Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор коммерческой концессии

Из лекции:

(франчайзинг)

Различия:

По д-ру КК – получает у пользователя товара, а не правообладателя

Во Фр-ге – потребителю невозможно узнать у кого получен товар/услуга

КК 4 вида:

1. Сбытовой франчайзинг (использ-ся производителем товаров для сети сбытовой, кот находится под его контролем)

2. Торговый франчайзинг (торговая орг-ция создает сеть)

3. В сфере обслуживания (сеть фирменных отелей, ресторанов. Строит-ся по типу торгового фр-га)

4. Производственный фр-г (использ-ся изготовителем для расширения произв-ва товаров и продвижения его на рынке)

Д-р КК (гл 54):

Определение: По д-ру КК одна сторона – правообладатель обязуется предоставить др стороне – пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимат деят-ти комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав

· Консенс-й

· Взаимный

· Возмездный

Стороны: правообладатель и пользователь. Д б предпринимателями. Т е коммерч орг-ция на момент заклю д-ра. Не м заключать д-р гос-во, Муниципальные образования, некоммерческие орг-ции, даже если они заним-ся коммерч деят-тью

Предмет: комплекс исключит прав, кот передается в пользование (товар знак, знак обслуживания. Секреты произв-ва – НОУ-ХАУ, права на использ-е моделей, образцов)

Форма: простая письменная. Несоблюдение влечет недействительность д-ра.

Д-р подлежит гос регистрации в патентном ведомстве. При несоблюдении, д-р явл-ся ничтожным.

Гос регистрации подлежат все изменения и прекращение д-ра в некот случаях:если закл-ся на неопред срок, а д-р расторг-ся. Или закл-ся без определения срока и расторг.

Сущ условия:

· Предмет

· цена

· М б заключен на опред срок или без указания срока.

Если без срока, то о расторжении предупредить контрагента за 6 мес до предполагаемой даты, если друг срок не предусмотрен д-ром

· Может закл-ся с определением территории его действия.

Содержание:

Права и обяз-ти правообладателя:

Обязан:

· обеспечить передачу прав пользователю. Тех и коммерч документацию. предоставить всю инф-ю, выдать лицензии на право пользования образцами, технологиями

· обеспечить гос регистрацию д-ра. Но не обяз-но. Это не императивная норма

· Оказывать польз-лю постоянное техническое содействие консультировать польз-ля

· Контролировать кач-во товаров/услуг/работ, переданные по д-ру

Пользователь:

Должен:

· использовать комплекс полученных прав в соответствии с условиями д-ра

· Информировать потребителей о том, что он действует на основании д-ра КК

· Не разглашать секреты произв-ва правообладателя

· Своевременно выплачивать правообладателю обусловленное д-ром вознаграждение. (чаще состоит из 2 частей: входной платы – за факт присоединения – ЕДВ; периодические платежи – в % или твердой сумме)

· обеспечить такое же кач-во услуг как у правообладателя

· Поль-ль обязуется предоставить определенное кол-во субконцессий или наоборот м б установлен запрет на передачу концессии

Д-р КК не должен приводить к недобросовестной конкуренции и нарушать антимонопольное з-во

Возможно ограничение прав сторон:

Группы ограничений:

1. Оспоримые ограничения – условия д-ра, кот м б признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или другого заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния рынка и эк-кого положения сторон противоречат антимонопольному з-ву (перечень примерный ст. 1033):

обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;

обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление

Ничтожные ограничения- такие условия включение которых в д-р КК прямо запрещено з-ном (перечень ст. 1033) всего 2:

обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории

Ответ-ть сторон:

Друг перед другом и перед 3 лицами.

Ответ-ть наступает независимо от вины.

Перед потребителем (3 лица) несут пользователи и правообладатель. Правооблад за кач-во услу оказыв пользователем

Правообладатель несет субсидиарную ответ-ть по предъявленным пользователем требованиям или о ненадлежащем кач-ве продаваемых товаров.

Солидарную ответ-ть правообл несет по треб-ям, предъявляемым к пользователю как к изготовителю товара.

