производства и хозяйства»

Кредит счета 10 «Материалы»

Если материалы учитываются на счете 10 по учетным ценам, то при передаче их в производство на счете по направлениям списания кредитуется счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражаются фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту — отражается выручка, полученная за проданное имущество.

На сумму выручки от продажи материалов делают записи:

Дебет счета 50 «Касса»

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»)

На сумму НДС, полученную в составе выручки:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 2 «Прочие расходы»)

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»)

Далее списывается фактическая стоимость проданных материалов:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы»)

Кредит счета 10 «Материалы»

Если учет материалов в организации ведется по учетным ценам, то на сумму разницы между фактической себестоимостью материалов и стоимостью их по учетным ценам составляется запись:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы»)

Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материалов»

Материальные ценности, поступившие на склад ошибочно, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку (давальческое сырье), но не оплаченные, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Для достоверности данных бухгалтерского учета о наличии и сохранности материальных ценностей организации не реже одного раза обязаны проводить в год инвентаризацию, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием материалов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в рассмотренном ниже порядке.

Излишки материалов приходуются на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы «)

Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам — в сумме выявленных потерь:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 10 «Материалы»

Списание недостач оформляется записями:

а) в пределах нормы естественной убыли — за счет издержек производства или обращения:

Дебет счета 20 «Основное производство» (или счета 25 «Общепроизводственные расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

б) сверх норм естественной убыли или хищении, когда установлены виновники:

Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»)

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

в) сверх норм естественной убыли или хищении, когда не установлены виновники:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.