Пользователь имеет преимущественное право на заключение д-ра на новый срок, если исполнял надлежащим образом

 

Из шпоры:

Термин «коммерческая концессия» является, по существу, синонимом вошедшего в международную практику термина «франчайзинг», экономическая суть заключается в расширении коммерсантом сферы собственного бизнеса за счет передачи другому, как правило, территориально отдаленному предпринимателю. Данный договор заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.д.), тем самым расширить рынок сбыта товаров и услуг под хорошо известными потребителю («раскрученным») фирменным наименованием без вложения им дополнительных средств.

При этом сторона, предоставившая право использовать средства индивидуализации, одновременно представляет пользователю охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса. Наиболее известным примером является открытие по всему миру сети ресторанов «Макдоналдс», «Пицца-хат», «Баскин-роббинс», гостиниц «Мариотт», «Редиссон».

На практике выделяют следующие разновидности коммерческой концессии:

1) сбытовая коммерческая концессия — создается единая сбытовая сеть под общим контролем правообладателя;

2) торговая коммерческая концессия — открываются торговые предприятия, которые юридически не являются филиалами или структурными подразделениями правообладателя, а только используют его торговую марку;

3) коммерческая концессия в сфере обслуживания — типичными примерами этого вида франчайзинга, близкого к торговому франчайзингу, являются сети фирменных отелей, ресторанов и т.д.;

4) производственная коммерческая концессия — пользователь организует производство товаров с использованием товарного знака правообладателя, например, «Адидас».

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется передать другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (право на фирменное наименование, на товарный знак, знак обслуживания и т.д.), а пользователь обязуется использовать полученные права в предпринимательской деятельности в обусловленном договоре объеме и выплачивать вознаграждение (ст. 1027 ГК РФ).

Коммерческая концессия является договором, входящим в группу обязательств, направленных на передачу объектов гражданских прав (исключительных прав) во временное пользование. В договоре коммерческой концессии можно обнаружить элементы лицензионного договора, договора об оказании услуг и других договоров. Однако он не относится к числу смешанных договоров (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и выделен в самостоятельный тип договора гл. 54 ГК РФ.

Юридическая квалификация договора: консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

Сторонами договора являются: правообладатель — лицо, предоставляющее право использования своих средств индивидуализации, ноу-хау, пользователь — лицо, которому эти права передаются.

Субъектный состав сторон: ими могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Существенные условия договора: предмет и цена.

Предмет договора — комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. К обязательным объектам, которые должны быть переданы по договору, закон отнес фирменное наименование и охраняемую коммерческую информацию. В предмете договора особо следует выделить коммерческое обозначение — наименование юридического лица, хотя и незарегистрированного, но получившего широкую известность, которое сохраняется без специальной регистрации, например, Кока-Кола.

Цена договора зависит от оценки стоимости передаваемых исключительных прав. Обычно вознаграждение, выплачиваемое пользователем правообладателю, состоит из двух частей:

1) фиксированной суммы, т.е. платы за присоединение к фирменной сети правообладателя, которая выплачивается сразу после заключения договора (паушальный платеж);

2) последующих периодических платежей, определяемых в твердых суммах, либо в процентах от выручки (роялти).

Кроме того, за предоставленные субконцессии пользователь обычно выплачивает правообладателю также определенный процент от оборота вторичного пользователя.

Срок договора: договор может заключаться как на определенный срок, так и без его указания.

Форма договора: письменная. Договор подлежит регистрации в том же органе, где зарегистрирован правообладатель. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя за границей, договор регистрируется в России в том органе, где зарегистрирован другой участник — пользователь (в территориальном подразделении ФНС РФ). Необходимость такой регистрации обусловлена тем, что, передавая пользование правами, индивидуализирующими деятельность, правообладатель ограничивает и собственные права. Ограничение должно быть гласным. Регистрационная запись договора, его изменение или прекращение вносится в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии). Каждой записи присваивается регистрационный номер.

Если в предмет договора включены объекты, охраняемые в соответствии с патентным законодательством, то договор необходимо зарегистрировать в Патентном ведомстве РФ (право на товарный знак, изобретение, промышленный образец). Если договор коммерческой концессии, предметом которого являются объекты, охраняемые патентным законодательством РФ, заключен на территории иностранного государства, то для соблюдения процедуры регистрации в Патентном ведомстве РФ требуется выписка из договора, заверенная в порядке, установленном законодательством соответствующей страны.

Договор коммерческой концессии имеет силу для третьих лиц после его регистрации.

Правообладатель обязан (ст. 1031 ГК РФ):

1) предоставить пользователю техническую, коммерческую документацию и иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав;

2) выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

3) обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии;

4) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии;

5) оказывать пользователю техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

6) нести субсидиарную ответственность по предъявленным к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых) по договору.

Пользователь обязан (ст. 1031 ГК РФ):

1) использовать комплекс переданных по договору прав в соответствии с условиями договора;

2) обеспечить соответствие производимых им на основании договора товаров (работ, услуг) качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых, выполняемых правообладателем;

3) соблюдать инструкции и указания правообладателя;

4) не разглашать секреты производства и другую информацию, составляющую коммерческую тайну;

5) уплачивать правообладателю обусловленное вознаграждение;

6) выдавать предусмотренное договором количество субконцессий, если такое условие предусмотрено договором.

Пользователь вправе:

1) при надлежащем исполнении своих обязанностей получить преимущественное право на заключение договора на новый срок на тех же условиях (п.1 ст.1035 ГК РФ);

2) разрешить другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии.

Таким образом, по договору субконцессии пользователь выступает в качестве вторичного правообладателя, а контрагент — в качестве вторичного пользователя. С помощью договора субконцессии первоначальный правообладатель расширяет свои возможности воздействия на рынок сбыта своих товаров, услуг. В связи с этим закон допускает возможность замены вторичного правообладателя (то есть пользователя по основному договору коммерческой концессии) основным правообладателем в случае досрочного прекращения концессионного договора, заключенного на срок, либо расторжения такого договора, заключенного без указания срока (п. 3 ст. 1029 ГК РФ).

Ответственность по договору по субконцессии. Вторичный пользователь отвечает за причинение вреда непосредственно перед правообладателем, а пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Ответственность сторон по договору коммерческой концессии. Коммерческая концессия подчинена общим правилам об ответственности (гл. 25 ГК РФ), сопровождаемым специальными правилами.

Правообладатель отвечает не только перед пользователем за ненадлежащее исполнение договора, но и перед третьими лицами за ненадлежащее качество работ, услуг. Эта ответственность может быть как субсидиарной, так и солидарной.

Следующий случай наступления ответственности связан с фактом отказа пользователю в возобновлении на новый срок прекратившегося договора и предоставления правообладателем до истечения установленного законом трехлетнего срока тех же прав, какие были представлены пользователю по прекратившемуся договору, третьим лицам. Если при этом правообладатель не предложит бывшему пользователю заключить новый договор в указанный срок, он обязан возместить последнему убытки. При нарушении правообладателем трехлетнего запрета и получении вследствие этого доходов пользователь в силу п. 2 ст. 15 ГК РФ вправе требовать от него возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем чем такие доходы.

Изменение договора осуществляется по соглашению сторон. Договор может быть изменен и по требованию одной из сторон в судебном порядке при существенном нарушении условий договора стороной.

Прекращение действия договора коммерческой концессии происходит по основаниям, предусмотренным ГК РФ для прекращения обязательств. Помимо общих оснований прекращения обязательств, договор прекращается также в случаях (ст. 1037 ГК РФ):

1) одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока, с предупреждением об этом другой стороны не менее чем за 6 месяцев;

2) одностороннего отказа пользователя от договора в случае изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя без согласия пользователя. В этом случае правообладатель обязан возместить причиненные пользователю расторжением договора убытки;

3) прекращения принадлежащего правообладателю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение без замены его новым (ст. 1040 ГК РФ);

4) объявления одной из сторон договора банкротом;

5) смерти правообладателя, если наследник в течение 6 месяцев со дня открытия наследства не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.

Прекращение договора подлежит государственной регистрации в тех же органах, которые регистрируют заключение этого договора.

Переход исключительных прав от правообладателя к другому лицу не является основанием для прекращения договора коммерческой концессии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Договор простого товарищества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.